Сценарий «День химика-инженера» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.07.2023

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Давыденко, Л. В. Сценарий «День химика-инженера» / Л. В. Давыденко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8520/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье приведен сценарий мероприятия «День химика-инженера», на котором участники получат информацию о современных тенденциях и новейших достижениях в химии и инженерии, а также о практическом применении этих знаний в реальном мире. Мероприятие включает лекции и эксперименты, демонстрируя, что химия и инженерия увлекательны и интересны.

Ключевые слова: химия, инженерия, нанотехнологии, биотехнологии, популяризация науки, исследования, эксперты, экологическая химия

Цель занятия: расширить знания и понимание учащихся о химии и инженерии, их применении в реальном мире и их значимости для нашей жизни и будущего планеты.

Класс: 9–11класс

Длительность: 90 минут

Действующие лица: профессор Иванов (учитель химии, либо приглашенный спикер), доктор Смирнова (учитель биологии, либо приглашенный спикер), ведущий (второй учитель химии/биологии, либо ученик 10–11 класса), химики (ученики профильных 10–11 классов)

З адачи

Обучающие задачи:

— Предоставить учащимся новые знания о различных областях химии и инженерии, их применении и значимости.

— Расширить понимание учащихся о базовых концепциях и принципах химии и инженерии.

— Ознакомить учащихся с современными достижениями и новейшими технологиями в этих областях.

Развивающие задачи:

— Стимулировать участников к творческому мышлению и проблемному подходу.

— Развивать коммуникативные и кооперативные навыки через коллективные задания и взаимодействие с другими участниками.

— Повысить уровень самоуверенности учащихся в области химии и инженерии, поощряя их активное участие и выступления перед публикой.

Воспитательные задачи:

— Вдохновить участников на изучение химии и инженерии, а также на осознанный выбор образования и карьеры в этих областях.

— Развить любознательность, критическое мышление и аналитические навыки участников.

— Способствовать формированию позитивного отношения к науке, технологиям и инженерии.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

— Развитие интереса и увлечения химией и инженерией.

— Повышение мотивации и стремления к изучению наук и выбору образования в этих областях.

— Формирование уверенности в своих способностях и возможностях в области химии и инженерии.

— Развитие научного мышления, критического мышления и творческого потенциала.

— Формирование сознательного подхода к вопросам экологии и понимание важности устойчивого развития.

Метапредметные результаты:

— Развитие коммуникативных навыков через активное участие в диалогах, презентациях и коллективных заданиях.

— Повышение навыков самоорганизации и планирования своей деятельности.

— Развитие информационной грамотности и умения критически оценивать и анализировать научную информацию.

Предметные результаты:

— Понимание основных концепций и принципов химии и инженерии.

— Ознакомление с современными достижениями и новейшими технологиями в этих областях.

— Усвоение практических навыков проведения химических экспериментов и их анализа.

— Понимание взаимосвязи химии и инженерии с другими науками и их роли в различных отраслях, включая электронику, медицину и экологию.

Необходимое оборудование:

— Проектор и экран для показа презентации.

— Интерактивная доска или доска для записей и рисунков.

Ведущий: Добро пожаловать на празднование «Дня химика-инженера»! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить важность химии и инженерии в нашей жизни. Это день, когда мы выражаем признание и благодарность химикам-инженерам за их труд и вклад в наш мир. У нас запланированы разнообразные мероприятия, включая интересные лекции, демонстрацию химических экспериментов и возможность познакомиться с различными аспектами химии и инженерии. Итак, начнем!

ОТКРЫТИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Друзья, сегодня мы открываем «День химика-инженера»! Прежде чем мы начнем наше путешествие в мир химии и инженерии, я приглашаю всех присутствующих встать и вместе с нами произнести клятву химика-инженера (Все встают).

Все: Мы, химики-инженеры, клянемся использовать наши знания и навыки для развития технологий, которые приведут к благополучию человечества. Мы будем применять химию и инженерию с мудростью и ответственностью, всегда помня о безопасности и окружающей среде. Мы стремимся к инновациям и улучшению жизни людей через разработку новых материалов, процессов и устройств. Пусть наши действия вдохновляют будущее поколение химиков-инженеров! (Все садятся)

ЛЕКЦИИ

Ведущий: Теперь мы переходим к части мероприятия, посвященной лекциям. У нас есть несколько ведущих экспертов в области химии и инженерии, которые поделятся своими знаниями и открытиями с нами. Пожалуйста, поприветствуйте нашего первого спикера, профессора Иванова!

