Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Коваль, К. С. Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену / К. С. Коваль. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8687/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроецировать реальные производственные условия.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, компетенции, навыки, среднее профессиональное образование, демонстрационный экзамен.

Система среднего профессионального образования основана на реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС), определяющего ряд требований для осуществления основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности. Согласно структуре ФГОС по специальности 43.02.14 Гостиничное дело оценка качества освоения профессиональной образовательной программы происходит путем защиты выпускной квалификационной работы и, по усмотрению образовательной организации, проведения демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен — это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам СПО образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

  1. моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
  2. независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
  3. определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями [2, с. 69].

Демонстрационный экзамен для специалистов по гостеприимству представляет собой модульное выполнение заданий и дублирует рабочий день администратора гостиницы. Студенты выполняют операции по бронированию номеров, заселению, выселению гостей, оказывают помощь гостям во время проживания, решают жалобы с гостями, а также ведут работу в качестве ночного аудитора гостиницы. Наблюдение и оценку трудовых действий участников демонстрационного экзамена осуществляют независимые эксперты из числа работодателей — руководителей гостиниц и их структурных подразделений, прошедших специализированное обучение и получивших сертификат эксперта.

Подготовка студентов к выполнению модулей демонстрационного экзамена начинается задолго до начала процедуры итоговой аттестации. На протяжении всего периода профессионального цикла обучения в рамках междисциплинарных курсов применяются практико-ориентированные технологии с целью подготовки к демонстрационному экзамену.

Практико-ориентированное профессиональное образование направлено на подготовку обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которой практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров — работодателей [1].

В литературе выделяют различные элементы практико-ориентированного образования:

— акцент на учебной, производственной, преддипломной практике;

— внедрение профессионально ориентированных технологий;

— профессионально направленное изучение профильных и непрофильных дисциплин;

— акцент на формировании опыта практической деятельности.

Для осуществления практико-ориентированного обучения следует применять деятельностные технологии и методы обучения: проектные методы, технологии исследовательской деятельности, имитационные, ролевые и экспертные игры, тренинги, лабораторные практикумы, различного рода практики, групповые дискуссии, презентации, междисциплинарные семинары и пр. [3, с. 294].

В качестве основного метода обучения специалистов по гостеприимству мной используется метод ролевой игры. Как известно, ролевая игра представляет собой условное воспроизведение деятельности людей, создает условия реального общения.

Ролевые игры могут выполнять несколько функций, среди которых:

— мотивация к изучению темы;

— иллюстрация какой-то проблемы перед обсуждением или разбором этой проблемы;

— метод отработки каких-либо практических навыков.

Таким образом, ролевые игры повышает внимание, интерес, улучшает восприятие и усиливает мотивацию к учению [4, с. 82].

В ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» для воспроизводства условий, приближенных к производственным, создана учебная гостиница, оборудованная стойкой регистрации, компьютером с автоматизированной системой управления 1С:Отель, позволяющей работать с профайлами гостей, счетами, контролировать движение номерного фонда и заполняемость виртуального гостиничного предприятия, многофункциональным устройством для вывода документации по приему и размещению, телефонным аппаратом, кассой. Набор данного перечня оборудования помогает студентам реализовать полностью технологический цикл обслуживания гостя, начиная от бронирования и заканчивая расчетом.

Практическое занятия в форме ролевой игры имеет строгий план. В первую очередь посредством диалога между преподавателем и студентами определяется алгоритм действий администратора при поступлении определенного запроса, к примеру, бронирования, прописываются вариации речевых формул, которые необходимо использовать, вступая в диалог с гостем. Далее студентам демонстрируется видеофрагмент мастер-класса бронирования, способствующий закреплению полученных знаний.

Для выработки навыка бронирования группа студентов подразделяется на пары, в которой один играет роль администратора, другой — гостя, преподавателем раздаются гостям ситуации, соответственно, студенты пытаются разыграть их за стойкой регистрации с применением необходимого оборудования. Процесс парного взаимодействия направлен не только на овладение профессиональными компетенциями, но и общекультурными, такими как выбор способа решения задачи профессиональной деятельности, применительно к определенному контексту, умение работать в команде, умение осуществлять устную речь. Необходимо отметить, что после каждой обыгранной ситуации преподавателем проводится дискуссия со студентами на предмет соблюдения алгоритма действий администратором и выявления недочетов в его работе.

В целях систематизации опыта и сравнения своих успехов с успехами других студентов в завершении практического занятия предусмотрена устная рефлексия. На этом этапе обучающиеся делятся с преподавателем впечатлениями, что удалось выполнить, с какими трудностями при выполнении заданий сталкивались.

Таким образом, в процессе обучения профессиональных дисциплин студенты вырабатывают навыки обслуживания гостей и к моменту проведения демонстрационного экзамена способны представить на оценку работодателей любой модуль, что имеет важность в условиях тайности заданий, когда ситуации заранее участники экзамена не получают и подготовиться к конкретной ситуации возможности нет.

Эффективность использования практико-ориентированного подхода при подготовке к демонстрационному экзамену подтверждают стабильно высокие результаты проведенных демонстрационных экзаменов, а также предложения работодателей по трудоустройству выпускников по полученной специальности.

Литература:

1. Блинов, В. И. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования / В. И. Блинов. — Москва: Федер. ин-т развития образования, 2016. — 256 c. — Текст: непосредственный.

2. Петина, О. Б. Демонстрационный экзамен — инновационная форма практического обучения / О. Б. Петина. — Текст: непосредственный // образование. Карьера. Общество. — 2017. — № 4 (55). — С. 69–70.

3. Петрова, И. В. Практико-ориентированное обучение как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов строительных специальностей / И. В. Петрова. — Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 8. — С. 293–302.

4. Сайидова, С. Ё. Ролевые игры как метод обучения / С. Ё. Сайидова. — Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. — 2017. — № 4 (17). — С. 82–83.

Задать вопрос