Использование исторической реконструкции для формирования в гуманитарных дисциплинах элементов профессиональных компетенций | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ильина, Е. М. Использование исторической реконструкции для формирования в гуманитарных дисциплинах элементов профессиональных компетенций / Е. М. Ильина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 83-88. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8453/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье представлен опыт автора по использованию проектной технологии в историческом моделировании с учетом профессиональных компетенций обучающихся гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: историческая реконструкция, профессиональные компетенции, проектная технология, создание диорамы.

В современной педагогической науке основой структуры ценностей является понятие компетентности и компетенции. Значимость гуманитарных дисциплин в формировании общих компетенций будущего специалиста не поддается сомнению, но в последние годы заказ общества и государства направлен на формирование профессиональных компетенций в рамках преподавания общеобразовательных, в том числе гуманитарных дисциплин [6].

Работа над исторической реконструкцией или воссоздание исторической реальности в определенной модели позволяет в рамках внеурочной деятельности формировать элементы профессиональных компетенций через использование проектной технологии. Понятие исторической реконструкции в данной статье сужено до понятия диорамы, т. е. модели, поставленной на основание, имитирующее реальную местность.

Алгоритм организации работы над проектом создания диорамы можно представить в следующей схеме (рис. 1). При выборе идеи диорамы необходимо ориентироваться на краеведческий исторический материал и получаемые в профессиональном образовательном учреждении специальности. По каждой специальности определяются ключевые моменты и сопоставляются с темами диорамы. Например, в групповом проекте анализируются одновременно несколько специальностей.

Этапы проектирования, создания и использования диорамы

Рис. 1. Этапы проектирования, создания и использования диорамы

Темы предлагаются к рассмотрению при совпадении большинства ключевых моментов, для остальных специальностей предлагаются дополнительные возможности. Например, для студентов специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии можно предложить сделать подборку фотографий купеческого сословия в начале XX века для помощи в подборе одежды, предметов обстановки, а для специальности 43.02.10 Туризм подготовить информационную справку по историческому объекту как памятнику культурного наследия.

Таблица 1

Примеры формулирования тем для групп специальностей

Темы проекта

Специальности

Ключевые моменты

Совмещение

  1. «Национальное жилище нанайцев с. Кондон»
  2. «Семья купцов Архиповых в «Чашке чая»
  3. «Колесо обозрения в г. Хабаровске»
  4. «Фотосалон Э. Нино»
  5. «Набережная г. Хабаровска в начале XX века»

43.02.10 Туризм

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

43.02.02 Парикмахерское искусство

54.02.08 Техника и искусство фотографии

Маршрут туристов

Помещение, декор

Еда, посуда

Одежда, постель

Прическа

Фотографии

-, -, -, -, 5

1, 2, -, 4, 5

1, 2, 3, -, -

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

—, -, -, 4, 5

  1. «Боевые действий на р. Халхин-Гол»
  2. «Площадь Сталина 1951–1957 гг»
  3. «Парад Победы в Хабаровске 1945 года»
  4. «Переход через Большой Хинган 1945 г».

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

09.02.07 Информационные системы и программирование

15.02.08 Технология машиностроения

190629.01 Машинист дорожно-строительных машин

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Дороги

Информационный

продукт

Строительные машины

Автомобили

1, 2, 3, 4

—, -, -, -

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4

Для определения профессиональных компетенций необходимо из ФГОС СПО по специальностям выбрать наиболее близкие по содержанию профессиональные компетенции даже если формировать возможно лишь элементы этих компетенций. Так, например, при планировании идеи исторической реконструкции «Национальное жилище нанайцев с. Кондон», реализуются следующие профессиональные компетенции:

Таблица 2

Выборка профессиональных компетенций проекта «Национальное жилище нанайцев с. Кондон»

Специальность

Профессиональная компетенция

43.02.10 Туризм

ПК 3.2. Формировать туристский продукт

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

ПК 2.3. Выполнять экспериментальные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете или материале в соответствии с техническим заданием (описанием)

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

ПК 5.4. Осуществлять приготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

ПК 2.2. Осуществлять конструктивное моделирование швейных изделий

43.02.02 Парикмахерское искусство

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг. ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг

54.02.08 Техника и искусство фотографии

ПК 1.1. Выполнять художественную фотосъемку пейзажа и архитектуры

Таблица 3

Выборка профессиональных компетенций проекта «Бои на р. Халхин-Гол»

Специальность

Профессиональная компетенция

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

ПК 1.3. Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов

09.02.07 Информационные системы и программирование

ПК 8.1. Разрабатывать дизайн-концепции веб-приложений на основе предметной области и целевой аудитории

15.02.08 Технология машиностроения

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования

190629.01 Машинист дорожно-строительных машин

ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем м агрегатов автомобилей

ПК 3.1. Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией

Историческая реконструкция настолько многогранна, что может охватить практически любую специальность и профессиональные компетенции.

