Пособие по подготовке к ГИА по химии учащихся 9-х классов по теме «Реакции ионного обмена»
Автор: Семений Наталья Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 27.09.2023
Статья просмотрена: 177 раз
Библиографическое описание:
Семений, Н. Н. Пособие по подготовке к ГИА по химии учащихся 9-х классов по теме «Реакции ионного обмена» / Н. Н. Семений. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 18-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8618/ (дата обращения: 19.11.2024).
Пособие по подготовке к ГИА по химии учащихся 9 классов по теме «Реакции ионного обмена» предназначено для использования учителями при подготовке детей к ГИА по химии, а также будет полезно ученикам для самостоятельной подготовки.
Суть рассматриваемого вопроса: данная методическая разработка поможет учителю химии организовать свою деятельность по обучению детей работе с уравнениями реакций ионного обмена, с таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде и развить у них интерес к химии, позволит учителю повысить мотивацию в урочной и внеурочной деятельности для подготовки учащихся к экзаменам.
- Пояснительная записка
Химическое образование в основной школе направлено на обеспечение формирования у обучающихся представления о закономерностях и познаваемости явлений природы, понимания объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях современного общества; понимания места химии среди других естественных наук; владение основами понятийного аппарата и символического языка химии для составления формул неорганических веществ, уравнений химических реакций; в целом на владение системой химических знаний и умения применять её в жизни.
Одной из главных тем, входящих в ГИА в 9-х классах, является тема «Реакции ионного обмена».
Цель работы — подготовка учащихся к успешной сдаче государственного экзамена по химии в 9-х классах, закрепление знаний и умений по теме «Реакции ионного обмена».
Данная тема изучается в курсе химии основного общего образования, т. е. в течение всего курса обучения, в связи с чем возможна сложность в целостном восприятии учащимися основных понятий данной темы. Особенность заключается в том, что учащиеся должны обладать знаниями не только по химии, но и по физике, математике, биологии.
Актуальность пособия состоит в том, что в нем собраны примеры заданий, соответствующие требованиям, предъявляемым выпускникам 9-х классов к результатам освоения ими основной образовательной программы базового уровня по химии и конкретно по теме «Реакции ионного обмена».
В пособии рассматриваются задания из первой части: задания с кратким ответом, задания, требующие запись ответа в виде числа, задания с составлением сокращенного ионного уравнения реакции, задания, задания, требующие подсчитать число катионов и анионов, задания на установление соответствия между исходными веществами и сокращенным ионным уравнением реакции, задания, требующие выбрать два иона из предложенного списка, при взаимодействии которых в растворе выпадает осадок или газ, при взаимодействии которых в растворе протекает необратимая реакция без выделения осадка или газа, задания на выбор двух веществ, между которыми реакция ионного обмена протекает до конца.
Кроме того, рассматриваются задания второй части, которые требуют развернутого ответа на бланке ответов № 2.
Задания из первой части по теме: «Реакции ионного обмена» относятся в основном к заданиям базового уровня, а из второй части — к заданиям высокого уровня.
Содержание данного пособия решает задачу совершенствования усвоенных знаний и формирования потенциала дальнейшего развития учащихся.
К проверяемым элементам содержания по данной теме относятся:
– Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
– Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды). Содержание разработано в логической последовательности, соответствует накопленным знаниям по школьной программе предмета в соответствии с новыми требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по химии и тем самым обеспечивает решение следующих задач:
– формирование знаний по изучаемой теме;
– обеспечение преемственности знаний по основной общеобразовательной программе;
– формирование представителей о различных формулировках заданий ОГЭ;
– развитие функциональной грамотности;
– формирование навыков практического решения заданий ОГЭ.
Учебный материал сгруппирован по типам заданий и соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Методически решение заданий по теме включает несколько этапов от освоения терминов и формирования понятий до написания сокращенного ионного уравнения. Пошаговая этапность решения является преимуществом организации занятий. Практическая направленность и сопровождение химическим экспериментом в сочетании с алгоритмизацией действий позволяет детям не утрачивать интерес к химии и качественно готовиться к ОГЭ. У детей возникает желание искать дополнительную информацию к своей работе и чувство причастности к научному познанию мира. Это значит, что занятия по подготовке к ОГЭ по теме «Реакции ионного обмена» успешно развивают основные функции психики ребенка, его когнитивные способности и содейстствуют целостному представлению о единстве мира.
