Занятие внеурочной деятельности по функциональной грамотности, или Что общего у Змея Горыныча, слона Эравана и осьминога… | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 08.07.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Ледова, Е. Н. Занятие внеурочной деятельности по функциональной грамотности, или Что общего у Змея Горыныча, слона Эравана и осьминога… / Е. Н. Ледова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8492/ (дата обращения: 03.05.2024).



Цель: создать условия для развития способности нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, а также придумывать оригинальные решения различных проблем.

Задачи: развитие креативного мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие внимания; развитие языковой культуры; формирование и развитие коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные: овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, развивать умения работы с текстом, анализировать, обобщать информацию.

Предметные: формирование речевых умений: чёткое изложение мыслей, создание условий для формирования читательской, грамотности и креативного мышления; применение полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Личностные: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах.

Ход урока

— Посмотрите на этих детей. Как вы думаете, что они делают? (сочиняют, фантазируют, выдумывают, воображают)

— Предположите цель нашего занятия.

— Да, сегодня нам тоже предстоит с помощью интересных заданий погрузиться в мир креативного мышления.

Ссылка на видеоматериалы урока

Задание 1:

— Посмотрите на предложенные фотографии.

— Подумайте, что их объединяет?

— Придумайте историю об этих снимках.

Вопросы-помощники:

— Что произошло? Почему все они оказались в таком пространстве, ситуации?

— Предположите их чувства и эмоции.

— Что делают взрослые и дети в кадре и за кадром?

Учитель по собственному выбору формирует пары для предстоящей работы: необходимо сочинить правдоподобную историю по одной из картинок и записать её.

На выполнение задания отводится 7–5 минут, после чего все желающие зачитывают свои работы.

Задание для обучающихся: внимательно слушать друг друга, параллельно отмечая совпадающие моменты в зачитываемых или рассказываемых историях и тех, которые сочинили сами. Сделать отдельную рубрику для опроса «Удивительное или неожиданное». По завершении необходимо заполнить таблицу:

Авторы историй

Совпадение

Удивительно/неожиданно

Вика, Гриша

Катя, Марго

Стёпа, Лёша

Камила, Лолита

Амалия, Маргарита

Ваня, Саша

Олеся, Динара

Варвара, Софья

Иван, Александра

Беседа после выполнения задания:

— Какие качества проявили люди к этим животным? Почему вы пришли к такому выводу?

— Хотите узнать настоящие истории об этих объектах?

2. Проверка домашнего задания «Экскурсионная прогулка» заранее подготовленными обучающимися.

Сообщения по темам (материал готовится самостоятельно; дополняется учителем по необходимости):

«Змей Горыныч с Кудыкиной горы»

«Слон Эраван в Бангкоке, Таиланд»

«Осьминог»

— Ребята, по результатам услышанного вам необходимо за 2 минуты между сообщениями составить «Облако слов» на каждую экскурсионную прогулку, которая поможет нам иметь полное и глубокое представление об этих животных.

Прослушивание. Творческая работа. Создание панно «Облако слов» на доске.

— Ребята, мне кажется или есть нечто их объединяющее?

Задание 1:

— Мы с вами рассмотрели три реальных фото. На каждом изображена какая-то определённая ситуация. Сейчас я вам предложу по каждому из них задачу, а вы попробуете найти необычное решение для неё. Давайте подумаем, какой выход из ситуации сможете найти вы:

3-я картинка: Вам необходимо перевезти животное с острова на остров. К сожалению, наш осьминог панически боится воды. Есть ли способы решения этой задачи? Какие бы действия предприняли вы?

2-я картинка: Вам поручили надуть мыльные пузыри разной формы и размера. Какие подручные средства вы используете для этой цели?

1-я картинка: У вас есть рекламное агентство, и вам поступил заказ — сделать рекламу мотоцикла.

Вам хочется купить его? Что сделает рекламу эффективнее?

Для выполнения работы парам нужно объединиться с рядом сидящими — далее работа идет в группах.

Проверка результатов работы.

Учащимся предлагается оценить идеи других участников по нескольким критериям (4 балла):

— Новизна (или новаторский подход к решению) — 1 балл.

— Оригинальность (нестандартное решение, неожиданное) — 1 балл.

— Эффективность (экономически простое, дешевое, доступное) — 1 балл.

— Действенность (проблема решена наилучшим способом) — 1 балл.

Отработка новых знаний:

— На всех фото, предложенных сегодня для работы, изображены животные. Давайте придумаем животное, которое может стать помощником человека. Что, если представить, что на всех этих фотографиях именно животные занимают лидирующую позицию: змей управляет людьми, осьминог водит мотоцикл, а слон надувает пузыри и играет с детьми? Думаю, каждому из вас хотелось бы иметь помощника дома. Готовы придумать свое животное и рассказать: что умеет делать? как выглядит? какую пользу может принести людям? Придумайте, как будет называться ваш питомец, как он будет выглядеть, какой образ жизни вести.

Ребята придумывают своего питомца (можно его нарисовать, по завершении делятся идеями друг с другом, после чего выбирают самого полезного с их точки зрения животного, аргументируя своё мнение).

Задание 4. Рефлексия:

— Ребята, вы сегодня меня очень удивили и порадовали, благодарю вас за активную работу! Это было незабываемо: увлекательно и креативно! Предлагаю вам закончить мою фразу: «Сегодня на уроке я…»

Вы можете поделиться своим настроением или тем, что вам больше всего понравилось делать с помощью наших привычных разноцветных самоклеящихся стикеров, быстро их прикрепив на планшет нашим дежурным (зеленый — отвечал, и мои ответы помогали прийти к истине; желтый — дополнял и развивал ответы других; белый — отвечал, но потом понял, что предложенные мною ответы были не очень удачными, уводили от темы; синий — все знал, но не отвечал (боялся или не успевал); красный — не работал на уроке, потому что…).

Задать вопрос