Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.09.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Лисова, Н. А. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками / Н. А. Лисова, И. А. Платонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8609/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Актуальность и значимость работы.

Всем известно, что любовь и интерес к художественной литературе необходимо прививать детям ещё в дошкольном возрасте, так как этот возраст является одним из сенситивных периодов всестороннего развития человека. В последнее время прослеживается печальная тенденция, что дети не хотят «читать» художественную литературу. Это равнодушие к книгам, как правило, закрепляется. Поэтому, проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Уже у дошкольников прослеживается низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков.

Кроме того, в дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями, интеллектуальными и сочетанными нарушениями развития. В то время, как умение говорить правильно и красиво, выражать свои мысли грамотно (с богатой лексикой и грамматически оформлено), общаться без проблем со сверстниками и взрослыми — имеет большое значение для полноценного развития личности человека.

Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития, я использую различные методы и приемы.

При этом в качестве приоритетного использую деятельностный подход к развитию ребенка.

Поэтому, отвечая для себя на вопросы:

— Как помочь ребёнку полюбить книгу?

— Как сделать так, чтобы она была его другом и помощником в жизни (развитии)?

Остановилась на идее изготовления книг детьми своими руками, возможно из бросового материала. Предоставляя ребёнку свободу для творчества и разнообразной деятельности, мы делаем для него книгу интересной и привлекательной. Для чего нужна самодельная книга, если магазины предлагают множество красивых, ярких книжек? При изготовлении книги дошкольник берёт на себя роль изготовителя, оформителя книги, развиваются его изобразительные способности по передаче литературного содержания, совершенствуется мелкая моторика. Использование художественного слова обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей каждого ребёнка. Для дошкольника с ЗПР — вся эта деятельность не менее эффективна, и позволяет решать специфические задачи коррекционно-развивающего обучения.

Самодельная книжка — продукт фантазии ребёнка, его воображения, во время изготовления книги ребёнок общается с взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребёнка и взрослого. Изготовление книг — самоделок желательно проводить уже начиная со старшей группы. Обложками для таких книг могут послужить коробочки от шоколадных конфет, пластиковые одноразовые тарелки. Плотные коробочки от печенья с крышками и т. п. Старая сломанная фоторамка может являться для книги и частью обложки и переплётом, тем самым этой фоторамке даётся «вторая жизнь».

Цель работы: активизировать речевую и познавательную деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР. Формировать бережное отношение к книге, читательский интерес детей; объединить родителей и детей в общем деле — создание книги своими руками.

Значимость

Важнейшим достоинством нашей работы является самостоятельное «добывание» детьми умений и навыков. Для дошкольников с ЗПР подобная деятельность проходит нелегко, требует дополнительных усилий и от детей, и от педагогов. Ребята учатся анализировать, находить проблему, выбирать материалы и способы работы, а главное — учатся взаимодействовать между собой и со взрослыми, развивая свои коммуникативные навыки. Мы предлагаем детям быть не просто слушателем, но и собеседником взрослого, принимать активное участие в сотворчестве. Озвучивая ситуацию или проблему, которые, на его взгляд, можно решить по — разному, ребенок предлагает свое решение. То есть ребёнок выступает создателем книжки, а если хочет, то и автором новой сказки. Для закрепления полученных результатов можно составлять сказки и рассказы; придумать, что могло бы произойти со сказочными героями (из его собственной книжки), пофантазировать, ввести в сюжет героев других сказок. Действительно, действуя самостоятельно и совместно с товарищами, методом проб и ошибок, ребенок приобретает — «присваивает» знания и опыт.

Ожидаемые результаты работы:

– Расширение кругозора детей: знакомство с различными видами книг, строением книги, способами изготовления книжек-самоделок.

– Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников с ЗПР: активизация словарного запаса детей, грамматического строя речи, развитие связной речи.

– Повышение читательского интереса, в том числе и в семьях воспитанников.

– Проявление детьми инициативы: рассматривать книги, иллюстрации, участвовать в беседах, задавать вопросы; проявлять творчество, активность и детальность в работе.

– Дети научатся создавать книжки-самоделки из разнообразных материалов и на разные темы

– Научатся творчески мыслить и использовать различные материалы в оформлении книг участие в совместной деятельности родителей.

