Планирование урока фортепиано в детской музыкальной школе. Методические рекомендации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, С. А. Планирование урока фортепиано в детской музыкальной школе. Методические рекомендации / С. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8858/ (дата обращения: 01.05.2024).



Основная задача преподавателя в планировании урока — привить интерес к занятиям, чтобы ученику хотелось прийти на урок снова.

С чего следует начинать урок?

Если ученик робок, не уверен, то начинать стоит с того произведения, которое он хочет сыграть сам (уделить этому хотя бы 5 минут). На второе место в планировании поставить то, что актуально преподавателю, что совсем не задействовано, например: чтение с листа, подбор по слуху и др. Или то, что не выходит совсем, например, игра гамм.

Психологи советуют: «то, что требуется запомнить, ставить в начале урока, пока ученик держит внимание». Эту же проблему следует схематично повторить в самом конце занятия.

Планирование урока зависит от нескольких моментов, например:

– от психотипа ученика,

– от его возраста,

– от возможности удерживать объём информации и внимания,

– от музыкальных способностей,

– от физического состояния: бодрым ли пришёл на урок или уставшим,

– от трудолюбия.

Для себя я выделяю следующие психотипы:

1) Контактный, открытый ученик, настроенный на занятие. В этом случае возможны варианты, которые могут меняться от урока к уроку. На этом я не буду подробно останавливаться, т. к. этот случай и так ясен каждому преподавателю.

2) Контактный, но на учебу не настроен. Тогда урок можно планировать «гомеопатическими» методами. Можно задействовать по одному новому эпизоду от урока к уроку, начиная с посильной короткой задачи. Если это чтение с листа, то прочитать одну строку. Если подбор, то найти только две функции: тонику и доминанту. На следующем уроке нужно повторить всё то, что делали в прошлый раз.

3) Робкий, замкнутый ученик, с вялой моторикой. В этом случае нужно от урока к уроку настраивать ученика на диалог, пробуждать в нём активность. Здесь можно посоветовать сыграть самому преподавателю, заранее отобрав несколько произведений. После игры, спросить ученика, какое произведение понравилось больше. Другой вариант, начинать урок с того, что хочется ученику, потом переходить к игре гамм (упражнений). Последующие уроки можно проводить в схожей манере, пока не почувствуете, что можно начинать с более актуального — того, что ещё не получается. В этом случае главное — не перегрузить тяжестью задачи. Через некоторое время то, что более или менее получается, можно оставлять на конец урока. Для такого ученика очень важным является момент поощрения, поддержки в любом получившимся эпизоде.

4) Гиперактивный ученик. В этом случае количество задач на одном уроке должно быть не одна, две, а максимальное, чтобы переключать внимание, задействовать все силы ученика. На новом уроке порядок задач можно менять, сохраняя их объём. Для гиперактивных учеников полезно давать задание для самостоятельной проработки. В начале оно может быть совсем небольшое (разобрать одну строку, в партитуре спеть верхний голос), но обязательно посильное.

5) Ответственный, учится по всем предметам, потому что «так надо». С таким учеником можно посоветовать проходить как можно больше произведений на уроках. В последствии у него будет возможность выбрать, что больше нравится, что лучше получается.

6) Ученик с повышенной утомляемостью. С таким учащимся начинать урок стоит с того, что меньше удается. На это направить силы. Более интенсивная часть в начале занятия, привычная, требующая меньше затрат внимания (материал для повторения) — в конце.

7) Капризный, избалованный ребёнок. Для такого учащегося полезным будет идти от одной небольшой задачи к другой, удерживая постоянное внимание и не давая возможности на капризы.

8) Чувствительный, ранимый. Поддержка и поощрение такого учащегося в любых, даже маленьких успехах, будет необходима в планировании урока. Тогда постепенно можно сформировать уверенность в музыкальных силах ученика.

Что касается возможности учащегося удерживать объём информации, то здесь можно посоветовать метод постепенного расширения границ, т. е. начинать с одной, двух задач, постепенно добавляя новые, прежние повторять. Также можно воспользоваться проговариванием этих задач вслух в конце урока.

