Особенности произвольного внимания и приемы его развития у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 09.11.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Лукашова, Е. В. Особенности произвольного внимания и приемы его развития у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках математики / Е. В. Лукашова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8739/ (дата обращения: 10.05.2024).



В младшем школьном возрасте активно развиваются все виды речи, но тем не менее некоторые дефекты затрагивают различные её компоненты, например, снижение разборчивости речи, другие — фонемный аспект языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, неадекватном овладении звуковой структурой слов и приводят к нарушениям чтения и письма.

Изучением особенностей внимания младших школьников с ТНР занимались Б. Г. Ананьев, Н. Ф. Добрынин, М. В. Гомезо, Ф. М. Гоноблин, О. Ю. Ермолаев, В. А. Крутецкий, Г. О. Люблинская, В. С. Мухина, И. В. Страхов, М. Н. Шардаков, и другие. Исследователи отмечают в числе его характеристик нестабильность, трудности переключения, также указывают на то, что у данной категории детей низкий уровень развития произвольного внимания. Например, учащиеся с дизартрией могут быть не в состоянии длительное время напрягать свои силы из-за повышенной возбудимости, чувствовать усталость, особенно во время интеллектуальной деятельности [1, с. 45].

О. Н. Усанова указывает, что у детей с моторной алалией наблюдается достаточно низкий уровень произвольного внимания. В этом случае нарушаются все основные связи учебной деятельности: инструкции воспринимаются неточно и фрагментарно, а задания выполняются с ошибками. Стоит подчеркнуть, что младшим школьника с алалией очень трудно распределять внимание между речью и практическими действиями, что приводит к недостаточному формированию активности и серьезным нарушениям [2, c. 71].

Произвольное внимание у детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности. Оно характеризуется низким уровнем концентрации и распределения внимания. Темп деятельности достаточно медленный, работа сопровождается значительным количеством ошибок, а также отмечается низкая производительность. Объём внимания, как правило, не соответствует возрастным нормам. Детям младшего школьного возраста с ТНР требуется больше времени для выполнения задания. Еще одной особенностью этой группы детей является неспособность понимать инструкции по выполнению заданий и неравномерность распределения объема внимания внутри группы. Существует трудность при разработке плана действий [3, с. 471].

В. А. Ковшиков утверждает, что отвлекаемость является характерным показателем нарушений произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи. Отвлекаемость проявляется не только в незнакомом материале, но также и в знакомом. Кроме того, она часто возникает даже в случаях, когда дети активно и продуктивно занимаются интересующими их вещами [4, с. 71].

О. Н. Усанова установила, что существуют различия в выражении произвольного внимания зрительными и слуховыми раздражителями. Детям с тяжелыми нарушениями речи труднее концентрировать свое внимание при выполнении устных инструкций [2, с. 107].

Исследования показали, что произвольное внимание у детей с тяжёлыми нарушениями речи обладает такими характеристиками, как нестабильность, низкий уровень и трудности в планировании деятельности. Многие ученые, в частности, Г. А. Баранова, Л. Н. Винокуров, М. Я. Добря, М. Н. Зубарева, Э. А. Тамбиев, отмечают, что расстройство произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ТНР является проявлением дисгармонии и асинхронности всего психического развития детей этой категории.

Р. Е. Левина рассматривала нарушения произвольного внимания у школьников в рамках изучения отдельных аспектов психической деятельности ребенка. Она пришла к выводу, что у учеников начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи «в структуре дефекта выявляются не только речевые нарушения, но и нарушения формирования высших психических функций, которые наиболее тесно связаны с речью» [5, с. 112].

Р. А. Белова-Дэвид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, анализируя психические и органические симптомы двигательной алалии у младших школьников с ТНР, изучили спонтанные нарушения внимания. Ученые выявили, что эти дети нестабильны, имеют низкий уровень произвольного внимания, недостаток активности и концентрации, а также высокий уровень утомляемости. Из-за низкого уровня показателей произвольного внимания структура их деятельности не формируется или существенно нарушается. «Разница в проявлении произвольного внимания зависит от модальности стимула. Детям трудно концентрировать свое внимание на выполнении заданий, используя слуховые инструкции, а не визуальные. Поэтому для них характерна рассеянность, подверженность другим ярким и сильным раздражителям, импульсивность, общая неупорядоченность, неспособность проявлять произвольные усилия по преодолению трудностей. Следовательно, чем выше уровень самоорганизации и самоконтроля, тем меньше ошибок будет совершено учениками в процессе деятельности» [6, c. 11].

На современном этапе вопрос об изучении особенностей усвоения математических знаний и понятий у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в начальной школе поднимается по ряду причин, среди которых увеличение возрастных возможностей детей в усвоении математического содержания, повышение требований школы к математической подготовке и изменение социальных условий и отношения взрослых к воспитанию и обучению детей [7, с. 4].

На сегодняшний день существует огромное количество приёмов, направленных на развитие произвольного внимания у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Рассмотрим приёмы развития произвольного внимания учащихся начальной школы с ТНР, которые можно применять на уроках математики.

Нахождение цифр в порядке возрастания или убывания . Упражнение может быть записано на доске или напечатано на индивидуальных бланках. Цифры могут располагаться хаотично или в виде таблицы.

Осуществление счета при наличии помех . Ребенок называет числа от 1 до 10, одновременно записывая их на доске в обратном порядке, например, произносит 1, а пишет 10 и т. д. Данное задание тренирует распределение произвольного внимания.

Сопоставление . Следует сравнивать похожие выражения, слова, которые учащиеся с особыми потребностями не могут легко различить. Это удобнее указывать буквами, например, написав на половине 1 листа заметки.

