Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Плотникова, Е. В. Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов / Е. В. Плотникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 96-103. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8456/ (дата обращения: 06.05.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. Обозначены особенности педагогических классов и основной механизм деятельности. Приводится опыт работы автора с педагогическими классами с использованием сетевых форматов. Описан созданный автором сайт «Педагогический навигатор».

Ключевые слова: педагогический класс, профессиональная ориентация, педагогическое сопровождение, сеть, сетевая форма, сетевое взаимодействие, педагогические риски.

Профессиональный выбор — важное решение в жизни, которое необходимо принять в школьном возрасте. Особенность выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально–биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, относящейся к детскому возрасту, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Понятие сознательный выбор профессии подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в будущей профессиональной деятельности. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни.

Педагогическая профессия имеет большое значение для всего общества в целом, определяет будущее страны. Каждый человек начинает свой образовательно-профессиональный путь со встречи с педагогом (сначала в дошкольном учреждении, школе, затем в профессиональном учебном заведении).

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности — важнейшая социальная функция и назначение учителя в обществе. Содействуют формированию человека как создателя всех материальных и духовных ценностей и как основой духовной ценности общества, учителя непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества [3].

Современные исследования указывают на то, что потребностям общества соответствует специалист, который сформировался в результате профессионального самоопределения на этапах допрофильного и профильного выбора профессии в школе. Именно у такого специалиста сформировано отношение к профессионально-трудовой среде. Он владеет способами самореализации, что является неотъемлемой характеристикой социально-психологической зрелости личности, её потребности в самоактуализации [6]. Кроме того, он обладает такими профессиональными качествами как мобильность, инициативность, умение самореализовать себя. Данные качества личности формируются в процессе жизненного и профессионального самоопределения [7].

В связи с этим, важнейшим направлением модернизации современной школы становится задача развития социально-активной личности, способной реализовать свой интеллектуальный потенциал, готовой к осознанному и обоснованному выбору сферы реализации собственных профессиональных намерений [7].

Согласно статистическим данным, педагогические профессиональные учреждения не испытывают дефицита в абитуриентах. В настоящее время педагогические профессиональные учреждения успешно заполняют места бюджетного и внебюджетного набора. По некоторым данным, конкурс во многих профессиональных организациях составляет 8–20 человек на место [7].

Тем не менее, большая часть выпускников, получив востребованную на рынке труда педагогическую профессию, после выпуска реализуют себя в других областях деятельности. Такое положение дел во многом связано с тем, что немалая доля нынешних абитуриентов не имеют реальных представлений о своей будущей профессии. При выборе специальности они руководствуются поверхностными знаниями, находясь под влиянием идеализированных представлений, которые не всегда соответствуют реальности. Это происходит в силу своей непросвещенности, а также под влиянием сформировавшегося «идеального образа жизни», к которому хочется и стремится подросток [8]. В результате, поступив в вуз, студенты совершенно не подготовлены к той реальности, которая перед ними предстает.

Если проанализировать мотивы поступления на педагогические специальности, выявленные в различных исследованиях, то обнаруживается их разнообразие. Многие исследования указывают на то, что наряду с профессионально-ориентированными мотивами поступления («Нравится профессия педагога», «Желание посвятить себя педагогической деятельности», «Любовь к детям», «Желанием стать учителем»), у абитуриентов имеются ситуативные мотивы выбора педагогической профессии («Семейная традиция», «Привлекательная специальность», «Не смог поступить в другое учреждение», «Близость проживания», «По совету друзей») и пр. [10].

По данным социологических исследований, менее 50 % студентов педагогических заведений выбирают профессию осмысленно, у 46 % абитуриентов преобладают мотивы, не содержащие педагогической направленности, 32 % абитуриентов поступают на педагогические специальности только по причине отсутствия конкурса [2].

Распространенные причины выбора педагогического учреждения у значительного количества абитуриентов имеют ситуационный или спонтанный характер: близость к месту жительства, желание получить любое образование после школы, желание родителей, легкий процесс поступления и зачисления, советы друзей, относительно не дорогое обучение.

Как следствие, значительная часть выпускников педагогических вузов и колледжей работают в системе образования с отсутствием профессионально-ориентированных мотивов, не учитывая индивидуальные особенности и потребности детей, не реализуя эффективные приемы и методы в своей работе, выстраивая заурядный учебный процесс, малоинтересный для учащихся. В то же время не велика доля выпускников средних и высших педагогических образовательных организаций, которые целенаправленно и осознано трудоустраиваются в учреждения образования, еще меньшая их часть остаются в школах и связывают свою профессиональную деятельность с обучением и воспитанием.