Каждый ребенок сможет ощутить позитивные эмоции от важности открытия сущности происходящих химических превращений вокруг нас, как когда-то исторически Сванте Август Аррениус — автор теории электролитической диссоциации, которая принадлежит к числу величайших теорий химии 19 в., так как, при изучении электропроводности растворов кислот и других электролитов, он в 1887 доказал, что молекулы при попадании в раствор распадаются на заряженные частицы или ионы. Теория электролитической диссоциации объяснила многие явления в химии. Она дала основу работам величайших ученых В. Оствальда, Я. Вант-Гоффа и др. Современное изучение растворов сильных электролитов и неводных растворов привело к созданию расширенной теории растворов. Возрождение традиций российской школы химиков возможно со школьной скамьи. Для учащихся, как показывает опыт, это одно из привлекательных и занимательных занятий. Для многих со временем оно принимает форму стойкого увлечения и становится профессией.
В основу предлагаемой разработки положен опыт автора данной работы, учителя химии ГКОУ ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края Семений Натальи Николаевны, отработанный в течение более 10 лет с разными группами учащихся 9-х классов. Обучающихся можно научить составлять полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена, развить у них интерес к изучению химии растворов. Для этого понадобятся соответствующие задания, составленные различным образом, таблицы растворимости и признаков реакций, демонстрационные и лабораторные эксперименты и алгоритмы действий.
Значимость данного пособия: учителям пособие даст возможность наиболее рационально организовать подготовку к ГИА, усвоение материала и контроль знаний по теме «Реакции ионного обмена». Учащиеся смогут повторить материал данной темы, овладеть алгоритмами действий при решении заданий ОГЭ по химии, оценить уровень своей подготовки к экзамену в форме ОГЭ.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать умение объяснять сущность реакций ионного обмена. умение использовать алгоритм решения заданий ОГЭ.
- Сформировать умение составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
- Сформировать умение определять возможность протекания реакций ионного обмена до конца. Продолжить формирование навыка работы с таблицей растворимости.
Воспитательные:
Создать условия для:
1.Повышения познавательной активности учащихся;
2.Развития умения работать самостоятельно;
3.Воспитания общей культуры;
4.Воспитания ответственности и аккуратности, коммуникативных навыков, уважения к товарищам;
5.Воспитания позитивного отношения к химии.
Развивающие:
- Создать условия для развития творческого мышления;
- Продолжить развитие познавательных способностей.
- Помочь развитию экологической культуры учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
– Формировать устойчивую мотивацию к изучению химии, целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
– Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
– Понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
Познавательные:
– Строят схему, алгоритм действия;
– Находят в тексте требуемую информацию;
– Осуществляют взаимодействие с таблицами.
Регулятивные:
– Сличают свой способ действия с эталоном.
– Составляют план и последовательность действий
– Предвосхищают результат и уровень усвоения.
– Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные:
– Корректно и аргументированно отстаивают свою точку зрения,
– Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Учатся управлять поведением партнера.
Предметные:
– Составляют полные и сокращенные уравнения реакции. Указывают признаки реакции.
– Соблюдают правила безопасной работы в кабинете химии;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств растворов электролитов;
– критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
– осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.
Педагог сможет организовать творческую деятельность на основе знаний теории растворов и электролитической диссоциации, которая, возможно, перерастет в постоянный интерес к химии и послужит основой для социально значимых проектов. Наглядным результатом станут баллы ОГЭ учащихся по химии.
2. Основная часть
Методика подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по химии по теме «Реакции ионного обмена»
2.1. Сущность реакций ионного обмена и методика формирования у учащихся и основных понятий темы
Реакции ионного обмена — это реакции между сложными веществами в растворах, в результате которых реагирующие вещества обмениваются своими составными частями. Правило Бертолле: реакции обмена в растворах электролитов протекают до конца (возможны) только тогда, когда в результате реакции образуется либо твердое малорастворимое вещество (осадок), либо газ, либо вода или любой другой слабый электролит.
