Патриотическая направленность в воспитании детей с умственной отсталостью классным руководителем во внеурочной деятельности (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 09.01.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Санникова, А. Ю. Патриотическая направленность в воспитании детей с умственной отсталостью классным руководителем во внеурочной деятельности (из опыта работы) / А. Ю. Санникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8889/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье представлен опыт работы классного руководителя в воспитании патриотической направленности через реализацию проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью.

Ключевые слова : патриотическое воспитание, внеурочный проект, обучающиеся с умственной отсталостью, элементы волонтерства, классный руководитель, малая Родина.

Закон РФ «Об образовании» ставит перед классными руководителями задачу патриотического воспитания обучающихся. Проблема патриотического воспитания умственно отсталых школьников является чрезвычайно актуальной и значимой в современных сложных экономических и геополитических условиях соперничества, сложившихся вокруг нашей страны. Одним из ключевых направлений в воспитательной работе нашей «Специальной школы № 78» г. Новокузнецка патриотическое воспитание обучающихся с умственной отсталостью.

Патриоти́зм — слово греческого происхождения означает «соотечественник», «родина», «отечество» (Википедия). Умственно отсталые дети имеют узкий круг осведомленности об окружающем мире, для них характерно незнание объектов окружающего социума, значимых учреждений, достопримечательностей даже района города, в котором они проживают, что препятствует формированию целостного представления о малой Родине. Поэтому целесообразно начинать формирование патриотизма последовательно: с доступных элементарных понятий, объектов и через постепенное расширение кругозора и представлений о «родине», «отечестве». В основу образования по ФГОС при обучении школьников с ОВЗ и умственной отсталостью положен деятельностный подход, то есть обучение и воспитание организовывается через доступную деятельность для конкретной категории обучающихся, с учётом всех нарушений и возможностей. Одна из задач классного руководителя в патриотическом воспитании конкретной группы школьников с особыми возможностями здоровья — правильно организовать их деятельность.

С целью приобщения обучающихся к гражданско-патриотическим ценностям в 2011–2012 учебном году в нашей школе был реализован внеурочный проект для обучающихся старших классов «Никто не забыт, ничто не забыто». Цель проекта — воспитание патриотизма у обучающихся в процессе знакомства с историей объектов окружающего социума (Новоильинского района города Новокузнецк). Перед обучающимися класса, в котором я являлась классным руководителем, были поставлены задачи:

— изучить в родном районе улицу Рокоссовского: узнать, в честь кого она названа, собрать и оформить информацию об этом человеке;

— исследовать достопримечательности и интересные объекты данной улицы;

— создать слайдовую виртуальную экскурсию для школьного музея;

— подготовить экскурсоводов от класса для проведения виртуальных экскурсий и презентовать её обучающимся из других классов нашей школы.

Для успешного решения поставленных задач мне, как классному руководителю, пришлось провести подготовительную работу с классом: изучить и обсудить задание с ребятами, распределить поручения, определить порядок выполнения работы. Во время реализации данного проекта под моим руководством обучающиеся класса произвели сбор информации об истории улицы, о человеке, в честь которого названа данная улица; осуществили экскурсионный поход по данной улице района, с целью создания фотографий достопримечательностей данной улицы, провели экологический десант. В процессе проведения данной работы в классе проводились классные часы по собранному материалу: «Маршал Константин Константинович Рокоссовский», «Достопримечательности улицы Рокоссовского», на них обобщался собранный материал, а ребята делились своими впечатлениями о проделанной работе. Мной была подготовлена мультимедийная презентация о результатах исследовательской деятельности и два экскурсовода от класса, данные обучающиеся презентовали результаты исследований нашего класса на общешкольном празднике, который проходил в форме литературно — музыкальной композиции, посвящённой 67-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На итоговом классном часе по окончанию нашего проекта было проведено анкетирование учеников класса, из которого было видно, насколько воспитанники расширили свои познания и представления о родном районе, в котором они проживают.