Если внимание ученика непродолжительно — нужно делать перерывы. Они могут быть разной протяжённости, в зависимости от возраста и характера. Если ученик маленький, объекты внимания на уроке нужно менять чаще, чтобы он не уставал и не зевал. Более старшим ученикам следует давать больше материала.

Основной момент в любых занятиях — способность трудиться. Если перевести это на современную действительность, то чаще мы сталкиваемся с учеником, который может трудиться только на уроке. В такой ситуации наши силы единственные и рассчитывать на большие успехи не приходится. Здесь основной метод будет повторение. Так же подойдёт, как и в предыдущем случае, метод постепенного расширения границ (от минимальных задач к возможному максимуму каждого ученика).

Один из главных принципов в планировании урока — это количество поставленных задач. Важно соблюдать меру. Распределять задачи следует от новых (сложных) к более простым (привычным). Не следует перегружать ученика сложными, непонятными понятиями. Все новые слова лучше вводить постепенно, сопровождая практическим показом. Например, использование общепринятых итальянских терминов в начале обучения нужно переводить, обращая внимание на указания в музыкальных произведениях).

Помимо конкретных задач, которые составляют любой урок, нужно помнить об эмоциональной окраске занятий. Важным является момент одобрения, поощрения ученика. Он нужен абсолютно каждому! Благожелательность, положительный настрой создаёт нужный тон на уроке. Без этого не обойтись с любыми учениками самых различных музыкальных способностей. Настрой урока — это одна из составляющих успеха. Как бы грамотно не был продуман ход занятий, все его составляющие, если преподносить материал монотонно, скучным голосом, ученик быстро сникнет, потеряет интерес. И наоборот, подбадривающая, поощряющая интонация помогает ученику справляться с задачами, трудностями урока, поверить в успех.

В планировании урока следует использовать произведения, которые ярче раскрывают особенности ученика. Так же нужны пьесы, устраняющие его недостатки (слишком подвижному ребёнку давать медленные пьесы и наоборот).

В занятиях с любым учеником нужно использовать уроки-концерты. Это может быть конкретное время или часть одного урока. А можно посвятить и целый урок выступлению, где ученик играет те произведения, в которых он чувствует себя уверенно. Так же могут играть учащиеся одного класса, выступая и слушая друг друга. Моё убеждение, что сам преподаватель, играя перед учениками или показывая им какое-либо произведение, может вдохновить их на маленькие подвиги гораздо больше, чем словесное объяснение. И, конечно, игра педагога насыщает урок, делает его более эмоциональным и запоминающимся.

В современных условиях, помимо конкретных заданий, необходимо делать паузы (для зарядки, для показов). Также нужно учитывать настроение ученика, его самочувствие. Задания от урока к уроку могут варьироваться (однообразие утомительно для всех). Один раз в два месяца можно проводить уроки — итоги. (Ученик играет то, что прошёл за это период). С течением времени, когда он овладел основами музыкальной грамоты и приёмами игры, задания для самостоятельной работы можно увеличивать.

Планирование урока — непростой процесс. Не всегда ход урока проходит «по графику». На практике бывает, что преподавателю приходится включить метод «спонтанного реагирования». То есть увидеть, в каком состоянии (физически утомлён или психологически подавлен, возбуждён и т. д.) ученик пришёл на урок и тогда все средства хороши, лишь бы они были действенны. Не следует опираться на один единственный метод, сформированный годами. В этом поможет не только требовательность, но и гибкость преподавателя. С момента появления ученика в классе, педагог всегда является наблюдателем. Это помогает выбрать нужный приём в планировании конкретного занятия. А как поступить — часто подсказывает нам сам ученик, его индивидуальные особенности.

В заключении отмечу, что все рекомендации основаны на собственном педагогическом опыте с учениками от шести до шестнадцати лет.

Литература:

  1. Г. Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры». Москва. «Музыка» 1987 г.
  2. Г. Коган. Работа пианиста.- М.: Классика -ХХI, 2004 г.
  3. Н. Голубовская. О музыкальном исполнительстве. Ленинград. «Музыка» 1985 г.
  4. И. Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961 г.
  5. Ю. Б. Гиппенрейтер. «Введение в общую психологию». «Издательство АСТ» 1996 г.
Задать вопрос