Формирование естественнонаучной грамотности учащихся среднего звена. План урока по географии в 7-м классе на тему «Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Скуратова, П. Н. Формирование естественнонаучной грамотности учащихся среднего звена. План урока по географии в 7-м классе на тему «Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган» / П. Н. Скуратова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8671/ (дата обращения: 07.05.2024).



Цель: научить анализировать практические ситуации с использованием естественнонаучных знаний, проявлять при этом творчество.

Задачи:

Образовательные: научить анализировать и выделять главное; обобщать знания и умения, полученные при изучении других предметов; приблизить к самостоятельному решению творческих задач. Развивающие: формировать умение сравнивать, обобщать и классифицировать факты и понятия; анализировать ответы товарищей и понимать свои ошибки; устанавливать межпредметные связи. Воспитательные: формирование у учащихся уверенности в практической значимости полученных ранее знаний; создание атмосферы коллективного поиска и радости преодоления, а также способствовать экологическому воспитанию.

Планируемые результаты:

Предметные: знать и понимать смысл понятий: ветер, атмосферное давление, направление ветра, роза ветров, экологические проблемы; уметь объяснять причины возникновения движения воздушных масс; формирование умения конструировать измерительные приборы из подручных материалов.

Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; применять полученную ранее информацию для решения разного рода проблем; работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные: формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; умения объяснять гражданскую позицию в конкретных жизненных ситуациях на основе естественнонаучных знаний.

Оборудование: ПК; проектор; интерактивная доска; раздаточный материал.

Ход урока

— Здравствуйте, ребята. Посмотрите на картинку на экране и ответьте на вопросы:

https://sun9-49.userapi.com/impg/H_ogmAbQTuZlHqNhgeCBawNnWmZvWMewc8hnVg/Sr8KXzddNdo.jpg?size=1280x561&quality=96&sign=37340a91cde3aa039219b79af6b3931f&c_uniq_tag=KOs6vZx84C1EN0QkC0pFVLAfMPSWCw_niQT2PztzJLM&type=album

— О каком атмосферном явлении сегодня пойдёт речь?

Ответ: Ветер.

— А кто ответит мне на вопрос, что такое ветер?

Ответ: Ветер — поток воздуха, который движется около земной поверхности.

— А кто помнит, каковы причины возникновения ветра?

Ответ: Разность давлений.

— А можно ли без какого-либо оборудования доказать правильность этого утверждения?

Ответ: Глубоко вздохнуть и резко выдохнуть.

— Попытайтесь объяснить механизм этого процесса.

Ответ: При вдохе лёгкие увеличиваются в объёме, а при выдохе их объём уменьшается, при этом давление увеличивается.

— Давайте вспомним, какие величины характеризуют ветер, как природное явление.

Ответ: Направление и сила ветра и продолжительность.

— Давайте поработаем в группах. И выполним несколько заданий.

— Решаем задачу. Конверты с заданиями находятся на столе.

Задание 1.

Учащиеся 7 класса на уроке получили домашнее задание: Недалеко от города «Н» необходимо разместить несколько объектов: детский оздоровительный лагерь, парк отдыха, сахарный завод, птицефабрику. В вашем распоряжении: карта города, на которой указаны предприятия, загрязняющие атмосферу; роза ветров данной местности; картинки с изображением объектов. Разместите объекты на карте местности.

Два друга — Витя и Кирилл, выполнили домашнее задание и принесли готовые карты в класс. Сравнив их, они обнаружили, что карты получились разные.

Сравните работы ребят. Кто из них, по вашему мнению, выполнил работу более качественно? Предложите свой вариант размещения объектов. Объясните, почему?

После выполнения каждая группа представляет свой план и объясняет, почему именно так размещены объекты.

Схема расположения объектов, составленная Виктором:

Схема расположения объектов, составленная Кириллом:

Подведём итог вашей работы.

— Что обязательно необходимо учитывать при составлении подобных планов?

Ответ: Направление ветра.

-А какое устройство позволяет нам определять направление ветра, проследить за изменениями направления ветра с течением времени и построить розу ветров для конкретного места?

Ответ: Флюгер, ветроуказатель.

https://funart.pro/uploads/posts/2022-06/1654707355_26-funart-pro-p-flyuger-na-krishu-volk-zhivotnie-krasivo-f-29.jpg

Флюгер является метеорологическим прибором. Несмотря на столетия развития технологий, конструкция флюгера дошла до нас практически без изменений. Флюгер состоит из:

Флажка — флюгарки — декоративного элемента флюгера. Обычно это фигурка на стрелке с противовесом.

— Поворотной оси.

— Розы ветров — жестко зафиксированных стрелок — север, юг, запад, восток, которые сориентированы по сторонам света.

Флюгер работает так — ветер воздействует на флюгарку. Она поворачивается и занимает оптимальное положение с наименьшим сопротивлением воздушному потоку.