Основные понятия темы: «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Уметь иллюстрировать примерами изученные понятия и объяснять причину электропроводности водных растворов солей, кислот и щелочей. Знать определения понятий «кислота», «основание», «соль» с точки зрения теории электролитической диссоциации. Уметь объяснять общие свойства кислотных и щелочных растворов наличием в них ионов водорода и гидроксид-ионов соответственно, а также составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей. Знать определения понятий «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты». Уметь составлять ионные уравнения.
В зависимости от значения степени диссоциации, электролиты можно разделить на сильные, средние и слабые:
Сила электролита |
Класс соединений |
Примеры |
Сильные (степень диссоциации от 30 % до 100 %) |
|
NaCl, KCl, CuSO 4 , Сa(OH) 2 , HCl, HBr, HI, H 2 SO 4 , HNO 3 , HClO 4 , HclO 3 , H 2 CrO 4 , HMnO 4 , CH 3 COONa |
Средней силы (Степень диссоциации от 2 % до 30 % |
Некоторые кислоты |
H 3 PO 4 , H 2 SO 3 , HNO 2 |
Слабые (степень диссоциации меньше 2 %) |
|
H 2 SiO 3 , HCN, CH 3 COOH, |
Степень диссоциации — a=nN, где n-число распавшихся (диссоциированных) молекул, N-общее число молекул.
Все электролиты можно разделить на 3 группы: кислоты, основания и соли.
Кислоты — это электролиты, которые при диссоциации поставляют в водный раствор катионы водорода и никаких других положительных ионов не образуют.
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.
H 3 PO 4 ⇄ H + + H 2 PO - 4, α = 23,5 %
H 2 PO - 4 ⇄ H + + HPO 2– 4, α = 3 ∙ 10– 4 %
HPO 2– 4 ⇄ H + + PO 3– 4, α = 2 ∙ 10– 9 %
Основания — это электролиты, которые при диссоциации поставляют в водный раствор гидроксид-ионы и никаких других отрицательных ионов не образуют. Диссоциация нерастворимых оснований не происходит, нет ионов в растворе.
К сильным основаниям относят все щелочи, т. е. все растворимые основания, кроме гидроксида аммония.
KOH = K + + OH - , Ca(OH) 2 = Ca 2+ + 2OH - .
Средние соли — это электролиты, которые при диссоциации поставляют в водный раствор любые катионы, кроме Н + , и любые анионы, кроме ОН - .
Все растворимые соли ― сильные электролиты.
Cu(NO 3 ) 2 = Cu 2+ + 2NO - 3 ;
Al 2 (SO 4 )3 + 2Al 3+ + 3SO 2– 4;
Na(CH 3 COO) = Na + + CH 3 COO - .
Методика формирования у учащихся и основных понятий темы заключается в пошаговой этапности решения заданий с нарастающей степенью сложности. Так, при формировании понятий «электролиты» затрагиваем тему растворов 8 класса. Подчеркиваем наличие воды и роль растворителя. Представление о растворимости веществ в воде и других растворителях формируем с помощью таблиц растворимости, а также приложений учебника. Для постановки проблемного вопроса можем использовать опыты по растворению веществ и электропроводностью растворов. Является ли вещество в растворе и исходное чистое вещество одинаково электропроводным?
На начальном этапе для мотивации самостоятельной творческой деятельности учащихся показываем эффектные демонстрационные опыты с наблюдением признаков протекания реакций обмена до конца, обучаем пользованию таблицей растворимости, хвалим успехи детей и даем простые задания — схемы распада веществ на ионы. Сразу возникает противоречие: все ли вещества дают ионы в растворе? Объясняем особенности малорастворимых веществ (гидроксиды кальция и бария, их написание в зависимости от того, являются ли они исходными веществами или продуктами реакции).
Затем переходим к формированию понятия смеси ионов в растворе. Затруднения возникают при подсчете количества ионов в растворе. Подчеркиваем, что ионов больше, чем веществ. В процессе обучения разъясняем, какие ионы могут связываться и уходить из раствора в связи с природой вещества.
