Спортивные игры в инклюзивном образовательном пространстве: потенциал и возможности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черникова, Н. А. Спортивные игры в инклюзивном образовательном пространстве: потенциал и возможности / Н. А. Черникова, Ю. В. Шурыгина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 115-121. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8459/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлена авторская разработка — методические материалы и рекомендации использования спортивных игр в инклюзивном образовательном пространстве, которые содержат в себе описание и ход применения в адаптивной физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования спортивных игр для адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Приводятся результаты анализа возможностей обучающихся с особенностями развития участвовать в спортивных играх в рамках учебных занятий по адаптивной физкультуре вместе со студентами без инвалидности.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, спортивные игры, адаптивная физическая культура, инклюзивное образовательное пространство.

Трансформация образовательной системы на всех ее уровнях и развитие инклюзивного образования в этой системе становится одним из важных векторов изменений. Активное включение студентов с инвалидностью во все элементы образовательной среды содействует их социализации и профессионализации. Концепция инклюзивного образования в системе СПО предполагает создание особых условий и обеспечение возможности для наиболее полной реализации потребностей для студентов различных нозологических групп.

Физическое воспитание в данном случае является одним из основных учебных предметов, решающими конкретные образовательные и коррекционные задачи. Исходя из практики нашей работы, мы сделали вывод, что занятие физической культурой является одним из лучших способов реабилитации как физической, психологической, а также социальной адаптации.

Спортивные игры относятся к числу уникальных средств обучения всестороннего развития личности. Основной и характерной особенностью любой спортивной игры является то, что в ее основе лежит двигательная активность и связанная с ней логическая задача. Поэтому физическая активность студентов в спортивной игре всегда связана с необходимостью проявления личностных качеств, мыслительных операций, что превращает спортивную игру не только в средство развития физических навыков, но и позволяет ее использовать как универсальное педагогическое средство в том числе и в адаптивной физической культуре. Что подтверждает актуальность данных методических материалов.

Анализ научной, методической и учебной литературы показал, что тема организации занятий по адаптивной физической культуре встречается у многих авторов, таких как: Воронов Н. А. «Современные вопросы адаптивной физической культуры» [1], Силаева О. А. «Физкультурная инклюзия как критерий качества образования» [2], Сунцова А. С. «Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития детей с нарушениями зрения, обучающихся в инклюзивной школе» [3]. Однако во многих работах изложены материалы по применению подвижных игр для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Цель статьи — изучить возможность обучающихся с особенностями развития участвовать в спортивных играх в рамках учебных занятий по адаптивной физкультуре вместе со студентами без инвалидности и ОВЗ.

Спортивные игры, зачастую из-за игрового и соревновательного характера, имеют больший результат в отличие от других видов деятельности, применяемых на занятиях по физкультуре. Игровые виды деятельности развивают двигательные способности, стимулируют развитие реакции, а также функциональные возможности обучающегося. Неоспоримо, что спортивные игры являются достаточно эффективным способом развития качеств — ловкость, сила, координация. Кроме того, что игры могут быть эффективным методом физического воспитания, они еще развивают у обучающихся способности вести коммуникацию с другими членами команды, учат взаимодействовать друг с другом, развивают личностные качества [4].

Для того, чтобы занятия в колледже проходили на высоком уровне, были грамотно построены и организованы педагоги колледжа регулярно проходят курсы повышения квалификации. Преподаватели физической культуры колледжа регулярно проходят обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по вопросам сопровождения инклюзивного образования в системе СПО, разработке учебно-методических материалов и организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методических основ адаптивной физической культуры. В колледже разработаны специальные адаптированные программы для слушателей программ профессионального обучения, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, по программам подготовки специалистов среднего звена (для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слабовидящих обучающихся , для обучающихся с нарушениями слуха, для обучающихся с соматическими нарушениями).

Программа учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» предназначена для обучающихся — инвалидов и обучающихся с ОВЗ, освобожденных от физической нагрузки, по медицинским показаниям, проводится на основе разносторонней физической подготовки студентов и, являясь специализированным видом подготовки, должна обеспечивать психофизическую готовность к выполнению определенных видов работ, характерных для представителей отдельных профессиональных групп, специальностей и даже профессиональных специализаций.

Учитывая важность применения спортивных игр на занятиях по физкультуре в инклюзивном образовательном процессе, авторами были разработаны методические материалы, рекомендации «Использование спортивных игр в инклюзивном образовательном пространстве», которые содержат в себе описание и ход применения в адаптивной физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования спортивных игр для адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Цель создания методических материалов — улучшение результатов в реабилитации и адаптации студентов с инвалидностью, их социализация.

Задачи методических материалов:

  1. Образовательные: Обучение правилам игр, стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
  2. Развивающие: способствовать развитию координации и ловкости; способствовать развитию аналитического мышления при решении практических задач, связанных с командной игрой. Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой.
  3. Воспитательные: показать роль знания теоретических аспектов техники и тактики игр для успешного дальнейшего развития обучающихся; вовлечь в активную практическую деятельность в процессе игровых ситуаций; совершенствовать навыки общения, коммуникативность, взаимовыручку, умение брать на себя ответственность, воспитание морально-волевых качеств личности с учетом интеллектуальных особенностей обучающихся, развитие толерантности. Воспитание духовно-нравственных и развитие физических качеств.

Для улучшения результатов в реабилитации и адаптации студентов с инвалидностью и с целью их социализации, в колледже проводились спортивные игры в качестве внеурочных занятий, такие как: керлинг, бочче, шоудан (настольный теннис для слабовидящих и слепых), в которые студенты нозологических групп с нарушениями слуха и зрения играли в них вместе с нормотипичными обучающимися. Отметим, что данные игры рекомендованы для работы с инвалидами и лицами ОВЗ, так как рассматриваются как эффективное средство реабилитации, развивают физические и интеллектуальные навыки. Методические рекомендации включают в себя описание игр, правила проведения, необходимые материалы, технологические карты уроков. В своей работе данные методические рекомендации могут применять не только преподаватели физической культуры учреждений среднего профессионального образования, но и преподаватели образовательных учреждений других уровней.