Профессор Иванов: Спасибо за теплый прием! Сегодня я хочу поговорить о нанотехнологиях и их революционном влиянии на различные отрасли, начиная от электроники и заканчивая медициной. Наночастицы, размером меньше микрометра, открывают удивительные возможности для создания новых материалов, устройств и даже методов лечения рака. Я покажу вам некоторые примеры и расскажу о потенциале этой технологии.

Профессор Иванов проводит интерактивную лекцию, во время которой он демонстрирует модели наночастиц и объясняет их свойства и возможности. Он также предоставляет примеры клинических исследований, где наночастицы успешно применялись для доставки лекарств в опухоль.

Один из возможных примеров лекции.

Профессор Иванов: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня я хотел бы поделиться с вами удивительными возможностями нанотехнологий и их революционным влиянием на различные отрасли, начиная от электроники и заканчивая медициной.

Нанотехнологии основаны на манипулировании и контроле материалов на нанометровом уровне, то есть на размерах меньше микрометра. Это позволяет нам создавать материалы и устройства с уникальными свойствами и функциями, которые раньше казались невозможными.

Давайте начнем с электроники. Нанотехнологии стали ключевым фактором в развитии полупроводниковой промышленности. С помощью наноструктур мы можем создавать электронные компоненты, такие как транзисторы, с размерами, которые раньше были невообразимы. Это позволяет увеличивать плотность интеграции и повышать производительность микрочипов, делая наши устройства мощнее и компактнее.

Нанотехнологии также имеют огромный потенциал в медицине. Они могут изменить способ диагностики и лечения заболеваний. Например, наночастицы могут быть использованы для доставки лекарств непосредственно в опухоль, минуя здоровые клетки и снижая побочные эффекты. Это открывает новые перспективы в лечении рака и других серьезных заболеваний.

Кроме того, нанотехнологии также могут быть применены в создании функциональных материалов. Например, нанокомпозиты, состоящие из наночастиц в матрице, могут обладать улучшенными механическими, электрическими или оптическими свойствами. Это находит применение в области строительства, авиации, энергетики и других отраслях.

В заключение, нанотехнологии открывают перед нами огромный потенциал для развития и инноваций. Они меняют наш подход к различным областям и дают возможность создавать материалы и устройства с улучшенными свойствами и функциональностью. Будущее нанотехнологий обещает нам новые открытия и революцию в различных отраслях нашей жизни.

Ведущий: Благодарим профессора Иванова за интересную и познавательную лекцию о нанотехнологиях! Теперь давайте перейдем к нашему следующему спикеру, доктору Смирновой, которая расскажет нам о новейших достижениях в области экологической химии.

Доктор Смирнова: Спасибо! Я рада быть здесь с вами сегодня. Мы все знаем, что проблемы окружающей среды требуют немедленных решений. В моей лекции я поделюсь информацией о разработке экологически чистых материалов и процессов, которые помогут нам сохранить нашу планету для будущих поколений.

Доктор Смирнова приводит примеры новых материалов, которые могут быть использованы в упаковке для уменьшения отходов и экологического влияния. Она также объясняет, как использование экологически чистых процессов в промышленности может снизить выбросы вредных веществ и улучшить качество воздуха и воды.

Один из возможных примеров лекции.

Доктор Смирнова: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хотела бы поделиться с вами информацией о новейших достижениях в области экологической химии и о том, как они способны помочь нам сохранить нашу планету для будущих поколений.

Мы все знаем, что проблемы окружающей среды требуют немедленных решений. Однако, благодаря новым разработкам и технологиям в экологической химии, мы можем идти вперед, создавая экологически чистые материалы и процессы.

Один из ключевых аспектов экологической химии — это разработка экологически чистых материалов. Мы ищем альтернативы, которые будут меньше нагружать окружающую среду и иметь меньший негативный след. Например, в области упаковки мы работаем над разработкой биоразлагаемых материалов, которые будут разлагаться естественным путем, не нанося вреда окружающей среде. Это снизит количество отходов и поможет уменьшить экологическое влияние.

Кроме того, экологическая химия также занимается разработкой экологически чистых процессов в различных отраслях. Мы стремимся снизить выбросы вредных веществ и оптимизировать использование ресурсов. Например, в промышленности мы внедряем новые методы и технологии, которые позволяют уменьшить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные источники. Это способствует улучшению качества воздуха и воды, а также снижает негативное влияние на экосистемы.