После отработки составления схем распада на ионы приступаем к составлению уравнений в молекулярном и ионном виде. В заданиях ОГЭ часто встречаются вопросы образования осадка и газа. Осадки и их цвет целесообразно дать в виде таблицы, обратить внимание на цвет ржавчины и её формулу, так как это имеет большое практическое значение. Подробнее стоит разобрать реакции с железным и медным купоросом, их применении. Особенными являются реакции с выпадением осадка кремниевой кислоты — нерастворимой в воде. Тривиальные названия лучше записать в словарь. Наибольшую трудность в реакциях с образованием газа вызывает выделение аммиака. Это реакция не с кислотами, как обычно, а качественная реакция со щелочью. Учащимся трудно запомнить отличие аммония и аммиака. Нужно давать больше заданий с признаками газов, их цвета и запаха. Познакомить учащихся с признаками аммиака можно на практической работе, при этом обратить внимание на распад гидроксида аммония.
Трудности вызывает и написание сокращенного уравнения. В задании ОГЭ именно это уравнение требуется привести. Необходимо разъяснить, что сокращаются только полностью одинаковые частицы-ионы. В количестве ионов тоже должно соблюдаться соответствие. Тренируем соотношение количества ионов с коэффициентами в уравнении.
Усложняем задания, подбираем под сокращенное ионное уравнение несколько молекулярных. Формируем понятие о сущности химических реакций. В итоге должно сформироваться целостное представление о веществах в растворах и расплавах в свете теории электролитической диссоциации.
2.2. Технология составления заданий по теме «Реакции ионного обмена»
Технология составления заданий по теме «Реакции ионного обмена» заключается в постепенном наращивании сложности в сочетании с разнообразием формулировок. Употреблять и научить детей терминам «диссоциация», «диссоциирует». Иногда ученик успешно справляется с заданиями, но при изменении формулировки с «распад на ионы» на «диссоциация» не понимает, что от него требуется. Начиная от простых заданий по таблице растворимости, переходить к реакциям нейтрализации, химического превращения кислых и основных солей в средние, затем давать уравнения с выделением осадка или газа, составлять пробные и проверочные работы. Например, проверочная работа:
- Составьте уравнения реакций диссоциации (распада на ионы) веществ:
Вариант I KNO3, Ba(OH)2, Al2(SO4)3, H2SO4, KHSO4.
Вариант II LiOH, NH4NO3, BaSO4 C2H5OH, HNO3, FeSO4
Вариант III Ca(OH)2, CuSO4, H3PO4, Na2CO3, NaHCO3.
- Из приведённых формул выпишите формулы сильных электролитов: Вариант I CH3COOH, AgNO3, PbSO4 4) NH4OH, LiNO3, K2SO4
Вариант II FeCl3, H2SO4, Mg(NO3)2, NaOH, NaHSO4.
Вариант III NaOH, Mg(OH)2, HNO3, H2S, H2CO3, H2SO4.
- Запишите уравнения реакций ионного обмена (полные
и сокращённые), происходящих между растворами следующих
веществ:
Вариант I
NaOH и CuSO4
HNO3 и Ca(OH)2
K2CO3 и HCl
KCl и NaNO3
Вариант II
BaCl2 и Na2SO4
H2SO4 и KOH
CaCl2 и NaNO3
CaCO3 и HNO3
Вариант III
FeCl3 и KOH
CuCl2 и AgNO3
BaCl2 и NaNO3
Na2CO3 и HNO3
2.3. Особенности протекания реакций ионного обмена в растворах и алгоритм составления уравнения реакции
В растворах электролитов химические реакции сводятся к взаимодействию между противоположно заряженными ионами, образовавшимися при электролитической диссоциации, или между ионами и молекулами. Многие из таких реакций обратимы. Существенным фактором, влияющим на смещение равновесия в реакциях, проходящих в растворах электролитов, является изменение концентрации взаимодействующих ионов.
Обменные реакции в растворах электролитов протекают только в том случае, если все ионы или их часть связываются и выводятся из сферы взаимодействия. Это имеет место, если образуется слабый электролит, в том числе нерастворимое вещество или газ. Если слабые электролиты есть и среди реагентов, и среди продуктов, то возможно протекание реакции в прямом и в обратном направлениях, поэтому такая реакция является обратимой. Эти условия соответствуют принципу Ле-Шателье: ионы и продукты реакции выводятся из реакционной системы, и система постоянно компенсирует их удаление из среды путём смещения равновесия в сторону их образования.