По аналогии в 2013–2014 учебном году был реализован внеурочный проект для обучающихся старших классов «Что мы Родиной зовём», посвящённый 35-летию Новоильинского района г. Новокузнецк и 69 — годовщине Победы в Великой Отечественной войне, был запланирован и реализован в рамках работы школьного историко-краеведческого музея. Целью данного проекта являлось воспитание личности гражданина России, чувства патриотизма у обучающихся в процессе знакомства с историей объектов окружающего социума (Новоильинского района города Новокузнецк), выдающихся людей, жителей района. Объектами исследования были выбраны первые улицы Новоильинского района. Воспитанники моего класса получили задание исследовать улицу Архитекторов. При проведении данного внеурочного проекта, ребятам представилась возможность познакомиться с замечательным человеком: «ребёнком войны», ветераном труда и тружеником тыла в ВОВ — Ниной Валентиновной А. До знакомства с этим человеком, очевидцем тяжелой жизни мирного населения в время Великой Отечественной войны, ребята имели отдаленное представление о пережитых трудностях жителей родного края в этот временной период. По окончанию данного проекта появилась идея взять шефство нашему классу над Ниной Валентиновной, мы с ребятами поздравляли нашего ветерана с праздниками, приглашали на мероприятия, организованные в школе, изготавливали открытки и поделки в подарок своими руками. Она была почётным приглашённым гостем на выпускном мероприятии моих воспитанников в 2016 году. С Ниной Валентиновной у нас сложились дружественные отношения. Сотрудничество с ветераном труда и взаимодействие моих воспитанников с ней у нас продолжилось и со следующим моим выпуском, вплоть до 2020 года.

Одной из задач программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» является создание условий для развития волонтерского движения, которое является эффективным инструментом в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Одной из форм деятельности в данном направлении могут стать адаптированные элементы волонтерства в воспитании обучающихся с умственной отсталостью. В своей деятельности классного руководителя у меня есть опыт успешного применения элементов социального волонтерства на практике с этой категорией воспитанников. В моей практике были использованы следующие элементы волонтерской деятельности:

  1. Шефство над ветераном с 2013–2014 по 2019–2020 учебные года.
  2. Шефство над обучающимися с комплексными дефектами младших классов нашей школы старшеклассниками моего класса под моим руководством, как классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня и педагога-психолога.

В шефство над воспитанниками младших классов входила следующая организованная деятельность:

— на больших переменах наши добровольцы оказывали помощь при подготовке к урокам физкультуры — помогали переодевать ребят;

— помогали организовывать игры с младшими воспитанниками нашей школы со сложными комплексными дефектами;

— обучающиеся изготавливали игрушки своими руками, которые затем дарили обучающимся первой ступени (1–4-х классов) и обучающимся классов со сложными комплексными дефектами на Новогодний праздник.

Через адаптированные элементы волонтерства обучающиеся моего класса получили опыт взаимодействия со сверстниками, обучающимися младших классов, обучающимися с сочетанными дефектами и людьми старшего поколения, ощутили себя нужными и полезными.

В нашей школе был также реализован социально-педагогический проект для обучающихся старших классов «Имя на карте области», посвящённый 70-летию Кемеровской области, в котором я была одним из авторов и активным участником. Перед началом реализации проекта нами была обозначена проблема — обучающиеся с умственной отсталостью имеют узкий круг осведомленности об окружающем мире, в том числе и о своём регионе, в котором проживают. Для них характерно незнание географических объектов, особенностей её природных ресурсов, культуры и обычаев коренных народов области. Дети недостаточно владеют информацией о местах отдыха на территории Кузбасса. Часто у них нет возможности и путешествовать. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

— расширять представления обучающихся о некоторых географических объектах Кемеровской области;

— способствовать воспитанию уважения к малой Родине, ее историческому наследию, что является составной частью патриотического воспитания.

В связи с отдалённостью изучаемых объектов нашего проекта были приглашены местные жители, родители обучающихся, которые рассказали о достопримечательностях Горной Шории. Были организованы просмотры интересных фрагментов из цикла документальных фильмов с Валуевым о Кузбассе. В наш класс была приглашена девочка из массовой школы, которая рассказала о своих родственниках, проживающих в шорской деревне Тоз, находящейся за городом Мыски, об условиях их быта, национальных забавах и обычаях. Рассказы приглашённых гостей сопровождались видео и слайдовыми показами фотографий из семейных архивов, которые были заранее оформлены классными руководителями в презентации.

Воспитанники моего класса познакомились с замечательным парком-заповедником нашей области «Томская писаница», под моим руководством они собрали интересный материал, оформили виртуальную экскурсию для школьного музея, которую презентовали другим обучающимся школы на общешкольном мероприятии.

После проведения таких мероприятий у обучающихся формируется чувство ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордость за свое Отечество, школу, семью, а значит чувство патриотизма. Проведение таких проектов занимает длительное время от 6 недель и выше, они энергозатратны, но такая работа очень полезна, она сплачивает детские коллективы, ребята узнают много нового и интересного, получают много положительных эмоций.

Ключевые слова

патриотическое воспитание, малая родина, классный руководитель, внеурочный проект, обучающиеся с умственной отсталостью, элементы волонтерства
Задать вопрос