НОД по экологическому воспитанию «Экологическое путешествие по родному краю» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.09.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Языкина, Е. А. НОД по экологическому воспитанию «Экологическое путешествие по родному краю» / Е. А. Языкина, А. А. Котрухова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8590/ (дата обращения: 03.05.2024).



Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края.

Обучающие задачи:

— познакомить с памятником природы родного края — горой Копейка; с растительностью горы Копейка;

— пополнить знания детей о буром медведе;

— познакомить с новыми понятиями — экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека, экологи (люди, которые помогают природе);

— формировать практические природоохранные умения;

— дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь.

Развивающие задачи:

— активизировать ввести в словарный запас детей слова: эколог, экологическая катастрофа.

— закрепить знания воспитанников о правилах поведения на природе;

— формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор;

— обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;

Воспитательные задачи:

— воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.

— воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;

— воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

Оборудование и материалы: карта маршрута с обозначенными остановками; галстуки зеленого цвета; магнитная доска; ткань синего цвета для оформления реки; бросовый материал для оформления загрязненной речки, проектор; экран; аудио-вставки (шума воды в реке, презентация)

Ход НОД:

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

— Я рада видеть вас таких приветливых, добрых, с хорошим настроением! Это утро мы проведем вместе.

— Предлагаю отправиться в путешествие по родному краю.

— Как называется область, в которой мы живем?

— В каком городе мы живем?

— Вот это карта нашего района. Вот здесь находится наш город.

Наш район богат лесами, лугам, реками, озерами. И все это нужно беречь и охранять.

— А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Я предлагаю стать юными экологами нашего родного края. А у экологов есть специальные отличительные знаки — зеленые ленточки.

— А как вы думаете, почему ленты зеленого цвета? (Рассуждения детей).

Педагог прикрепляет детям ленты.

Итак, отправляемся в путешествие в роли юных экологов, чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края. А путешествовать мы будем на экопаровозике.

Но сначала надо составить карту нашего путешествия.

А в этом нам помогут загадки.

С ручейка берёт начало,

Что бы это означало?

Глубока и широка,

Средь полей течёт

(река)

Обозначим реку синей полоской.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём!

(лес)

Обозначим лес деревьями.

Не яма, а наоборот.

Не вниз, а вверх она растет.

Взобрался вверх, кричу: «Ура!»

Я покорил тебя…

(гора)

Обозначим горы на карте.

Маршрут путешествия готов, можно отправляться в путь.

Садитесь удобнее.

Чтобы нам было весело в пути, повторим чистоговорку:

«Ём-Ём-Ём — в путешествие идем реки, горы и поля — все любимые края»

— Ребята, а вот и первая остановка, называется «Река»

Звуки журчащей воды.

Как вы думаете, что это мы слышим? (вода, река, ручей)

Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена река.

— А какая река протекает около нашего города?

Слайд 1. Вот это река Кинель. Она берет свое начало в Оренбургской области, протекает мимо нашего города, по всей Самарской области и впадает в реку Волга.

—Зачем нужна вода людям?

—Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.

—Какая вода должна быть в реке?

В мире огромном,

В мире прекрасном,

В маленькой речке

Под солнышком ясным

Рыбы и раки,

Жуки — плавуны

Просто не могут без чистой воды!

Воспитатель обращает внимание детей на речку (выложенную на полу из ткани). В ней находится много мусора.

— Но что это в нашей реке?

— Ребята, когда природу загрязняют — это называется экологической катастрофой.

— Что нам делать, как нам быть? Как решить нашу проблему?

— Правильно, речку от мусора нужно спасти.

Хлам на тропинке, отбросы в реке,

Сор под деревьями, отходы везде,

Давайте исправим, чтоб видели все

Чистота в природе — должна быть везде.

Игра «Собери мусор»

Юные экологи поможем реке?

Надо убрать весь мусор по специальным контейнерам.

Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый.

В красный контейнер — собирают самый опасный мусор; в желтый — менее опасный мусор; в зеленый — пищевые отходы (безопасный мусор).

Дети надевают перчатки и складывают в контейнеры мусор.

— Какой вид мусора у каждого в контейнере? (Дети отвечают) .

— Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора.

Слышится шум воды, пение птиц (СЛАЙД — изображение реки).

— Ребята, что вы слышите?