Математическая грамматика . На доске записывается пример из слов (ЧИСТЫЙ — ЫЙ + О + ТЕЛО — О =?). Обучающийся должен решить пример, и назвать полученное слово (ЧИСТОТЕЛ). Пример может быть только на сложение, или только на вычитание, также может использоваться смешанный вариант. Задание развивает логическое мышление, произвольное внимание и память.

Графический диктант . Диктант заключается в рисовании коротких линий по инструкции на индивидуальных бланках, желательно в крупную клеточку. Можно использовать фигурки, цифры, или какой-либо другой объект. Результат можно представить в игровой форме, и показать всему классу. Так, ребенок будет заинтересован в правильном выполнении задания. Такое упражнение является дополнительным, и развивает усидчивость, произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику рук, что очень важно для детей с ТНР.

Сохранение темпа урока . Если учитель удовлетворится простым указанием правильного ответа и не потребует от детей общего ответа, дети будут только механически распознавать различные формулы и воспринимать их как инструкции по сложению и вычитанию, у них не будет истинного понимания задачи, и они не освоятся в процессе выполнения задания. Если вы обращаете внимание на речь на занятиях, то поначалу темп работы падает. Но постепенно включение в речь учащегося различных вариаций формулы, которую необходимо освоить, повышает его разговорную способность и больше не влияет на рабочий темп разговорной арифметики.

Опора на общие и индивидуальные коррекционные меры. Общая и индивидуальная коррекционная работа проводится примерно в одно и то же время, практически с одним и тем же материалом. Общая коррекционная работа обычно проводится фронтально, а индивидуальная коррекционная работа дается отдельным ученикам. В классе может быть несколько учеников, каждый из которых может нуждаться в индивидуальном обучении по разным направлениям. При фронтальной работе целесообразно корректировать отдельных учеников поочередно, фиксируя внимание или работая с тем или иным учеником дополнительно.

Использование дидактических игр . Известно, что, если ребенок заинтересован в работе и испытывает положительные эмоции, эффект от занятия значительно возрастет. Это требует не только больших усилий и длительного времени, но и единообразной практики для школьников, которые нуждаются в особой поддержке для развития любых способностей, в том числе языковых. Обучающие игры могут сделать монотонный контент интересным и занимательным для учащихся. Положительные эмоции, возникающие во время игры, стимулируют активность ребенка, повышают развитие произвольного внимания и памяти. В игре ребенок незаметно выполняет множество арифметических операций, тренирует счет, решает задачи, обогащает пространственные, количественные и временные выражения, анализирует и сравнивает числа и геометрические фигуры [7, с. 71].

Использование итогового урока. Уроки, которые систематизируют и углубляют знания по конкретным темам, способствуют обучению детей использовать полученные знания в различных видах деятельности, рассуждать, делать выводы и умозаключения, решать когнитивные задачи на основании наблюдения за математическим материалом, развитию произвольного внимания и речи младших школьников с ТНР.

Приём «действия с предметами» . Учащиеся с ТНР быстро теряют интерес к объекту внимания, поскольку их ориентированная деятельность кратковременна. Использование наглядности, выполнение действий с предметами помогают сосредоточить внимание учащихся.

Поддержка речевой активности . Побуждение учеников к выражению своих мыслей, предоставление возможности говорить свободно, поддержание интереса, проявление терпения и эмпатии — необходимое условие для развития произвольного внимания младших школьников с ТНР на уроках математики.

Систематичность и результативность . «Планомерная работа по формированию и развитию произвольного внимания у младших школьников с ТНР должна выполняются на протяжении всего урока, где обязательным условием является подведение итогов» [8, с. 72].

Таким образом, у младших школьников с ТНР отмечается низкий уровень развития произвольного внимания. Для них характерны нестабильность внимания, отвлекаемость, рассеянность, недостаточная активность, трудности переключения внимания, низкий уровень распределения внимания, трудности концентрации внимания на выполнении заданий с использованием слуховых инструкций, низкий уровень и трудности в планировании деятельности.

Основными приемами развития произвольного внимания младших школьников с ТНР на уроках математики являются: нахождение цифр в порядке возрастания или убывания, осуществление счета при наличии помех, сопоставление, математическая грамматика, графический диктант, сохранение темпа урока, опора на общие и индивидуальные коррекционные меры, использование дидактических игр, итоговых уроков, выполнение действий с предметами, поддержка речевой активности учеников, систематичность и результативность.

Литература:

  1. Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. — Минск: Народная асвета, 2015. — 110 c.
  2. Усанова, О. Н. Психодиагностика нарушений развития / О. Н. Усанова. − М.: Когито-Центр, 2023. − 222 с.
  3. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн. / Р. С. Немов. — 4 изд. — М.: Владос, 2009. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  4. Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы / В. А. Ковшиков. − СПб.: КАРО, 2006. − 128 с.
  5. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / Р. Е. Левина. — М.: Аркти, 2005.  224 с.
  6. Белова-Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми формами недоразвития речи: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. (140018) / Центр. науч.-исслед. ин-т судебной психиатрии им. В. П. Сербского. — Москва, 1973. — 16 с.
  7. Сборник программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Белорусская мова. Математика. Человек и мир. 1–5 классы. — Минск: НИО, 2008. — 144 с.
  8. Стойлова, Л. П. Математика: Учебник для студентов отделений и факультетов начальных классов средних и высших педагогических учебных заведений / Л. П. Стойлова. — М.: Академия, 1997. — 464 с.
Задать вопрос