Педагог учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наставник
Авторы: Цыганкова Светлана Михайловна, Ковалева Ольга Владимировна
Рубрика: Педагогика социальной работы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 22.11.2023
Статья просмотрена: 26 раз
Библиографическое описание:
Цыганкова, С. М. Педагог учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наставник / С. М. Цыганкова, О. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8791/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: организация для детей-сирот, воспитанник, педагог.
Дело педагога (наставника) — «научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно».
Викитека
Наставничество — это акт доброты, который оставляет след в сердце и разуме ученика.
Кэтрин Мек
«Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно , право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства» [2] — говорится в Конвенции о правах ребенка и Семейном кодексе Российской Федерации. Но, как показывает практика, это возможно не всегда. Детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей, помещают в организации для детей-сирот, где они получают медицинские, социальные, образовательные или иные услуги, установленные Конституцией РФ.
С первого дня нахождения детей в данных организациях в целях обеспечения и защиты их прав и законных интересов, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот и органами опеки и попечительства составляется индивидуальный план по жизнеустройству ребенка [3] (возвращение в кровную семью либо замещающую). Многим детям находят замещающие семьи, оформляя опекунство, гораздо реже — возвращают в кровные.
Несмотря на то, что органами надзора, опеки и попечительства ведется работа по профилактике социального сиротства, раннему выявлению социально неблагополучных семей количество воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом становится больше.
Деятельность в данных организациях строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования [4]. Педагоги, используя, в первую очередь, личностно-ориентированный подход и педагогическую поддержку к каждому ребенку (воспитаннику), начинают восполнять образовательный дефицит, чтобы помочь преодолеть те или иные барьеры, преодоление самостоятельно которых у него не получается.
Создавая условия, максимально приближенные к домашним, педагоги (воспитатели, учитель-логопед, социальный педагог, педагоги-психологи) создают условия для внутренней готовности воспитанника самостоятельно преодолевать барьеры и принимать решения, вовлекая их образовательную, досугово-развивающую, творческую, коммуникативную деятельности.
Деятельность педагога — деятельность воспитанника с учетом индивидуальности и компетентности последних:
— Ограниченные возможности здоровья.
— Несформированность субъектной позиции, возрастная или индивидуальная несамостоятельность («ограниченные возможности самоопределения»).
— Социальная дезадаптация.
— Осложненная социальная ситуация развития — группы риска.
— Дефицит мотивации к деятельности.
Проведение систематической работы с воспитанниками как индивидуально, так и в группах, и подгруппах дает возможность педагогам наблюдать динамику роста знаний, умений и навыков, и, при необходимости, вносить корректировку.
Создание условий для положительного роста динамики освоений деятельности воспитанников:
— Деятельность воспитанников организуется с учетом их развития и накопленного личного значимого опыта;
— для осуществления оценки и осмысления опыта, полученного в деятельности, организуются обсуждения (беседы, групповая рефлексия);
— создаются специальные ситуаций (развивающие, деятельностные, коммуникативные, проблемные, конфликтные), расширяющие опыт воспитанников и активизирующие процессы их развития;
— проводится совместная с воспитанником (воспитанниками) рефлексия личностного роста;
— создаются условия для получения и усвоения информации образовательного процесса;
— выявляются и решаются проблемные и конфликтные ситуации;
— создаются условия освоения деятельности, сочетающие психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности воспитанников [1].
Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам [4] и ИУП, имеют 100 % вовлеченность в деятельность наравне со всеми воспитанниками.
Для каждого воспитанника, имеющего рядом не просто педагога, цель которого отработать свои часы, а поддержку, наставника, который поможет, подскажет, покажет, научит, посоветует, но в тоже время, заставит думать, преодолевать барьеры и принимать решения самостоятельно, создаются условия для воспитания всесторонне развитого человека в духе современности, нужного для общества.
Литература:
- Мазурова Е. Г. Наставничество,как стратегия непрерывного развития https://iro86.ru/images/documents/ 1/Наставничество-стратегия_непрерывного_развития.pdf
- Статьи 7–8, пункт 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка, пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации.
- Пункт 12 изменен с 30 апреля 2022 г. — Постановление Правительства России от 19 апреля 2022 г. N 705
- Электронный фонд правовых документов Постановлений Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586, …, от 19.05.2021 N 760, от 19.04.2022 N 705) https://docs.cntd.ru/
Похожие статьи
Наставничество как инструмент социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор пытается показать возможности наставничества как инструмента социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.
Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей
Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот.
Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовое регулирование института приемной семьи на территории Астраханской области
Институт приемной семьи занимает важнейшее место среди форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Участие Следственного комитета Российской Федерации в устранении проблем реализации права на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье авторы рассматривают участие Следственного комитета в реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...
Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания
В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.
Похожие статьи
Наставничество как инструмент социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор пытается показать возможности наставничества как инструмента социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.
Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей
Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот.
Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовое регулирование института приемной семьи на территории Астраханской области
Институт приемной семьи занимает важнейшее место среди форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Участие Следственного комитета Российской Федерации в устранении проблем реализации права на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье авторы рассматривают участие Следственного комитета в реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...
Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания
В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.