Педагогическая традиция — основа современного образования или устаревшая норма преподавания? | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.08.2023

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Иванов, С. Е. Педагогическая традиция — основа современного образования или устаревшая норма преподавания? / С. Е. Иванов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8552/ (дата обращения: 28.04.2024).



Понимание термина «педагогическая традиция» и его содержание разница в зависимости от источника. Некоторые утверждают, что педагогическая традиция — это сконцентрированный и проверенный временем опыт преподавания, позволивший добиться высокого уровня обучения и воспитания. Но это лишь одно из целого множества определений.

В настоящей статье мы попытаемся выразить общее мнение по этой проблеме и приблизиться к пониманию того, является ли педагогическая традиция основой современной педагогики и есть ли в этом необходимость.

Педагогическая традиция, по мнению большинства коллег, это некоторая совокупность ценностей и успешных педагогических практик, сложившаяся в процессе эволюции педагогической деятельности. Но им в противовес выступают и другие мнения, которые говорят о педагогической традиции, как о виде педагогического порабощения детей со стороны взрослых.

Таким образом описывая педагогическую традицию как в некоторой степени сложившуюся негативную модель поведения в области образования, которая заставляет детей подчиняться оценочной системе, а молодых специалистов подстраиваться в часто устаревшую модель преподавания и не проявлять инициативу педагогической инновации.

Но корень этих противоречий кроется в следующем:

  1. Взять педагогическую модель за идеал поведения и следовать ему, невзирая на инновации и время.
  2. Педагогическая традиция есть матрица/база, на основании которой строится система обучения и воспитания. И уже на основании этой базы производить инновации с учетом изменившегося времени, тенденций развития общества и модели поведения детей.

В педагогическом дискурсе часто упоминается принцип воздействия на педагогическую традицию — горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальный принцип воздействия — изменение педагогической традиции при помощи ее обогащения и приспособление ее к новым условиям общества. То есть педагогическая традиция в рамках такого принципа поддается изменчивости в силу появления новых тенденций развития общества, средств и способов коммуникации с детьми, обновления методик преподавания предмета или новых инструментов воспитания.

Вертикальный принцип воздействия — коренные изменения и слом устоявшихся принципов взаимоотношений в педагогической среде. Отмести все старое, вероятно изжившее себя, и создать абсолютно новую систему обучения и воспитания — школу нового века.

Но дело в том, что практическая любая система строится на преемственности и невольном заимствовании идей. Каждая новая система невольно берет лучшие практики из прошлого опыта и превращает их в традицию. Так и большинство наших коллег выступают в поддержку горизонтального принципа воздействия.

Педагогическая традиция обладает рядом таких изменчивых свойств, как перманентность — педагогическая традиция, как база для построения новой системы. Преемственность — успешные практики обучения и воспитания «ушедшей» системы перенимаются «новой» системой. Новаторство — возможность привнесения новых элементов с учетом изменившихся социальных условий.

То есть, педагогическая традиция реализуется через людей и зависит от их личностного восприятия, а также обусловлена историческими особенностями социально-культурного контекста.

Педагогическая традиция объединяет накопленный опыт предыдущих поколений и разрабатывают новаторские методы для решения современных педагогических проблем. Новые требования социокультурной среды порождают новые идеи, которые в области образования выступают в качестве педагогических задач, отражающих новые ценностные ориентации.

Интеграция инноваций в педагогические традиции, основываясь на соответствии ценностей, способствует развитию инновационных элементов в педагогических подходах. Педагогические традиции воплощают стремление общества сохранить ценный опыт.

Однако, стоит обратить внимание на упомянутый нами ранее слом старых ценностей. Педагогическая традиция должна быть разрушена или возможна ее трансформация под новые социальные условия?

Трансформация педагогической идеи может происходить в несколько этапов:

  1. Сначала появляется значимая для личности или группы идея.
  2. Апробация этой идеи.
  3. Реализация идеи различными способами.
  4. Отбор наиболее подходящего способа реализации идеи.
  5. Получение признания/одобрения общества.
  6. Привнесение новых элементов с учетом толерантного отношения общества к ценностям прошлого.

Образовательная сфера играет роль в сохранении культурных традиций, а также разрабатывает свои собственные, педагогические традиции, которые являются неотъемлемой частью данного социального института.

Содержание этих традиций определяется ценностными ориентирами общества и ценностями, присущими педагогической деятельности. Изучение педагогического наследия, представленного в педагогических традициях, позволяет отследить динамику возникновения, укрепления и передачи духовно-ценностного потенциала педагогической работы.

Появление инноваций свидетельствует о значимости новых педагогических элементов в обществе для процесса культурного, социального и исторического развития. Одновременно инновации отражают механизм традиции, показывая, что традиции могут претерпевать изменения.

Более того, «благодаря способности к интеграции инноваций, культура проявляет динамичную креативную ориентацию и высокий уровень адаптации, обеспечивая своё продолжительное существование в течение времени». Инновации раскрывают творческий потенциал самой культуры в конкретно-историческом периоде.

Традиция — есть некий положительный опыт, который зарекомендовал себя и должен быть передан новому поколению. Возможно ли классифицировать традицию по каким-либо признакам? Допустим, гуманизм — это педагогическая традиция, без сомнения. Да, меняются ценности и принципы устройства общества, но все равно остается определенная София — добро, истина, красота, которые незыблемы и с другими человеческими ценностями.

Литература:

1. К. В. Чистов Народные традиции и фольклор. — Ленинград: «Наука», Ленинградское отд-ние, 1986. — 304 с.

2. Блинов, В. И. Развитие теории и практики образования в России в XVIII — начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: Автореф. Дисс. докт. пед. наук. М. 2001

3. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М., 1995.

4. Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2. — С. -.

Задать вопрос