Современные педагогические технологии в предметной области «Технология» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 06.11.2023

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кривова, Л. И. Современные педагогические технологии в предметной области «Технология» / Л. И. Кривова, Г. Р. Назметдинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8728/ (дата обращения: 05.05.2024).



Преподавание — есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершентвование — бесконечно.

Л. Н. Толстой

http://swsu.ru/007/zakon_j,_j,hfzovan.page01.jpg

Ускорение процессов глобализации, информационная революция, изменение системы общественных отношений, активные процессы обновления общественных наук, новые требования государства к выпускникам системы образования, система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения — всё вышеперечисленное требует существенного обновления школьного образования и внедрения инновационных педагогических технологий .

IMG_20190313_150310

Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа, и здесь встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) — океан знаний и рифы противоречий. И это — нормально.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\2013-14\Фото7абв\7а\IMG_8771.JPG

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К. Д. Ушинский

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Современная жизнь требует от нас, педагогов, искать, практиковать, использовать новые интенсивные педагогические технологии и различные инструменты, с помощью которых можно изменить качество знаний учащихся в положительную сторону.

Учителка

Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия обучения для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность в процессе обучения, поэтому учитель находится в постоянном поиске новейших образовательных технологий для повышения качества образования своих подопечных.

Картинки по запросу учитель рисунок

« Педагогическая технология» это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

—Совокупность приёмов — область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

—Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

—Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

http://newsmir.info/img/p/3/21/204/203183.jpg

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:

  1. Информационно-коммуникационная технология
  2. Технология развития критического мышления
  3. Проектная технология
  4. Технология развивающего обучения
  5. Здоровьесберегающие технологии
  6. Технология проблемного обучения
  7. Игровые технологии
  8. Модульная технология
  9. Технология мастерских
  10. Кейс-технология
  11. Технология интегрированного обучения
  12. Педагогика сотрудничества.
  13. Технологии уровневой дифференциации
  14. Групповые технологии.
  15. Традиционные технологии (классно-урочная система)
  16. Робототехника.
  17. Перевёрнутый класс

Заметим, что ИКТ, 3-D моделирование, робототехника, стремительно вошли в образовательный процесс и мы, практически, на каждом уроке используем данные технологии, будь то презентация, демонстрация или практическая деятельность.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога и ученика новые возможности, способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

shkola

Эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в средних и высших учебных заведениях стартовал в нескольких регионах, в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».

Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.

ЦОС — даёт возможность перейти от традиционного очного обучения к дистанционному, для чего необходимо использование единой электронной системы и обычных подходов к обучению.

Использование дистанционных технологий

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Сегодня выделяют три вида дистанционных технологий: кейс-технологии,ТВ-технологии,сетевые технологии.

— Кейс-технологиизаключаются в том, что и учитель и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.

— ТВ-технологии заключаются в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.

— Сетевые технологии — это размещение учебной информации на учебном сайте, учащиеся самостоятельно работают во внеурочное время.

В своей работе мы используем сетевые дистанционные технологии для организации уроков, внеурочной деятельности.

Формы взаимодействия

В последнее время нам необходимо было вести обучение в дистанционном формате. Для взаимодействия с обучающимися нами были использованы следующие электронные платформы:

—Сетевой город

—Сайт Якласс (yaklass.ru)

—Приложение Viber

—Электронная почта

—Облачная платформа для видео-конференций

Онлайн-обучение происходит с соблюдением некоторых параметров:

  1. Активное взаимодействие с учениками онлайн
  2. Обратная связь исходит от преподавателя и от учащихся
  3. Количество обучающихся не превышает 20 человек
  4. Определение степени готовности обучающегося к новому материалу
  5. Освоение материала учащимися в заданном преподавателем темпе

Технологии 3 D -печати

До недавнего времени несбыточной мечтой было переступить грань между реальностью и реальностью виртуальной.

В настоящее время мы с лёгкостью можем переносить объект из трёхмерной плоскости в нашу трёхмерную реальность. Не секрет, что 3D-принтер стал незаменимым помощником для профессионалов разных отраслей (медицина, стоматология, архитектуры, дизайна, сувенирной продукции. Мелкосерийного производства и т. д.

Интеллектуальные технологии в робототехнических и мехатронных системах

Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технических и прикладных исследований, в которых проблемы механики, новых инженерных и информационных технологий и аппаратных схем получения информации об окружающей среде (датчики, сенсоры и т. д.) соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта и создания эффективных систем управления сложными динамическими объектами в условиях существенной неопределённости. Робототехника в последние годы переживает новый виток развития, а также охватывает всё больше направлений деятельности человека как в гражданской, так и в военной сферах, а также в особых условиях работы (радиация, работа в космосе, при аномально высоких или низких температурах, при высоких перегрузках и т. д.)

Актуальность инновационно-педагогических технологий заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

В условиях применения системно-деятельностной образовательной парадигмы отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею — не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю ».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность — в этом заключается смысл всех вместе взятых педагогических технологий.

Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Литература:

  1. http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя %20технология&clid=1882611&lr=2
  2. http://nsportal.ru
  3. http://murzim.ru/nauka/pedagogika
  4. http://www.imc-new.com
  5. http://yandex.ru/yandsearch?text
  6. http://festival.1september.ru
  7. http://works.tarefer.ru
  8. http://www.moluch.ru
  9. http://charko.narod.ru
  10. http://mariyakuznec.ucoz.ru
  11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx
  12. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц.-М.: Педагогика, 1988.с.192.
  13. Молоков, Ю.Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования. Образовательные технологии / Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова: Сборник научных трудов. — Новосибирск, ИПСО РАО, 1997. с.77–81.
  14. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат.- М.:200.с.315.
  15. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии./ Г. К. Селевко: Учебное пособие.- М.- Народное образование, 1998. с. 256.
  16. Лысыч М. Н., Шабанов М. Л., Овчарова А. М. Использование технологии 3D печати в современном производстве // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 172–175. — URL https://moluch.ru/archive/79/12582/ (дата обращения: 23.08.2019).
  17. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. — М.: Просвещение, 2002.
  18. Громова О. К. «Критическое мышление — как это по-русски?» Технология творчества. //БШ № 12, 2001
  19. Кривова, Л. И. Современные педагогические технологии на уроках Технологии в школе / Л. И. Кривова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/statya-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-tehnologii-v-shkole-4031924.html (дата обращения: 03.11.2023).
Задать вопрос