В растворах реакции могут протекать обратимо и необратимо. Иногда ученик задает вопрос, если нет признаков реакции, то она совсем не протекает и ничего не меняется? Необходимо обратиться к простому опыту, проводимому таким учащимся самостоятельно, чтобы он имел возможность убедиться, что при выпаривании таких растворов веществ больше, чем исходных (четыре соли вместо двух). Необходимо научить школьников логически мыслить и рационально подходить к решению заданий. Так, все соли азотной кислоты растворимы, поэтому не стоит тратить время на поиски в таблице растворимости. Помогает в подготовке знание цвета и формул осадков. Наиболее удачно и эмоционально проходят самостоятельные взаимопроверки учащихся по этому вопросу. После таких тренировок ученик лучше видит вещества — осадки в уравнениях и уверенно указывает их. Для щелочных металлов нужно знать нерастворимые соли лития и их цвет. Пользуясь рядом активности металлов, можно определить, что все осадки с металлами до хрома белые, а после включительно цветные.
Для описания реакции нейтрализации важно научить определять признаки протекания их с индикатором до и после сливания растворов.
Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена
1. Записать молекулярное уравнение реакции, расставить коэффициенты:
3KOH +FeCl 3 = Fe(OH) 3 + 3KCl
- С помощью таблицы растворимости определить растворимость веществ.
р р н р
3KOH + FeCl 3 = Fe(OH) 3 + 3KCl
- Составить полное ионное уравнение. Сильные электролиты записать в виде ионов, а слабые электролиты, малорастворимые вещества и газообразные вещества записать в виде молекул.
3K + + 3OH — + Fe 3+ + 3Cl — = Fe(OH) 3 + 3K + + 3Cl —
- Найти одинаковые ионы и сократить их.
3K + + 3OH — + Fe 3+ + 3Cl — = Fe(OH) 3 + 3K + + 3Cl —
- Составить сокращенное ионное уравнение.
Fe 3+ + 3OH — = Fe(OH) 3
Правила составления ионных уравнений:
Не раскладываются на ионы:
1) Твердые вещества — металлы, оксиды, осадки;
2) вода и малодиссоциируемые (органические) вещества;
3) газы.
Например, взаимодействие сульфида цинка и серной кислоты. Сульфид цинка нерастворим.
н р р р
ZnS + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2 S
Реакция протекает до конца, т. к. выделяется газ сероводород, который является слабым электролитом. Полное ионно-молекулярное уравнение:
ZnS + 2H + + SO 4 2— = Zn 2+ + SO 4 2— + H 2 S
Сокращаем ионы, которые не изменились в процессе реакции — в данном случае это только сульфат-ионы, получаем сокращенное ионное уравнение: ZnS + 2H + = Zn 2+ + H 2 S
Для протекания реакций обмена до конца необходимы условия:
- Выпадение осадка
- Выделение газа
- Образование малодиссоциирующего вещества (воды и др.)
Пример: уравнение реакции гидроксида железа (III) с азотной кислотой.
Fe(OH)3 + 3HNO3 = Fe(NO3)3 + 3H2O
В ионном виде:
Fe(OH)3 + 3H+ + 3NO3- = Fe3+ + 3NO3- + 3H2O
Зачеркнем одинаковые ионы слева и справа, сокращенное ионное уравнение имеет вид:
Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O
Реакция идет, т. к. образуется вода.
Пример: уравнение реакции карбоната натрия с нитратом магния.
Na2CO3 + Mg(NO3)2 = 2NaNO3 + MgCO3↓
В ионном виде:
2Na+ + CO32- + Mg2+ + 2NO3- = 2Na+ + 2NO3- + MgCO3↓
Зачеркнем одинаковые ионы слева и справа, сокращенное ионное уравнение имеет вид:
CO32- + Mg2+ = MgCO3↓
Реакция идет, т. к. образуется осадок.
В некоторых случаях реакции ионного обмена сопровождаются полным связыванием всех участвующих в реакции ионов, например, при взаимодействии растворов гидроксида бария и серной кислоты.
В этом случае полное и сокращённое ионное уравнения совпадают, так как произошло взаимодействие не только между ионами водорода и гидроксид-ионами с образованием малодиссоциирущих молекул воды, но и между ионами бария и сульфат-ионами с образованием трудно растворимого сульфата бария. Совпадение полного и сокращенного ионного уравнения не должно смущать учеников.