Подготовительный этап кроме подбора тем и компетенций включает набор участников проекта, организацию первой встречи, наглядную демонстрацию целей проекта по историческому моделированию, обсуждение плана работы с выбором темы, материалов для реконструкции, этапов работы, закрепление за каждым участником кружка набора задач по начальному сбору информации.

Целесообразно разделить работу над проектом на тематические группы, таким образом, в рамках единой исторической реконструкции будет выделена работа групп с возможностью оценки и самооценки их деятельности. Комплект контрольно-оценочных средств может содержать: 1) карту «ЗИУК» для рефлексии на протяжении всего проекта; 2) листы самооценки каждой группы по этапам проекта; 3) лист экспертного наблюдения по достижению результатов проекта для формирования личностных качеств; 4) лист экспертного наблюдения по достижению результатов проекта для формирования метапредметных умений, ОК и ПК; 5) листы продвижения группы в проекте по самооценке и оценке преподавателя; 6) контрольный лист оценки проекта.

На следующих этапах исторической реконструкции происходит работа исследовательского характера, которая предполагает постановку целей, задач, сбор и обработку информации, и непосредственно создание реконструкции в форме диорамы.

На завершающем этапе представляется защита проведенного исследования, апробирование макета в учебных целях. Проект получает практическое использование через подготовку либо туристического маршрута, либо интерактивной или наглядной проверки знаний по макету. Можно сделать и туристический маршрут, и игру, причем и интерактивную и на бумажном варианте одновременно.

Преимущества использования проектной технологии в историческом моделировании с учетом профессиональных компетенций проявляются в следующих аспектах:

— в соответствии с исходной позицией проектной деятельности в центре внимания находятся интересы и потребности обучающихся, высокий уровень самостоятельности при выборе темы, материалов, организации этапов работы, выполнении проекта, подготовки комплекта заданий по использованию реконструкции как учебного макета;

— проектная работа по исторической реконструкции способствует формированию функциональной грамотности, как способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В работе формируется читательская грамотность при поиске информации, математическая грамотность при вычислении масштаба макета, естественнонаучная грамотность при моделировании объектов природы, зданий, финансовая грамотность при расчете затрат на проект, креативное мышление через работу с неизвестными материалами;

— гуманитарные науки дают широкий комплекс исследовательских методов и приемов, что позволит участникам проекта при реализации профессиональных исследований использовать полученный опыт;

— обучающиеся, которые привлекаются в кружок и (или) совместный проект, имеют разные специальности и направления профессиональной подготовки, что взаимно обогащает опыт групповой проектной работы;

— участники проекта имеют возможность попробовать для себя использование профессиональных компетенций других специальностей;

— коммуникативное взаимодействие студентов разных специальностей формирует чувство сопричастности в рамках всего образовательного учреждения, происходит «выход за рамки учебной группы»;

— воспитательный эффект соответствует базовым требованиям по формированию личностных качеств в учебной дисциплине «История»: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, трудового воспитания;

— минимальное количество работы с цифровыми технологиями на этапе поиска информации и работы с картой местности, и, наоборот, значительные временные затраты по работе с материалами позволяют активно использовать здоровьесберегающие технологии.

В заключении необходимо напомнить, что основой организации внеурочной деятельности обучающихся является проектная технология, поэтому важно организовать самостоятельную деятельность участников проекта на всех этапах: выбора темы, постановки цели и задач, определение этапов, проведение исследования, воплощения результатов исследования в продукте моделирования, рефлексии. Преподаватель активно проектирует только начальный этап работы: подготовку тем для выбора, выделение профессиональных компетенций для формирования. Далее роль преподавателя сводится к консультирующей, направляющей и контролирующей. Для эффективной проектной работы и отслеживания результатов развития умений, формирования компетенций и личностных качеств необходимо подготовить комплект оценочных материалов, четко определить этапы работы, самооценки и оценки деятельности для придания работе системной целостности.

Литература:

  1. Давыдов В. А. Эпистемологические и аксиологические аспекты реконструкции исторического прошлого // Вестник МГУ. — 2011. — № 2.
  2. Драчева Е. Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта // Современные проблемы сервиса и туризма. — № 4. — 2014. — с. 55–66.
  3. Завалий А. Искусство диорам / А. Завалий. — М.: Экспринт, 2004 г. — 54с.
  4. Клюев А. Движение исторической реконструкции — от хобби к бизнесу / А. Клюев, А. Свешников // Новое литературное обозрение. — 2018. — С. 187–201.
  5. Левин, В. И. Философия, логика и методология науки: Толковый словарь понятий: словарь / В. И. Левин. — Пенза: ПензГТУ, 2011. — 67 с.
  6. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации № Р-198 от 25 августа 2021 г. Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования.
  7. Сборник программ внеурочной деятельности. Материалы Второго регионального конкурса программ внеурочной деятельности для основной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС ОО / сост. О. Е. Крестовоздвиженская. Орел; ИРО, 2016. — 262 с.
Задать вопрос