Стрелка флюгарки, правильно настроенного флюгера, показывает, откуда дует ветер.

А сейчас приступим к выполнению следующего задания.

Задание 2.

Сконструируйте флюгер из предоставленных вам материалов:

— Плотная бумага (листы для черчения)

— Ножницы

— Соломинка для питья

— Бумажная тарелка

— Пластилин

— Карандаш с ластиком для оси флюгера

— Булавка

— Клей

— Скотч

— Маркер

— Компас

Как сконструирован флюгер, вы видите на картинке.

Тем группам, у которых возникают трудности в конструировании флюгера, можно предложить сокращенный или подробный план действий.

Сокращенный план

  1. Нарисуйте на листе плотной бумаги треугольник, сторона основания 4 см, и вырежьте его.
  2. Начертите на плотной бумаге квадрат со стороной 7 см. и вы режьте его.
  3. Сделайте на обоих концах соломинки для питья надрезы длиной по одному сантиметру.
  4. Вставьте треугольник и квадрат в надрезы в соломинке, чтобы получилась стрелка.
  5. Проткните центр соломинки булавкой и вставьте её в ластик на конце карандаша. Для удобства используйте в качестве подставки большой кусок мягкого пластилина.
  6. Напишите на бумажной тарелке направления по сторонам света.
  7. Вдавите в центр тарелки пластилиновый шарик, чтобы он надежно держался на месте.
  8. Сориентируйте ваше устройство, используя компас по сторонам света.

Подробный план сборки флюгера

  1. Нарисуйте на листе плотной бумаги треугольник и вырежьте его. С помощью линейки отложите на бумаге отрезок длиной 4 сантиметра — это будет основание треугольника. Затем приложите линейку к середине отрезка перпендикулярно к нему и проведите линию длиной 5 сантиметров, чтобы получилась перевернутая буква «T». После этого соедините концы нижнего отрезка с вершиной перпендикуляра. Возьмите ножницы и вырежьте получившийся треугольник.
  2. Начертите на плотной бумаге квадрат и вырежьте его. Проследите, чтобы длина сторон квадрата составляла около 7 сантиметров, а противоположные стороны были примерно параллельны друг другу. Возьмите ножницы и вырежьте квадрат — он послужит вторым концом стрелки флюгера.
  3. Сделайте на обоих концах соломинки для питья надрезы длиной по одному сантиметру. Возьмите ножницы и сделайте на каждом конце соломинки параллельные надрезы длиной 1 сантиметр каждый, так чтобы в них можно было вставить бумагу. Вставьте треугольник и квадрат в надрезы в соломинке. Если треугольник или квадрат не держатся на месте, нанесите на бумагу каплю клея, прежде чем вставлять её в соломинку. После этого подержите бумагу 1–2 минуты на месте, чтобы клей высох. Можно также закрепить треугольник и квадрат с помощью скотча.
  4. Проткните центр соломинки булавкой и вставьте её в ластик на конце карандаша. После этого воткните булавку в центр ластика на карандаше. Проследите, чтобы соломинка не касалась ластика.
  5. Закрепите карандаш вертикально. Для удобства используйте в качестве подставки большой кусок мягкого пластилина.
  6. Напишите на бумажной тарелке 4 основных направления по сторонам света. Вверху тарелки напишите С (север). Затем, двигаясь по часовой стрелке, напишите справа В (восток), снизу Ю (юг)и слева З (запад). При желании можно добавить СВ (северо-восток) посередине между севером и востоком, ЮВ (юго-восток) посередине между востоком и югом, ЮЗ (юго-запад) посередине между югом и западом и СЗ (северо-запад) посередине между западом и севером.
  7. Вдавите в центр тарелки пластилиновый шарик, чтобы он надежно держался на месте.
  8. С помощью компаса определите северное направление и соответствующим образом расположите северный конец тарелки флюгера.
  9. Проверьте работу вашего флюгера, используя фен.

По окончанию работы каждая группа демонстрирует работу своего прибора. Учитель направляет струю воздуха, а учащиеся определяют направление ветра.

Ваше домашнее задание:

Подготовьте небольшое сообщение по темам (по выбору):

  1. Значение ветра в природе.
  2. Использование ветра человеком.
  3. Ветер за пределами Земли.

Структура урока:

  1. Организационный момент (Приветствие) — 1 минута.
  2. Повторение изученного ранее материала (Решение задачи) — 8 минут.
  3. Применение изученного материала и перенос в новые условия (Сборка флюгера. Работа в группах) — 15 минут.
  4. Подведение итогов учебного занятия (Демонстрация приборов) — 7 минут.
  5. Домашнее задание — 4 минуты. Итого — 45 минут.

Литература:

  1. Скуратова, П. Н. Естественнонаучная грамотность Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган. / П. Н. Скуратова. — Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/index.php/files/estestvennonauchnaia-gramotnost-atmosfernye-iavlen.html???history=5&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 16.10.2023).
Задать вопрос