Одним из захватывающих достижений в экологической химии является использование фотокаталитических процессов. Эта технология позволяет использовать свет и специальные катализаторы для разложения загрязняющих веществ, таких как токсичные химические соединения или загрязняющие вещества в воде. Такие процессы обладают большим потенциалом в очистке водных систем и предотвращении загрязнения окружающей среды.

Кроме того, экологическая химия также работает над разработкой новых методов обнаружения и анализа загрязнений. Мы стремимся создать более эффективные и чувствительные методы, которые позволят нам более точно оценивать уровень загрязнения и принимать соответствующие меры по предотвращению и устранению проблем.

В заключение, новейшие достижения в экологической химии предлагают нам возможность идти вперед и решать экологические проблемы нашей планеты. С помощью разработки экологически чистых материалов и процессов, мы можем минимизировать негативное влияние на окружающую среду и строить более устойчивое будущее. Давайте вместе продолжать исследовать и внедрять эти инновации, чтобы сделать наш мир лучшим местом для жизни.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Ведущий: Теперь, давайте немного разнообразим наше мероприятие с помощью демонстрации химических экспериментов! У нас есть талантливые химики, которые продемонстрируют нам некоторые удивительные явления. Добро пожаловать на сцену наших экспертов!

Реакция фосфора с кислородом: Химики демонстрируют, как реакция фосфора с кислородом приводит к яркому свечению. Они объясняют, как эту реакцию можно использовать для создания светящихся материалов и приборов.

Пример эксперимента: Химики показывают, как небольшой кусочек фосфора зажигается и начинает светиться ярким белым светом в колбе с кислородом. Они объясняют химическую реакцию, отвечающую за свечение и применение этой реакции в фосфоресцентных материалах.

Эксперимент с жидким азотом: Химики демонстрируют, как жидкий азот действует на различные материалы, вызывая дымовые эффекты и создавая впечатляющие звуки. Они также объясняют, какие свойства делают жидкий азот полезным в различных областях химии и инженерии.

Пример эксперимента: Химики показывают, как погружение предметов, таких как цветы или пластиковые предметы, в жидкий азот вызывает дымовые эффекты и хрустящие звуки. Они объясняют принципы, лежащие в основе этого эксперимента, и рассказывают о применении жидкого азота в холодильных системах и криогенной медицине.

Изменение цвета растворов: Химики показывают, как добавление различных реагентов может изменить цвет растворов, создавая красочные и впечатляющие эффекты. Они рассказывают о принципах хроматографии и других методах анализа и объясняют, как они применяются в инженерии и научных исследованиях.

Пример эксперимента: Химики демонстрируют, как добавление определенных реагентов к растворам меняет их цвет. Они объясняют принципы, лежащие в основе этого явления, и показывают, как эти принципы применяются для анализа химических соединений и определения их состава.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАЩИМИСЯ

Ведущий: Теперь, у нас есть некоторое время для взаимодействия с участниками мероприятия. У нас находится несколько стендов, где вы можете задать вопросы нашим спикерам, узнать больше о химических экспериментах или даже попробовать выполнить некоторые простые химические задания.

На стендах размещены дополнительные эксперименты, которые гости могут провести под руководством химиков, например:

—Создание собственной слайм-смеси с использованием безопасных химических реагентов.

—Проведение простого химического опыта для определения кислотности различных веществ.

—Изучение химической структуры пищевых продуктов с помощью бумажной хроматографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущий: Спасибо нашим химикам-инженерам за увлекательные эксперименты и интересные лекции! Мы надеемся, что вы получили новые знания в области химии и инженерии. Мы призываем вас продолжать исследовать, учиться и стремиться к новым открытиям. Химия и инженерия играют важную роль в нашей жизни и будущем нашей планеты. Спасибо всем присутствующим за ваше участие в этом мероприятии. До новых встреч, и помните, что каждый из вас может внести свой вклад в развитие науки!

Литература:

  1. Черненко Г. Т. Нанотехнологии / Г. Т. Черненко — М.: Тимошка, 2018.
  2. Касанова Н. Р. Экологическая химия: учебник для вузов / Н. Р. Касанова. — М.: Лань, 2022.
  3. Орлов Б. Ю., Котов А. Д., Русаков А. И., Волкова И. В. Химические основы экологии / Б. Ю. Орлов, А. Д. Котов, А. И. Русаков, И. В. Волкова — М.: Лаборатория знаний, 2018.
Задать вопрос