Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. В. Методическое обеспечение эффективного трудоустройства выпускников c инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8454/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлена авторская разработка — рабочая тетрадь по трудоустройству для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для формирования активного поведения на рынке труда и позитивного отношения к процессу трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

Проблема инвалидизации населения является острой во многих странах. Низкая включенность лиц с инвалидностью в рынок труда снижает уровень их благосостояния, а также приводит к высоким государственным расходам на поддержку этой группы населения. Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и эффективной самореализации становится трудовая деятельность лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

По данным мониторинга Министерства образования и науки Хабаровского края на данный момент в образовательных учреждениях системы СПО региона обучается 1805 человек с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возрастает актуальностьучебных пособий, направленных формирование активного поведения на рынке труда и позитивного отношения к процессу трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Сложности психолого-педагогического сопровождения трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций связанны, прежде всего, с особенностями психофизического развития обучающихся, которые проявляются в характеристике общих проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья:

— затруднения и ограничения взаимодействия с окружающим миром, а, следовательно, обеднение социального опыта, искажение способов межличностного общения, сложности социальной адаптации;

— неразвитость (неадекватность) самооценки;

— специфические закономерности когнитивного развития: снижение (искажение) способности к приему, переработке, хранению, использованию информации, трудности словесного опосредования, замедление процесса формирования понятий.

Особые образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требуют:

— использования специальных методов, приемов и средств, способствующих как здоровьесбережению и общему развитию, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;

— оказания помощи обучающемуся в осмыслении, закреплении и расширении контекста усваиваемых знаний;

— обеспечения специфической пространственной и временной организации образовательной среды;

— постоянного стимулирования познавательной активности (создание ситуаций успеха, опоры на личный жизненный опыт);

— комплексного сопровождения, направленного на эффективную социально-профессиональную самореализацию, здоровьесбережение и компенсацию дефицитов осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоциональных состояний и поведения.

Учитывая вышеперечисленные особенности обучающихся, подготовка к учебным занятиям для педагога требует особых усилий.

Решением сложившейся проблемы может стать разработка адаптированных учебных пособий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся [1, 2]. Специалисты Хабаровского промышленно-экономического техникума, базовой профессиональной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования, с 2016 года работают над созданием адаптированных учебных материалов.

С 2021 года в обучении студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья используется адаптированная рабочая тетрадь по трудоустройству. Разработанный продукт является частью учебно-методического комплекта учебной дисциплины «Основы трудоустройства» адаптированных программ профессионального обучения.

Толчком к созданию продукта стало: отсутствие разработанных учебных пособий по трудоустройству; понимание необходимости особенного психолого-педагогического подхода в преподавании учебных предметов, направленных на профессиональную абилитацию студентов с инвалидностью и ОВЗ [4].

Уникальность пособия в сочетании нескольких необходимых для адаптированного учебного пособия составляющих: адаптированность текстового материала в соответствии возможностями молодых людей; сочетание социальных, педагогических и психологических подходов к содержанию учебного материала.

Тематическое содержание учебного пособия представляет собой материал, собранный из различных источников, отражающий актуальные потребности людей, имеющих психофизические нарушения.

При создании рабочей тетради использовались основные правила адаптации текстовых материалов, такие как: 1) короткая, понятная формулировка фраз; 2) сокращение и упрощение материала при сохранении смысловой нагрузки; 3) избегание многозначных слов и выражений, слов с двойным смыслом, слов-обобщений, сложных и недоступных для понимания терминов.

Для облегчения восприятия материала были использованы: иллюстрации; правило рамки, сущность которого заключается в том, что информация должна иметь четкое начало и конец, и желательно графическое выделение в тексте; правило цепи, которое определяет логическую последовательность в изложении учебных сведений.

Содержание учебного пособия представлено следующими темами: основные понятия и варианты поиска работы, анализ рынка труда, резюме и телефонные переговоры, адаптация в новом коллективе, защита от мошенничества при поиске работы.

Рабочая тетрадь содержит: короткую, четкую, необходимую для запоминания информацию; практические задания, необходимые для закрепления тем; алгоритмы, необходимых при трудоустройстве действий; советы по эффективному поведению при телефонных разговорах и собеседовании, с указанием примеров не правильного построения фраз; тренинги по снятию эмоционального напряжения и устранению страха перед важным звонком или встречей.

Особую ценность представляют правила, которые помогут обучающимся рассказать об инвалидности работодателю. Еще одной особенностью данного пособия является содержание информации о видах обмана при трудоустройстве и способах защиты от мошеннических схем.

Материалы, представленные в рабочей тетради, имеют непосредственное практическое назначение, могут быть полезны в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование знаний эффективного трудоустройства.

Одна из основных задач современного образования состоит в разработке и адаптации учебных материалов, для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся на всех уровнях инклюзивного образования [3]. Адаптированные учебные пособия позволяют гуманизировать, оптимизировать и индивидуализировать обучение по различным дисциплинам, контролировать усвоение знаний и умений особенных обучающихся. Рабочая тетрадь — это самый мобильный элемент учебно-методического комплекта преподавателя, он быстрее других откликаются на потребности участников процесса обучения.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18.08.2016 № 1065).
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 06–443 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования».
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06–281 «О направлении Требований (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06- 2412вн)».
  4. Старобина Е. М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / под ред. Е. М. Старобиной — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
Задать вопрос