Заключение
Предлагаемый опыт позволит коллегам-педагогам использовать алгоритмы и задания по теме «реакции ионного обмена» в своей работе с учащимися 9-х классов. Ученикам понравится такая практика занятий. Если эту работу взять за основу и в системе заданий научить выпускников 9 классов творчески организовывать свою подготовку к ГИА, то учителю отводится роль поддерживающего наставника, а данный вид деятельности легко может перерасти в социально значимый проект.
Приобретенный опыт найдет широкое применение во внеурочной деятельности в 8-х классах этой же школы для пропаганды химических знаний и эмоционального отзыва начинающих изучать химию школьников при использовании эффектных химических реакций ионного обмена с ярко выраженными признаками и сослужит хорошую службу в сдаче экзамена ГИА.
Приложение
Задания, требующие подсчитать число катионов и анионов и записать ответ в виде числа.
При полной диссоциации 1 моль каких двух из представленных веществ образуется 2 моль анионов?
1) сульфид натрия
2) хлорид цинка
3) нитрат кальция
4) хлорид алюминия
5) бромид лития
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 2,3
При полной диссоциации 1 моль каких двух из представленных веществ образуется 2 моль анионов?
1) хлорид магния
2) сульфат лития
3) сульфид аммония
4) нитрат кальция
5) бромид алюминия
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:1,4
При полной диссоциации 1 моль каких двух из представленных веществ образуется 2 моль катионов?
1) сульфат аммония
2) нитрат кальция
3) сульфат натрия
4) хлорид магния
5) карбонат натрия
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 1,3,5
При полной диссоциации 0,1 моль вещества в водном растворе образовалось суммарно 0,4 моль ионов. Какие два вещества из перечисленных ниже удовлетворяют этому условию?
1) нитрат алюминия
2) сульфат железа(III)
3) сульфид натрия
4) фосфат калия
5) хлороводород
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 1,4
При полной диссоциации 0,1 моль вещества в водном растворе образовалось суммарно 0,3 моль положительных и отрицательных ионов. Какие два вещества из перечисленных ниже удовлетворяют этому условию?
1) нитрат алюминия
2) карбонат натрия
3) хлорид лития
4) сульфат магния
5) нитрат кальция
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 2,5
Задания с составлением сокращенного ионного уравнения реакции.
Напишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Zn(NO3)2 + K2SO4 →
KI + Pb(NO3)2 →
Cr(NO3)3 + K2CO3 + H2O →
Na2S + HCl →
FeCl3 + NaOH →
Na2SiO3 + HCl →
Между растворами каких соединений возможно протекание необратимых реакций:
1) хлорида кальция и нитрата магния;
2) сульфида натрия и азотной кислоты;
3) нитрата алюминия и хлорида калия;
4) сульфата цинка и хлорида натрия;
5) хромата натрия и нитрата свинца(II).
Напишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.
Задания на установление соответствия между исходными веществами и сокращенным ионным уравнением реакции.
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
2H + + S 2– = H 2 S
1) HCl
2) CuS
3) S
4) HF
5) K 2 S
6) Al 2 S 3
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 1,5
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
3Sr 2+ + 2PО 4 3– = Sr 3 (PO 4 ) 2
1) Sr
2) SrO
3) SrSO 4
4) Sr(NO 3 ) 2
5) H 3 PO 4
6) K 3 PO 4
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 4,6
Из предложенного перечня выберите названия двух веществ, взаимодействию которых в растворе соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
2H + + CO 3 2– = CO 2 + H 2 O
1) сероводородная кислота
2) кремниевая кислота
3) бромоводородная кислота
4) карбонат кальция
5) карбонат магния
6) карбонат калия
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 3,6
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
Fe 2+ + CО 3 2– = FeCO 3
1) Fe
2) FeCl 2
3) FeCl 3
4) FePO 4
5) CaCO 3
6) K 2 CO 3
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 2,6
Из предложенного перечня выберите две формулы ионов, при взаимодействии которых выделяется газ.
