Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.08.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Томских, Е. В. Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы) / Е. В. Томских. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8545/ (дата обращения: 03.05.2024).



…Сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точны.

Г. Песталоцци

Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Важно, с самого раннего детства учить видеть красоту природы в больших и в самых малых её объектах. Замечать проблемы, оказывать ей помощь.

В своей работе я стараюсь заинтересовать детей неожиданными эмоциональными словесными зарисовками. Например, «Сегодня тёплый весенний день! Радостно щебечут птицы. Ярко солнце светит. Красота! И вдруг на асфальте я увидела маленькую лужицу. Сверху в неё падали капельки. Какое чудо — туч нет, а дождь идёт! Что это? Кто-то может объяснить? Оказывается, капельки падали из сломанных веточек деревьев! Началось сокодвижение. Как думаете, такой «дождь» опасен для деревьев? Как можно им помочь?». Что интересного заметите вы? Понаблюдайте.

С первого класса каждый ученик «зачисляется» в клуб «Любознаек». В начале, я использую минутки «Наблюдайки». Они проводятся перед уроками. Каждый желающий рассказывает, что интересного увидел, когда шёл в школу или домой. Другие дети внимательно слушают, кто-то пытается объяснить. Иногда детям даётся задание найти информацию об услышанном, сделать зарисовку. В дальнейшем дети с помощью родителей ведут дневник наблюдений. Свои странички каждый ученик украшает и вкладывает в книгу «Копилка наших наблюдений». Такая творческая работа очень нравится и детям, и родителям. К концу 4-го класса, созданная книга имеет уже имеет несколько «томов».

Наблюдательность — не врожденное качество человека. Она развивается путем систематических упражнений в наблюдении во время занятий, прогулок, игр, экскурсий. Ребенка нужно учить замечать предметы, рассматривать их, исследовать и выявлять в них существенные признаки и качества.

Клуб «Любознаек». Мой дневник наблюдений и исследований

Что увидел(а)?

Что удивило или заинтересовало?

Моё исследование

Лист кружился в воздухе, как парашютик.

Почему листья осенью опадают?

Опадание листьев помогает деревьям сохранять энергию и воду, т. е. выполняет энергосберегающую функцию и поддерживает водный баланс в организме растения. Сбрасывание листьев — способ адаптации деревьев к погодным условиям. Кроме того, опадание листьев на деревьях не зависит исключительно от климатических изменений, это естественный процесс, заложенный природой в биологический цикл (комнатные растения также сбрасывают листья), который помогает им обновляться. Источник: https://kipmu.ru/pochemu-osenyu-opadayut-listya/

Капельки на паутине.

Почему капельки на паутине не скатываются?

Из чего её строит паук?

Когда паутина намокает вдоль своих гладких волокон, на их поверхности начинают образовываться неровности, имеющие грубую структуру. В итоге в текстуре шелка создается разница в передаваемой энергии и давлении. Благодаря этому вода и направляется к данным неровностям, цепляясь отдельными каплями за паутину. Паутина пауков представляет собой белок, обогащённый глицином, аланином и серином. Внутри паутинной железы она существует в жидкой форме. При выделении через многочисленные прядильные трубочки, открывающиеся на поверхности паутинных бородавок, происходит изменение структуры белка, вследствие чего он затвердевает в форме тонких микрометровых нитей.

Источник: https://fb.ru/info/faq#about

ru.wikipedia.org

Переползающую через тропинку красивую пушистую гусеницу.

Отчего зависит окраска гусеницы? Почему одни гусеницы пушистые, а другие гладкие?

На окраску или рисунок насекомого часто влияют внешние факторы — температура, влажность, свет. Например, количество пигмента, откладывающегося в крыле бабочки, находится в прямой зависимости от того, насколько тепло было в период стадии куколки, когда формируются пигменты. Опыты показали, что черные или коричневые пятна можно увеличить, выставляя куколок на холод.

Волоски на теле гусеницы служат как средством «механической» защиты от врагов. Так же, волосистые шипы антенны, моментально реагируют на опасность. Участие в терморегуляции происходит так же, с помощью пушистых датчиков.

Источник:http://www.tinlib.ru/

ru.wikipedia.org

Две радуги на небе.

Почему радуг во одном месте может быть несколько?

Причина двойной радуги — сочетание падающих с неба капель воды разного размера. Из-за сопротивления воздуха капли дождя сглаживаются при падении, а более крупные капли воды сглаживаются. Когда два дождевых ливня с каплями дождя разного размера объединяются, каждый из них производит немного разные радуги, которые могут объединяться и образовывать двойную радугу.

Источник: wikipedia.org

На одном дереве листья разного цвета.

Почему осенью на одном дереве листья могут быть зелёного, жёлтого, оранжевого, красного цвета,

Разные листья могут иметь разный уровень пигментов в зависимости от количества света, которое они получают. Именно это делает осенние деревья такими красивыми и необычными.

Источник:https://sovet-kak.ru/

Во дворе растут хвойные деревья: ель, сосна и лиственница. Осенью ель и сосна остались зелёными, а лиственница пожелтела и облетела.

Лиственница хвойное дерево, а хвоинки сбрасывает на зиму.

Лиственница сбрасывает хвою на зиму для того, чтобы сократить испарение воды в холодный период. Дерево переходит в условия экономии, ведь зимой почва промерзает насквозь, и корни растения не в состоянии извлекать достаточное количество влаги.

Источник:https://питомник46.рф/ogorod/pochemu-listvennitsa-sbrasyvaet-hvoyu.html

Играли в сильную жару под берёзой и заметили, что ствол холодный.

Почему ствол березы даже в жару прохладный?

В коре березы есть особое вещество — бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет и отражает солнечные лучи.

Источник:https://drevologia.ru

Растение похожее на одуванчик. Но сверху лист гладкий, а снизу колючий.

Почему растение так называется — мать-и-мачеха?

Русское название возникло из-за особенности листьев мать-и-мачехи: нижняя сторона пушистая и мягкая — «мать», а верхняя гладкая и холодная — «мачеха». В народе говорят: «Родная мать любит, как летнее солнце греет, а мачеха не любит — холодная, как зимнее солнце». Символизирует материнскую заботу.

У этого растения есть еще одна довольно редкая особенность — его цветки появляются раньше листьев.

Источник:https://stihi.ru/2018/08/28/965

Литература:

  1. Аквилева Г. Н., Клепинина 3. А. А38 Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
  2. Васильева К. В., Гусев Д. А. Живая природа в нравственном воспитании дошкольников // Современные проблемы науки и образования.–2014.–№ 6.;
  3. https://studopedia.ru/ с.13
  4. Галкина О. И. Воспитывайте наблюдательность Семья и школа 1949 № 9.
Задать вопрос