Особенности проведения Каждая из обозначенных игр имеет свои особенности проведения.

При организации занятий по адаптивной физической культуре важно предварительно познакомить детей с ОВЗ с спортивным залом, ориентирами, спортивным оборудованием, атрибутами, провести инструктаж по соблюдению мер безопасности. Затем проводится разминка, для того чтобы обучающиеся с ОВЗ смогли на равных выполнять упражнения, подбираются адекватные физические упражнения, которые студенты с ОВЗ выполняют уверенно, что соответствует принципам инклюзии и создает равные эмоциональные возможности для включения. После участникам игр преподавателем объясняются правила, цели игры, техника игры с соответствующими комментариями.

Игра «Бочче». Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький, белый). Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. Данная игра схожа по смыслу с игрой «Керлинг», перед началом игры мы делили студентов с ОВЗ и без в смешанные команды для того, чтобы совершенствовать навыки общения, коммуникативность, взаимовыручки, формировать умение брать на себя ответственность, а также с целью воспитания морально-волевых качеств личности.

Игра «Керлинг» — данная игра в колледже проводится по таким же правилам, как и для оригинальной версии игры на льду. В нашем случае вместо ледового покрытия используется специальное покрытие. Площадка для игры в кёрлинг имеет форму прямоугольника. Игровая зона ограничена боковыми линиями и задними линиями. Игра в кёрлинг осуществляется с использованием специального спортивного снаряда, называемого «камень». Для игры на специальном покрытии камень оснащен колесиками.

Игра «Шоудан» — это веселая и динамичная игра, в которую играют в основном слепые и слабовидящие люди. В колледже в Шоудаун играют вместе нормотипичные и слабовидящие студенты, но, чтобы выровнять их возможности видеть, мы предлагаем студентам без проблем со зрением надеть тёмные повязки. Тем самым мы не только выравниваем их физические возможности, но и даем здоровым студентам испытать на себе все сложности, которые испытывают в повседневной жизни студенты с ОВЗ.

Конечно, при организации подобных мероприятий могут возникнуть некоторые сложности. Опишем их и предложим возможные пути их преодоления исходя из нашего опыта. Успешность проведения спортивных игр определяется четкостью организации игровой деятельности. Организация игровой деятельности обучающихся различных нозологических групп базируется на общепринятых методиках проведения спортивных подвижных игр и предполагает соблюдение ряда специфических принципов и рекомендаций, обусловленных особенностями развития обучающихся. Перед проведением занятия-игры педагог должен заранее предвидеть возможные негативные ситуации, со стороны студентов с ОВЗ такие как: отказ от игры, нежелательные действия игроков, проявление чрезмерных эмоций, в том числе негативных. Со стороны нормотипичных студентов: перекладывание ответственности за проигрыш на членов команды с ОВЗ, негативные высказывания, шутки и проч.

Зная особенности и возможности учащихся, педагогу следует заранее проговорить правила поведения с обеими группами, спрогнозировать как вовлечь в игру пассивных студентов, варианты урегулирования конфликтных ситуаций. Возможно привлечение для проведения занятий психолога или социального педагога, студентов-тьюторов, наставников.

Проанализировав ряд проведенных игр, сделали для себя следующие выводы: 1) студентам сначала достаточно сложно найти контакты друг с другом и возникают трудности во взаимопонимании игроков; 2) студенты, не имеющие отклонений в здоровье, начинают помогать студентам с ОВЗ в игровом процессе; 3) студенты с ОВЗ постепенно начинают проявлять инициативу, предлагать варианты; 4) студенты с большим пониманием и вниманием начинают относиться к обучающимися с определенными нарушениями здоровья.

Таким образом, инклюзивное образование в сфере физической культуры должно строиться с индивидуальным подходом и учетом физических способностей каждого студента с ограниченными возможностями здоровья, такие обучающиеся должны осознавать, что они могут на равных общаться со здоровыми людьми, для этого им нужна поддержка, взаимопомощь, взаимопонимание и дружба.

Предложенные варианты организации занятий адаптивной физической культурой совместно для всех категорий обучающихся позволяет решать одновременно задачи физического развития и коррекционной помощи студентам с различными нозологиями. Предложенная методика организации занятий адаптивной физической культурой позволит успешно решать задачи, предусмотренные инклюзивным образовательным пространством.

Литература:

  1. Воронов, Н. А. Современные вопросы адаптивной физической культуры / Н. А. Сунцова //Эпоха науки. — 2018. — № 14. — С. 231–233.
  2. Силаева, О. А. Физкультурная инклюзия как критерий качества образования / О. А. Силаева // Фундаментальные исследования. –2014. — № 9. — С. 863–867.
  3. Сунцова, А. С. Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития детей с нарушениями зрения, обучающихся в инклюзивной школе / А. С. Сунцова // Теория и практика физической культуры. –2017. — № 1. — С. 35–37.
  4. Магомедов, Г. А. Теория и практика организации адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном пространстве/ Г. А. Магомедов // Педагогические науки. — 2018. № 1. — С. 316–319.
  5. Новицкий, П. И. Подвижные игры адаптивной физической культуры: пособие для учителей адаптив. физ. культуры / П. И. Новицкий; М-во образования Респ. Беларусь, Витеб. гос. ун-т им. П. М. Машерова. — Витебск: ВГУ, 2011. — 147 с
Задать вопрос