1) Ba 2+
2) K +
3) H +
4) SO 4 2–
5) CO 3 2–
6) PO 4 3–
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 3,5
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
3Ba2+ + 2PO43– = Ba3(PO4)2
1) BaSO4
2) Na3PO4
3) Ba(NO3)2
4) Li3PO4
5) BaO
6) BaCO3
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ:2,3
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
3Ba 2+ + 2PO 4 3– = Ba 3 (PO 4 ) 2
1) Ba(OH) 2
2) H 3 PO 4
3) BaCO 3
4) K 3 PO 4
5) BaO
6) BaSO 4
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 1,4
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
Ca 2+ + SО 3 2– = СаSО 3
1) СаО
2) Ca
3) CaCl 2
4) Ag 2 SO 3
5) MgSO 3
6) Na 2 SO 3
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 3,6
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
Mg 2+ + 2OH – = Mg(OH) 2
1) MgSO 4
2) Ba(OH) 2
3) РH 3
4) MgCl 2
5) MgCO 3
6) Fe(OH) 3
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 2,4
Из предложенного перечня выберите названия двух веществ, взаимодействию которых в растворе соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
3Li + + PO 4 3– = Li 3 PO 4
1) литий
2) оксид лития
3) сульфат лития
4) фосфат кальция
5) оксид фосфора
6) фосфат калия
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 3,6
Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращённое ионное уравнение реакции
H + + OH – = H 2 O
1) H 2 SO 4
2) CaO
3) NH 3 (p-p)
4) HNO 3
5) Ba(OH) 2
6) Cu(OH) 2
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 4,5
Задания, требующие выбрать два иона из предложенного списка, при взаимодействии которых в растворе выпадает осадок или газ
Укажите, взаимодействие каких пар ионов приводит к выпадению осадка:
- Ag + и Cl -
- Fe 2+ и OH -
- Fe 2+ и SO 4 2-
- Cu 2+ и NO 3 -
- Mg 2+ и CO 3 2-
- Zn 2+ и Cl -
- Zn 2+ и S 2-
Ответ: 1,2,5,7
Выберите из представленных реакций, реакцию с образованием осадка или газа.
1) 2КОН + Н 2 SО 4 → К 2 SО 4 + 2Н 2 О
2) AgNO 3 + HCl → AgCl + HNO 3
3) HCl + КОН → КCl + Н 2 О
4) Nа 2 СО 3 + 2НСl → 2NaCl + Н 2 CО 3
5) NaОН + HNO 3 → NaNO 3 + Н 2 О
Ответ: 2,4
Задания, требующие выбрать реакции из предложенного списка, при протекании которых в растворе происходит необратимая реакция без выделения осадка или газа
Выберите из представленных реакций, реакции нейтрализации:
1) 2КОН + Н 2 SО 4 → К 2 SО 4 + 2Н 2 О
2) AgNO 3 + HCl → AgCl + HNO 3
3) HCl + КОН → КCl + Н 2 О
4) CaCl 2 + 2Н 2 О → Ca(ОН) 2 + 2HCl
5) NaОН + HNO 3 → NaNO 3 + Н 2 О
Ответ: 1,3,5
Задания на выбор двух веществ, между которыми реакция ионного обмена протекает до конца
Выберите два исходных вещества, между которыми протекает до конца реакция ионного обмена:
1) H2SO4+Mg(OH)2
2) S+2H2SO4
3) 2AgNO3+MgCl2
4) Ba+2H2O
5) KNO3+NaCl
Ответ: 1,3
Составьте уравнения реакций (в молекулярной и ионно-молекулярной формах), происходящих в растворах между указанными веществами, и укажите, образованием какого вещества обусловлено протекание каждой реакции.
