Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 20.12.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Чекина, А. А. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду / А. А. Чекина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8871/ (дата обращения: 05.05.2024).



Пояснительная записка

На современном этапе дошкольной педагогики актуален вопрос формирования познавательной мотивации у детей дошкольного возраста в личностно-ориентированной модели образования. И для педагогов встает вопрос об организации наиболее эффективной развивающей предметно-пространственной среды, о выборе более продуктивных, эффективных игр, подходящих для развития познавательной мотивации у воспитанников, обладающих каждый своим индивидуальным маршрутом развития. Важно организовать развивающую предметно пространственную среду так, чтобы она носила личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с детьми.

Федеральная образовательная программа ставит перед педагогами такие задачи в области исследования и экспериментирования:

Ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Целевые ориентиры ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста гласят: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».

Новизна исследовательской деятельности заключается в том, что дошкольники — прирожденные исследователи:

— даются реальные представления об изучаемом объекте;

— также о его отношениях с другими объектами окружающей среды.

Практическая значимость экспериментирования, что в процессе исследования кроме развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов: обогащение речи, памяти, умственных умений, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Также психологи отметили положительное влияние исследовательской деятельности:

— на эмоциональную сферу ребенка;

— на развитие творческих способностей;

— формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до завершения.

Содержание деятельности педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе детского сада

Основные задачи:

— подготовка к обучению в школе;

— формирование поисковой деятельности, интеллектуального мышления;

— развитие умения определять практические методы решения проблемы с помощью педагога, а потом самостоятельно;

— формирование умения применять практические методы, которые способствуют решению поставленной задачи, с использованием различных возможных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальными терминами, введение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.

Памятка для воспитателя «Организация центра детского экспериментирования»

  1. В старшей группе должен быть оборудован центр экспериментально- исследовательской деятельности.
  2. Составлена программа и организована деятельность детей по активизации познавательного развития, а также представлений об окружающем предметном мире.
  3. Необходимо спланировать и организовать игры с песком, водой, глиной.
  4. Использование в педагогическом процессе сюжетные игры-путешествий исследовательской направленности.
  5. Перспективное планирование в организации опытов, экспериментов и исследования с различными веществами и предметами.
  6. Опыты и эксперименты должны соответствовать программным задачам старшей группы.
  7. Необходимо вести фиксацию результатов опытов и исследований.
  8. Создать систему в проведении исследования.
  9. Создание каталога опытов и экспериментов в группе.
  10. Оснащение мини-лабораторий планируется педагогами в соответствии с возрастом, задачами работы, приоритетными направлениями, проектными целями, интересами участников образовательных отношений.
  11. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей
  12. Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Таблица 1

Примерный перспективный план познавательно-исследовательской деятельности центра экспериментов и исследований в группе старшего дошкольного возраста

Месяц

Содержание

Коллекция

Опыт

Мнемотаблица

Сентябрь

Семена шишки

Тонет- не тонет

Песок, глина, гравий

Октябрь

Шишки кора

Сколько весит

Сахар, крупы

Ноябрь

Ткань бумага

Свойства магнита

Мука, соль, крупа

Декабрь

Семена, орехи

Свойства воды

Макаронные изделия

Январь

Крупы, семена

Пахнет — не пахнет

Мыло, опилки

Февраль

Листья, кора

Тонет- не тонет

Снег, лед

Март

Ракушки, камни

Сколько весит

Семена, орехи

Апрель

Бумага, ткань

Свойства магнита

Чай, кофе

Май

Листья, орехи

Свойства воды

Песок, глина, камни

Июнь

Экспериментирование по интересам детей и запросам родителей

Июль

переливание и вычерпывание воды

Август

Экспериментирование с природным материалом, сбор коллекций

Таблица 2

Оснащение и применение

Предмет

Область использования

Действия, манипуляция

Шишки еловые

Строение шишки

Ощупать, выявить, где семена, потрогать, понюхать

Мука

Свойства муки

Потрогать, перебрать пальцами, ощупать

Камешки (природные)

Свойства камня

Потрогать, перебрать пальцами, ощупать

Камешки (декоративные, стеклянные)

Свойства стекла

Потрогать, перебрать пальцами, ощупать

Ткань (различная по текстуре)