Таким образом, выбор абитуриентами педагогических специальностей все еще остается в большой степени неосознанным. В тоже время современному обществу нужен специалист, нацеленный на непрерывное профессионально-ориентированное развитие, на профессиональное самосовершенствование на всех этапах своего образования.

Идея подготовки школьников к выбору педагогической профессии коррелируется с целями регионального проекта «Педкластер27»: реализация механизмов непрерывного педагогического образования в рамках требований стандарта профессиональной деятельности педагога; обеспечение потребностей краевой системы образования в педагогических кадрах в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога.

Одним их эффективных профилей сегодня являются классы психолого-педагогической направленности, реализующие деятельность, ориентированную на подготовку будущих педагогов [10].

Педагогический класс — профильная форма обучения, ориентированная на овладение школьниками основами педагогических профессий. Министерством просвещения РФ поставлена задача об открытии 5000 психолого–педагогических классов в школах России (Письмо Минпросвещения России от 17 августа 2022 г).

В рамках регионального проекта «Педкластер27» осуществляется допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка школьников с использованием различных моделей: предпрофильные классы (9 класс); разновозрастные сетевые классы; профильные 10–11 классы.

Обучаясь в педагогических классах, учащиеся имеют возможности:

— «прокачать» свои компетенции, в том числе и актуальные компетенции 4К;

— пробовать себя и «примерять» на себя профессию в реальных социально-педагогических пробах;

— приобрести опыт делового и неформального общения со сверстниками, студентами, педагогами образовательных организаций разного уровня.

С 2018 года педагоги колледжа занимаются обучением учащихся педагогических классов (МБОУ СОШ № 68 г. Хабаровска, МБОУ СОШ № 9 г. Амурска, педагогический класс г. Вяземский, МБОУ СОШ пос. Хурмули). Основным механизмом деятельности педагогических классов выступает педагогическое сопровождение, интегрирующее личностное и профессиональное самоопределение, профессиональное информирование и приобретение собственного опыта проживания профессии.

Педагогами реализуются широкий формат профориентационных форм: реализация программ предпрофильной подготовки и профильного обучения социально–педагогической направленности, организация профессиональных проб, подготовка и защита разных типов проектов.

В 2022 году создан сайт педагогических классов «Педагогический навигатор» (http://pedklass.tilda.ws/). «Педагогический навигатор» — информационная система инновационной, организационно-методической интернет-поддержки педагогов, работающих в классах психолого-педагогической направленности. На портале педагоги имеют широкую возможность получить информацию о ходе и результативности системной работы с классами психолого-педагогической направленности из практического опыта работы творческой группы колледжа. Целью «педагогического навигатора» является создание условий для саморазвития и самообразования педагогов, работающих с учащимися педагогических классов, посредством открытого доступа к материалам методического и педагогического опыта.

На краевом конкурсе инновационных педагогических продуктов в 2022 году «Педагогический навигатор» стал победителем в номинации «Реализация идеи непрерывного образования «Профессия и карьера».

В течение четырех лет в работе с педагогическими классами активно используются сетевые форматы. Сетевые формы работы — это способы совместной деятельности по использованию и обмену различными ресурсами (идеями, пространством, средствами, информацией, «горизонтальными» связями в педагогическом сообществе и пр.) участников сети. Сетевые формы выстраиваются на принципах взаимности и равноправия, доверия, сетевой культуры, самоорганизации и ответственности. Определяющими являются как сама совместная деятельность, так и информационное взаимодействие (коммуникация, диалог) участников сети.

Ежегодно педагогами колледжа реализуется вебТРЕК #ищи смысл, предполагающий проведение серии вебинаров по темам: «Современные педагогические профессии», «Роли учителя», «Практические инструменты цифровизации образования», «Педагогическая журналистика: блоги, сайты и статьи», «Психологический портрет современного педагога», «Я — за работу в школе!». С использованием возможностей онлайн платформ встречи организуются в форме практикумов, мастер-классов, мозгового штурма, круглого стола.

Сложившийся опыт позволил выделить ряд преимуществ сетевых форматов работы с педагогическими классами.