1) AgNO3 и Na2SO4; Na2SO3 и HCl;
2) Ba(NO3)2 и H2SO4; Cu(OH)2 и HCl;
3) AgNO3 и NaBr; Al(OH)3 и H2SO4;
4) Fe2(SO4)3 и NaOH; KCN и HCl;
5) CaCl2 и AgNO3; Fe(OH)3 и H2SO4;
6) MgCl2 и Na2CO3; ZnOHNO3 и HNO3;
7) CrCl3 и NH4OH; FeS и HCl;
8) Cr2(SO4)3 и NaOH; K2S и HCl;
9) FeSO4 и (NH4)2S; Fe(OH)2 и H2SO4;
10) CdCl2 и H2S; CH3COONa и H2SO4;
11) AgNO3 и BaCl2; K2SO3 и H2SO4;
12) CuCl2 и NaOH; NH4OH и HCl;
13) Al2 (SO4)3 и KOH; K2CO3 и HCl;
14) CaCl2 и Na2CO3; Al(OH)3 и NaOH;
15) Cr2(SO4)3 и KOH; KNO2 и HCl;
16) FeSO4 и KOH; NaHCO3 и HCl;
17) K2CO3 и BaCl2; NaHCO3 и NaOH;
18) H2SO4 и NaOH; Be(OH)2 и KOH
Составьте молекулярные уравнения реакций, которым соответствуют следующим ионно-молекулярные уравнения:
1) CH3COO− + H+ = CH3COOH; Cr2+ + 2OH– = Cr(OH)2;
2) Ag+ + J− = AgJ; CO3 2– + 2H+ = CO2 + 2H2O;
3) HCO3 − + H+ = H2O + CO2; Cu2+ + S2– = CuS;
4) Zn2+ + H2S = ZnS + 2H+; NH4 + + OH − = NH4OH;
5) HCO3 − + OH − = CO3 2− + H2O; Zn(OH)2 + 2H+ = Zn2+ + 2H2O;
6) H+ + NO2 − = HNO2; Fe2+ + SO3 2− = FeSO3;
7) SiO3 2− + 2H+ = H2SiO3; 3Ni2+ + 2PO4 3- = Ni3(PO4)2;
8) H+ + OH − = H2O; Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3;
9) ZnOH+ + H+ = Zn2+ + H2O; H+ + CN– = HCN;
10) Pb2+ + 2J − = PbJ2; HSO3 — + H+ = H2SO3;
11) SO3 2 − + 2H+ = H2SO3; Ag+ + Cl — = AgCl;
12) NH4OH + H+ = NH4 + + H2O; CH3COO — + H+ = CH3COOH;
13) MgOH+ + H+ = Mg2+ + H2O; SO4 2 — + H+ = HSO4 — + H2O;
14) NH4 + + OH − = NH3 + H2O; ZnOH+ + OH– = Zn(OH)2;
15) Fe(OH)2 + 2H+ = Fe2+ + 2H2O; FeS + 2H+ = Fe2+ + H2S;
16) CN − + H+ = HCN; Sn2+ + 2OH − = Sn(OH)2;
17) Pb2+ + H2S = PbS + 2H+; Al(OH)2 + + OH − = Al(OH)3;
18) Pb2+ + S2 − = PbS; HCO3 − + OH − = CO3 2− + H2O;
19) S2 − + 2H+ = H2S; Ba2+ + SO4 2 — = BaSO4;
20) Cu + S2 − = CuS; HCO3 − + H + = CO2 + H2O.
Литература:
- Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия.- М., 2003
- Вольхин В. В. Общая химия. Избранные главы. — СПб, М, Краснодар., 2008
- Вольхин В. В. Общая химия. Основной курс. — СПб, М, Краснодар., 2008
- Габриелян О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8–9 класс. / О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумова — М.: «Дрофа».
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
- Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа.
- Ганина Н. В. Из опыта применения сдвоенных тестов. Журнал «Химия в школе», № 5, 2011, с 53–55
- Гельфман М. И., Юстратов В. П. Химия. — СПб, М, Краснодар., 2008
- Глинка Н. Л. Общая химия. — М., 2005
- Медведев Ю. Н. ОГЭ 2020. Химия. Типовые тестовые задания. -М.: Издательство «Экзамен», 2020
- Радецкий А. М., Горшкова В. П., Кругликова Л. Н. Дидактический материал по химии для 8–9 классов: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2004
- https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/himiya/reakcii-ionnogo-obmena/
- https://foxford.ru/wiki/himiya/reaktsii-ionnogo-obmena-v-rastvorah
- https://interneturok.ru/lesson/chemistry/9-klass/brastvory-i-ih-koncentraciya-dispersnye-sistemy-elektroliticheskaya-dissonaciya-gidrolizb/elektroliticheskaya-dissotsiatsiya-reaktsii-ionnogo-obmena