— Это речка благодарит вас за помощь. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне и моим обитателям будет легче жить.

—Друзья, нам пора в путь. Внимательно посмотрим на карту и отправимся дальше по нашему маршруту.

Станция «Лесная» (Слайд)

Вы слышите (пение птиц) это лес нас встречает.

Что такое лес?

— Лес — это наше богатство.

— Лес — зеленый наряд нашей земли.

— Лес — дом для птиц и животных.

— Лес — это чистый воздух.

— Лес — это здоровье для человека.

— Лес — это красота нашей природы.

— Да ребята, лес — это целый мир. В нем обитает множество растений и животных.

— Кто живет в лесу?

— Медведи в начале 20 века в самарской области исчезли, и задача юных экологов вернуть их в наши края. Но чтобы вернуть бурого медведя в наши леса мы должны о нем узнать много нового и рассказать.

— Посмотрите вот он красавец бурый медведь (слайд).

— Какие ассоциации у вас возникли, увидев картинку.

— Схематично зарисуйте и разместите на доске.

— Предлагаю посмотреть фильм про медведя.

— Скажите, что нового вы узнали. Схематично зарисуйте и разместите на доске.

—Посмотрите на схемы рисунки и скажите, нет ли здесь картинок, которые не подходят медведю? Предлагаю их убрать.

— Предлагаю карточки модели, которые помогут распределить все знания о медведе на группы: (моя карточка обозначает Кто это? Что это?; части тела; чем покрыто; питание; где живет; действие)

— Юные экологи, вы справились со своей задачей. Рассказали все о медведе, теперь популяция бурых медведей вернется в наши края.

— Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (правила поведения в природе)

Игра «Если можно хлопни, если нет — топни».

Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)

Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)

Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)

Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)

Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)

Молодцы правила поведения в природе знаете и будете всегда их соблюдать.

— Ну что же, ребята, снова в путь. Какая следующая остановка по маршруту?

Станция «Гора Копейка» слайд (МАКЕТ )

— Ребята, какая гора находится недалеко от нашего города?

Местные жители утверждают, что издали она действительно похожа на копейку (монетку).

Привлекательность Копейки в том, что она является уникальным памятником природы нашей губернии.

— Чем же Копейка заслужила такое признание?

— А потому, что гора оказалась самой богатой по количеству видов растений. На склонах Копейки растет множество растений, которые занесены в Красную книгу, некоторые из которых не встречаются больше нигде на территории Самарской области: адонис весенний, ковыль перистый, прострел раскрытый, тонконог жестколистный, рябчик русский, астрагал, ветреница лесная, астры и ромашки, дикий лук.

По воспоминаниям старожилов, Копейка в прошлом была излюбленным местом сбора дикого лука. Говорят даже, что с вершины струился ручей с холодной прозрачной водой.

Но в настоящее время здесь нет ручья, а вместо зарослей лука вы едва ли найдете единичные пучки. Горе угрожает опасность потери своего первоначального вида.

— Какая опасность угрожает горе? (может исчезнуть вся растительность)

— А кто в этом виноват?

Большой урон наносят выпасы скота, из-за чего пропадает очень много растительности. Так как коровки топчут растения. Поэтому необходимо ограничить выпас скота, прекратить расширение пашни. Надо оберегать памятник природы гору Копейка.

— Посмотрите, вот макет горы Копейка.

Наша задача юные экологи восстановить растительность нашей небольшой горы. Сделаем ее цветущей и красивой. Посадим растения, которые раньше росли на горе. (дети берут растение и крепят к горе)

— Какая у нас получилась гора?

Итог.

Садимся в экопаровозик и возвращаемся в группу.

— Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие по родному краю.

—Ребята, вам понравилось наше путешествие?

— Что вам понравилось?

Что нового вы сегодня узнали?

Ребята, я думаю, что вы останетесь юными экологами и будете всегда охранять и защищать нашу природу. Берегите природу родного края!

Литература:

  1. Языкина, Е. А. «Экологическое воспитание через краеведение» (из опыта работы) / Е. А. Языкина, Р. Н. Митрофанова. — Текст : электронный // Videouroki : [сайт]. — URL: https://videouroki.net/razrabotki/ekologhichieskoie-vospitaniie-chieriez-kraieviedieniie-iz-opyta-raboty.html (дата обращения: 11.09.2023).
Задать вопрос