Совместная деятельность детей и взрослых включает в себя 3 блока.

  1. Подготовительная работа (выполняется в различных видах совместной деятельности).

Для достижения поставленных целей и задач проводились большая подготовительная работа.

– занятие по ознакомлению с окружающим миром «Откуда приходят книги», на котором дети узнали о происхождении и изготовлении книги;

– виртуальная экскурсия в детскую библиотеку;

– беседа «Правила работы с книгой»;

– выставка «Разнообразный мир книг»;

– сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»;

– создание в группе больницы для книг, при помощи которой дети вместе с воспитателем смогут «лечить» книги. Так же раздавались книжки на дом, где дети «лечили» их вместе с родителями.

– привлечение родителей к совместной деятельности.

На данном этапе велась интенсивная работа по ознакомлению с несколькими художественными произведениями. По каждому из произведений осуществлялось: чтение, инсценировка или показ кукольного театра, пересказ или заучивание наизусть, рассматривание иллюстраций. Важным условием успешной педагогической работы, можно назвать сопровождение чтения игровыми приемами. Знакомство с новой художественной литературой начинали с показа книги и ярких цветных иллюстраций в ней. В дошкольном возрасте дети начинают учиться прогнозировать будущее чтение, отвечать на вопросы по картинкам: «О ком (о чем?) эта сказка? Кто (что) это?» и т. д. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с подгруппой детей, когда каждый ребенок имеет возможность включиться в беседу и тщательно рассмотреть книгу. После прочтения литературного произведения проводили беседу, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено.

Дошкольники с ЗПР в силу особенностей в развитии требуют неоднократного повторения материала, индивидуального темпа работы и учета особенностей каждого ребёнка. Поэтому наиболее эффективно работа при совместных усилиях всех специалистов группы (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолоага, музыкального руководителя).

  1. Ход совместной деятельности «Книжка-малышка»

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

2 этап: Способствуем планированию детьми их деятельности

3 этап: Совместная деятельность с детьми

4 этап: Итог совместной деятельности

  1. Этап закрепления полученных результатов (рекомендуется обыгрывание придуманных сюжетов, элементы театрализованной деятельности).

Работая с детьми, имеющими комплексные нарушения высших психических функций, я использую различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных коррекционных занятий, направленных на компенсацию недостатков в развитии эмоциональной сферы (мышления, памяти, внимания), я использую такой эффективный метод всестороннего развития, как театрализованная деятельность.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой. В игре формируются все стороны личности: дети, следуя требованиям роли, должны выработать способности представлять себя на месте другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно — эстетическое воспитание.

После изготовления самодельных книжек, дети с удовольствием играют своими героями, придумывают и развивают истории про них (с использованием различных атрибутов, кукол, различных видов театра в группе).

Небольшие инсценировки возможны с участием родителей, или как элемент закрепления полученных знаний дома (домашнее совместное чтение, обыгрывание, инсценировки, домашний театр).

В результате использования театрализованной деятельности детей прослеживается положительная динамика социально — эмоционального развития. Практика показала, что регулярные занятия с использованием театральной деятельности способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Заключение.

Подобная организация совместной деятельности обеспечивает выбор и внедрение наиболее эффективных технологий в коррекционно-развивающем процессе при активном взаимодействии всех участников образовательных отношений; способствует повышению эффективности работынад развитием всех компонентов речевой системы воспитанников с задержкой психического развития.

У детей активно развиваются коммуникативные умения и навыки: обогащение и расширение словарного запаса, формирование навыков словоупотребления, языковое чутье, внимания и интереса к образному слову; воспитание культуры речи, развитие умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; развитие познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления.

Практическая значимость работы состоит в том, что знания, полученные детьми в процессе такого обучения, носят прочный, устойчивый характер. Участники деятельности готовы к дальнейшему творческому развитию.

Литература:

  1. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества — М.
  2. Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д. Б. Богоявленской — М.
  3. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников. //Вопросы психологии -1990
  4. Парамонова Л. А. Конструирование. — М. 2001 6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование — М.1999
Задать вопрос