Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников посредством интерактивной образовательной платформы в процессе обучения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.09.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кондратьева, Е. Е. Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников посредством интерактивной образовательной платформы в процессе обучения / Е. Е. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8612/ (дата обращения: 03.05.2024).



Ключевые слова: образовательный процесс, способность, педагогический эксперимент, проблема развития, больший масштаб, интеллектуальный потенциал.

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, физиологов, философов, социологов и т. д. При этом наибольший интерес вызывает исследование путей формирования развития интеллектуальных способностей, влияющих на решение мыслительных задач различных типов. Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни интеллектуальные способности.

Проблема развития интеллектуального потенциала современных детей в информационном мире приобретает всё больший масштаб. В настоящее время школьники совсем не такие, как их сверстники десять лет назад. Конечно, закономерности развития ребёнка остались прежними, но принципиально изменилась сама жизнь. Кроме учебников и тетрадей, в рюкзаке обычного школьника обязательно есть телефон. Семьдесят процентов детей все свои интересы реализует с помощью этого мобильного девайса. Это считается нормой для нашего предметного и социального мира. Процесс получения информации максимально упрощён. В этом есть свой плюс: в интернете всегда можно найти ответ на любой вопрос. Минус в том, что дети слишком часто обращаются за помощью к интернету, поэтому у них нет потребности в расширении кругозора. Проблема развития интеллектуального потенциала современных детей в информационном мире приобретает всё больший масштаб.

В настоящий момент цифровые технологии представляют собой не только высокотехнологический способ коммуникации, но также являются средством развития цифрового пространства для обучения, способны поддерживать сотрудничество и творчество, обучать навыкам, необходимым для жизни в цифровом мире.

На основе теоретического анализа литературы [1,2,3,4,5,6,7] по проблеме развития интеллектуальных способностей у младших школьников было определено, что в качестве одних из самых важных критериев умственного и мыслительного развития учеников на начальных этапах обучения считаются такие качества, как гибкость, доказательность и критичность, а среди суммарных показателей, ключевым становится определение «рациональность интеллекта». По мнению знаменитого психолога Л. С. Выготского, термин «рациональность интеллекта» в первую очередь отражается в количественных показателях материала, на базе которого становится возможно наиболее эффективно решить ту или иную проблему. Необходимо учитывать количество «шагов», способствующих процессу самостоятельного принятия решений и «порций», если аналогичная проблема требует иного подхода. В том числе, в расчет берется «открытие» — это обозначение временных промежутков, требуемых на поиск принципиально новой, не известной ранее информации.

Уровень развития интеллектуальных способностей современных младших школьников, которых зачастую называют поколением Z, характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и характером мыслительной деятельности, степенью владения приемами активного познания, самостоятельного приобретения знаний и их творческого применения в различных жизненных ситуациях. В образовательной среде дети поколения Z полагаются на компьютерные записи вместо того, чтобы делать заметки, более склонны задавать вопросы онлайн, видят проведение урока по принципу «приходите и развлеките меня» и не любят ждать ответа, но требуют мгновенной информации и коммуникации

Для непосредственного понимания показателей развития интеллектуальных способностей и процесса интеллекта, стоит рациональным образом устанавливать подход к различного рода критериям, которые в обязательном порядке должны аккумулироваться в единое целое, с учетом методики образовательного процесса и его организации. Технологии, на базе которых развиваются средства коммуникационного и информационного формата способствуют решению разноплановых задач. Качество образования имеет тенденции к росту и улучшению, и применение в образовательном процессе онлайн- тренажеров — это прямое отражение подобного рода технологий.

Процесс исследования уровня интеллектуальных способностей у детей, возраст которых относится к младшей группе школьников. Педагогический эксперимент по внедрению онлайн-тренажеров в образовательный процесс приняли участие 2 первых класса МБОУ «Коляновская СШ». Один из классов стал контрольной группой, другой — экспериментальной. Для проведения педагогического эксперимента по внедрению онлайн-тренажеров в образовательный процесс с целью развития интеллектуальных способностей младших школьников был подобран комплекс диагностики с учетом когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностного критериев.

На констатирующем этапе было определено, что большинство первоклассников, принявших участие в эксперименте, имеют средний уровень развития интеллектуальных способностей (44 % в ЭГ и 51,9 % в КГ). С низким уровнем интеллектуальных способностей (32 %) учащихся из ЭГ и (22,2 %) учащихся из КГ. С высоким уровнем развития интеллектуальных способностей оказалось наименьшее число учащихся в обеих группах.

Реализация представленной программы школьного кружка возможна только в образовательных учреждениях, которые оснащены: достаточным материально-техническим обеспечением; помещениями, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, системой Internet. Таким местом стал центр развития цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» при школе.

Результатом посещения кружка «Умницы и Умники» младшими школьниками является сформированность предметных знаний, умений, навыков, представлений, предусмотренные программой данного кружка, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

На контрольном этапе при проведении диагностики по тем же методикам, что и на констатирующем, значительно снизилось число учащихся с низким уровнем интеллектуальных способностей (на 20 %). С высоким уровнем развития интеллектуальных способностей в экспериментальной группе стало 14 человек (56 %), в то время как в контрольной группе таких учащихся 7 –25,9 %.

Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности внедрения интерактивных образовательных платформ в образовательный процесс для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Таким образом, цель данного исследования, задачи решены, гипотеза, которая заключалась в предположении, что применение онлайн-платформ в учебном процессе в начальной школе будет способствовать развитию интеллектуальных способностей младших школьников, качества и гибкости интеллекта, скорости протекания мыслительных процессов в частности, нашла свое подтверждение.

Литература:

1. Арцимович, И. Современное поколение: вызовы обществу или времени / Арцимович И. — Текст: непосредственный // Интерактивная наука. — 2017. — № 12. — С. 119–121.

2. Башаева, Т. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени / Т. В. Башаева. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2016. — 176 c. — Текст: непосредственный.

3. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. / И. Г. Белавина. — Текст: непосредственный // Вопрос психологии. — 2018. — С. 89.

4. Белавина, И. Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры / И. Г. Белавина. — Текст: непосредственный // Информатика и образование. — 2021. — № 3. — С. 67–71.

5. Брыксина, О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе: учебник для вузов / О. Ф. Брыксина. — 2-е изд. — Москва: Академия, 2015. — 208 c. — Текст: непосредственный.

6. Варченко, В. И. Радуга в компьютере / В. И. Варченко. — Текст: непосредственный // Начальная школа. — 2020. — № 10. — С. 92.

7. Вислобоков, Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Н. Ю. Вислобоков. — Текст: непосредственный // Информатика и образование. — 2021. — № 6. — С. 111–114.

Задать вопрос