Свойства ткани

Потрогать, погладить, приложить, намочить, потянуть

Песок

Свойства песка

Потрогать, погладить, приложить, намочить, потянуть

Глина

Свойства глины, применение в промышленности

Потрогать, погладить, намочить, надавить, сжать, сдавить

Гуашь, акварель

Свойства воды

Окрасить воду (почему), окрасить поверхность, добавить воду (разное количество)

Емкости для воды

Свойства воды, песка, почвы, глины

Налить воду, насыпать песок, перелить, пересыпать, положить, добавить, влить, смешать

Контейнеры из киндер- сюрпризов

Свойства пластика

Потрогать, пощупать, понюхать, повертеть в руках, повернуть, потрясти

Пробки

Свойства пробки

Потрогать, сжать, попробовать в воде (не тонет), постучать, надавить

Манка

Свойства манки

Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать, насыпать в воду

Желуди

Свойства желудя

Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать

Сахар — песок

Свойства воды

Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать, растворить сахар в воде

Чешуйки шишек

Свойства чешуек и их строение

Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать

Воронка

Для наливания жидкости в сосуд с узким горлышком

Фильтр воды с помощью песка, бумаги, ткани… Что лучше очистит?

Перчатки

Свойства нитрила

Защита рук от загрязнения

Песочные часы

Свойства песка, понятие о времени

Наблюдение за пересыпанием песка и временем на которое он расчитан

Часы

Свойства времени

Наблюдение за работой механизма, который крутит стрелки

Весы

Определение веса предметов

Взвешивание предметов

Ракушки

Свойства перламутра

Потрогать, пощупать, пересыпать, перебрать пальцами, понюхать

Пипетка

Прибор для набирания и получения капель жидкости

Дозированно отмерять капли жидкости

Воздушные шары

Свойства воздуха

Надуть и сдуть шарик

Микроскоп

Свойства и строения веществ

Наблюдать за строением веществ

Лабораторные и медицинские стеклянные пробирки

Незаменимая помощница при проведении химических реакций в минимальных объемах в лабораторных условиях, а также для отбора проб веществ

Наливать, смешивать

Колба коническая

Изделия такого типа чаще всего применяют для титрования или Отмерять, смешивать, хранить жидкость перекристаллизации органических веществ. Также сосуд может использоваться в качестве приемника, при проведении перегонки жидкостей или для хранения химических веществ

Отмерять, смешивать, хранить жидкость

Колба круглодонная

Предназначена для проведения реакций, а также для изготовления растворов и для перегонки жидкостей

Отмерять, смешивать, хранить жидкость

Колба мерная

Специальные мерные колбы для приготовления с высокой точностью аналитических растворов

Отмерять, смешивать, хранить жидкость

Мешалка стеклянная

Изделие отличается высокими эксплуатационными показателями и предназначено для перемешивания различных химических веществ.

Перемешивания различных веществ

Пипетка градуированная

Используется для точного отмеривания необходимого объема жидкости

Пипетка с одной отметкой (Мора)

Используется для точного отмеривания необходимого объема жидкости

Стакан лабораторный

Подходит для использования в различных медицинских и научных учреждениях, а также на производственных предприятиях.

Смешивание жидкостей

Штатив для пробирок

Лабораторный штатив для хранения пробирок, применение штатива позволяет рационально использовать рабочее пространство

Компас

Для ориентирования на местности

Изучение устройства компаса, правила пользования, показания направления.

Свеча

Изучение свойств воздуха, свойств воска

Зажжение свечи и наблюдение как она горит с кислородом и без него

Коктейльные трубочки

Изучение свойств воздуха.

Выдыхание воздуха через трубочку.

Форма для льда

Свойства воды

Замораживание воды

Литература:

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
  2. Увлекательные опыты с магнитом. Переводчик: Булгаков В. Н. Редактор: Рафаенко М. Издательство: АСТ, 2009 г
  3. Простые опыты с водой. Султанова Марина. Издательство: Хатбер, 2014 г.
  4. 4.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ Под общ. Ред Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008–64 с. (Развитие и воспитание дошкольников)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 115
  6. Федеральная образовательная программа Серия Правовая библиотека образования /- М.: ТЦ Сфера, 2023
Задать вопрос