Сеть принципиально открыта для добавления новых знаний и компетенций. При этом отдельные навыки могут быть собраны в модули допрофессиональной подготовки обучающихся педагогических классов. Модульный принцип создания сетевой программы оптимален и позволяет:

— мобильно «подстроиться» под интересы школьников, учесть запросы родителей и образовательных организаций;

— организовать нелинейную последовательность изучения модулей с учетом запросов на продолжительность обучения, количества часов и организационных форм;

— использовать различные ресурсы с учетом степени доступности к ним школьников.

Особенностью сетевого обучения выступает самоорганизация и самостоятельность изучения предлагаемого учебного контента. Поэтому модульный принцип создания программы может выступать риском в тех случаях, если подбор модулей и их содержание не учитывает интересы и потребности обучающихся, их недостаточную внутреннюю мотивированность.

Сетевые форматы позволяют простроить длинные траектории развития обучающихся через программы, образовательные события и профпробы. Так ученики педагогических классов с 2018 года простроили маршруты своего обучения: продолжают обучение в 10 классе гуманитарного профиля и педагогическом колледже. Студенты-наставники, работающие с педагогическими классами, приобретают опыт командной работы, проектной и досуговой деятельности, работы с разными возрастами и категориями учащихся, делового и неформального общения с преподавателями. Данный опыт востребован в профессиональной деятельности, что показывают опросы выпускников колледжа прошлых лет.

В заключении отметим, что современная профориентационная работа должна быть центрирована на ученика. Действительно, современные школьники — гибкие и открытые для сотрудничества, очень чувствительны к ценностям и нормам, определяющим их дальнейшие жизненные выборы и планы. Поэтому в работе с ними требуется интерактивность форм, стимулирующих разные виды их активностей: сетевые форматы, интернет платформы, различные интерактивы и т. д.

Применение в работе с педагогическими классами сетевых интернет инструментов и средств близких и понятных школьникам обусловит успешность их личностного и профессионального самоопределения в сфере современного педагогического образования.

Литература:

  1. Андреева А. А. Инновационные профориентационные активности, используемые в непрерывном образовании: из опыта работы: / А. А. Андреева, Т. Э. Мангер // Поволжский педагогический поиск. — 2020. — № 4 (34). — С. 60–66.
  2. Бадашкеев М. В. Личностно–профессиональное самоопределение учащихся в образовательной среде современной сельской школы / М. В. Бадашкеев. — URL: https://www.bsu.ru/content/disser/85/disser.pdf. (дата обращения: 19.12.2022 г.).
  3. Гоголева И. И. Каникулярная школа — интерактивная форма развития soft компетенций, обучающихся / И. И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 11. — С.12–16.
  4. Гоголева И. И. Сетевые форматы работы с педагогическими классами / И. И. Гоголева, Е. В. Плотникова // Среднее профессиональное образование. — 2022. — № 5. — С.3–7.
  5. Гущина Т. И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников / Т. И. Гущина, Л. Н. Макарова, А. Ю. Курин // Вестник ТГУ — 2018. — № 4 (174). — С.27–32.
  6. Диких Э. Р. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета / Э. Р. Диких, Е. В. Чухина // Гуманитарные исследования. — 2019. — № 3 (24). — С.139–142.
  7. Кондратьева Н. П. Развитие готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии / Н. П. Кондратьева, Е. А. Касимкина // Казанский педагогический журнал — 2020. — № 3.
  8. Костаева Татьяна Васильевна, Костаева Юлия Сергеевна Самоопределение школьников как педагогическая проблема // Наука и образование сегодня. — 2019. — № 4 (39). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-shkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 30.12.2022).
  9. Лисов Л. В. Анализ проблемы профильной подготовки учащихся в контексте региональных особенностей развития образования в России / Л. В. Лисов. — URL: file://C:/Users/dimon/Downloads/analiz–problemy–profilnoy–podgotovki–uchaschihsya–v–kontekste–regionalnyh–osobennostey–razvitiya–obrazovaniya–v–rossii %.pdf. (дата обращения: 19.12.2022 г.).
  10. Педагогические классы: опыт и перспективы: Материалы III международной научно–практической конференции г. Минск, 5 ноября 2019г.; под ред. А. И. Жука — Минск: Бел. гос. пед. ун–т им. Максима Танка, 2019. — 232с.
  11. Плотникова Е. В. Опыт оценки мотивации абитуриентов к поступлению на педагогические специальности колледжа / Е. В. Плотникова // Среднее профессиональное образование –2022. –№ 4.– С.28–32.
Задать вопрос