Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Добудько, О. П. Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики / О. П. Добудько. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 78-82. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8452/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисциплине «Инженерная графика».

Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, модульное обучение, дидактические средства, информационные технологии.

Одним из важнейших условий успешного освоения, быстрого внедрения и рационального использования новой техники преподавания дисциплины «Инженерная графика» является умение специалистов выполнять и читать чертежи, эскизы, схемы и другую техническую документацию. Дисциплина «Инженерная графика» в системе технического образования входит в ряд базовых общепрофессиональных дисциплин. Компетентностный подход предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса — содержанию, методам, педагогическим технологиям, организации педагогического процесса [4]. В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Реализация модульной технологии требует создания специфической обучающей среды, которая, с одной стороны, должна быть приближена к реальным условиям профессиональной деятельности, а с другой стороны, должна максимально оптимизировать процесс модульного обучения [3].

К последним требованиям можно отнести: наличие мест для различных форм организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальные места, места для работы в парах, места для работы в малой группе, места для групповой работы); обеспечение возможности реализации педагогом всех функций (обеспечение свободного доступа к любым учебным местам (сетевой доступ в аудитории), хорошего просмотра всех мест и др.).

Основой для создания учебных модулей служит рабочая программа дисциплины. Чаще всего модуль может совпадать с темой или блоком взаимосвязанных тем. В модуле оцениваются такие параметры, как частота посещений занятий студентами, работа студентов в процессе обучения, входной, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся.

Цель создания каждого модуля заключается в том, чтобы достичь заранее планируемый результат обучения.

Методика использования элементов модульного обучения эффективна тем, что позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, обеспечить высокую мотивацию обучающихся к образовательному процессу, повысить эффективность занятий, качество знаний и успеваемости по данной дисциплине.

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является формирование представлений о системах ЕСКД, умение оформлять и выполнять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию. Данная дисциплина предоставляет учащемуся необходимый объем знаний, на базе которых возможно успешное изучение других технических дисциплин, а также входящих в профессиональные модули междисциплинарные курсы.

Также для более эффективного обучения следует внедрять в педагогический процесс элементы других технологий, таких как игровая технология и технология группового обучения. Графическая подготовка является непрерывной для технических специальностей на протяжении всего периода обучения, а не ограничивается изучением на первом, втором или третьем курсе «Инженерной графики». Большую роль здесь играет курсовое и дипломное проектирование в рамках профессиональных модулей. В современных условиях все шире используется внедрение компьютерных графических программ в учебный процесс. ФГОС СПО для технических специальностей ставит одной из важнейших задач умение разрабатывать различные чертежи с использованием информационных технологий. Безусловно, преподаватели столкнулись со многими трудностями, начиная от неумения студентов элементарно владеть компьютером на уровне пользователя до нехватки количества часов, выделенного на занятия.

Тем не менее, несмотря на трудности, компьютерные технологии являются мощным инструментом в реализации методов геометрии и графики и позволяют моделировать практически любые конструкции.

Работа на компьютерах в колледже построена так, что студенты не просто изучают графический пакет программы КОМПАС-3D, а продолжают изучение инженерной графики. Процесс обучения организован параллельно, сочетая ручную графику и выполнение чертежей на компьютерах. Следует отметить, что студенты изучают «Инженерную графику» очень заинтересованно, и даже слабые студенты на таких занятиях работают с большим интересом. В дальнейшем наши студенты применяют полученные навыки работы в графических редакторах при изучении междисциплинарных курсов профессиональных модулей.

Конечно, за современными информационными технологиями большое будущее, но развитие у студентов пространственного воображения невозможно, используя только компьютер. Часть графических работ студенты выполняют на бумаге и часть — на компьютере. Выполнение работ на бумаге является обязательным, так как каждый технически грамотный специалист должен владеть чертежным инструментом, для того, чтобы достичь профессионального творческого мышления, необходимо обучение традиционным графическим приемам эскизирования.

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. Развитие пространственного мышления имеет особую значимость, так как развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выпускников школ, где очень небольшое количество часов отводится на предмет «Черчение» или его вовсе нет. С целью развития пространственного воображения, так необходимого при создании чертежей, моделей деталей и пространственных объектов, большую роль играет дисциплина «Конструирование и 3D-моделирование», введённая для обучения студентов на первом курсе.

Учебная дисциплина «Конструирование 3D-моделирование» является частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы, которая наряду с учебными дисциплинами общеобразовательного цикла обеспечивает формирование общих компетенций для дальнейшего освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

На умственные процессы и, следовательно, на успешность обучения влияет так же ряд факторов, которые с виду не имеют к ним никакого отношения. Это такие стороны личности человека, как эмоции, чувства, настроение в данный момент, темперамент, характер и другие. Только при условии того, что, если задача доступна обучающемуся, если цели ее решения ясны, он чувствует свое движение вперед и создаются при этом положительные эмоции.

В новых условиях обучения большая доля учебного материала отводится на самостоятельное изучение студентами. В связи с этим возникает необходимость такой учебно-методической разработки, которая способствовала бы быстрому и полному освоению учебного материала студентами, развитию графических навыков выполнения чертежей. Наглядность раздаточного материала хороша на начальном этапе графического обучения (карточки-задания, образцы работ, модели, учебные таблицы, листы-задания).

Однако появляется необходимость разработки такого пособия, которое сконцентрировало бы в себе и краткое изложение теоретического содержания, и необходимый объем практических работ, а также сокращало бы время на ненужные графические операции (перечерчивание), а также было бы многовариантное, направленное на развитие творческого интереса обучающихся, способствовало самовыражению, самореализации.

Таким средством обучения стала рабочая тетрадь на печатной основе. Рабочая тетрадь представляет собой эффективное дидактическое средство обучения студентов, которое помогает рационализировать работу преподавателя и экономить время. Выполнение заданий, включенных в тетрадь, ставит своей целью приобретение и развитие студентами навыков построения изображений, развитие пространственных представлений. Порядок расположения разделов тетради соответствует их последовательности в рабочей программе. Каждый раздел состоит из графических упражнений, рекомендуемых для аудиторий и домашней работы. Рабочая тетрадь представляет собой простую и реальную возможность внедрения результатов дидактической и методической науки и применяется при выполнении практических упражнений после объяснения нового материала.

Наличие электронного учебника, который включает все виды учебной деятельности — лекции, графические работы, методические указания, тестирование по разделам. Такое пособие по дисциплине «Инженерная графика» полностью освобождает студентов от поиска информации, повышает интерес к дисциплине. Такой учебник является большой поддержкой в работе преподавателя, предоставляет более широкие возможности преподавания дисциплины.

Важнейшим условием эффективности обучения является наличие оперативной обратной связи, которая позволяет судить об успешном освоении той или иной темы. С этой целью проводятся контрольные мероприятия: письменный опрос, тестовый контроль, выполнение индивидуальных заданий. Полученные результаты позволяют и студентам, и преподавателю скорректировать собственные действия. Специфической особенностью изучения графических дисциплин является индивидуализация обучения, тщательный контроль преподавателем работы каждого студента [5].

Таким образом, современный учебный процесс направлен на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Наши основные направления работы по реализации ФГОС СПО — это активизация поведения и мышления обучающихся, развитие интереса к предмету, вовлечение студентов в познавательный поиск, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию, развивать индивидуальные способности.

Литература:

  1. Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие. — М.: Домодедово, 2000. — 174 с.
  2. Зинчено, В. П. Психологические основы педагогики: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / /Коллективная монография. Под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. — СПб, Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2004 г. — 392 с.
  4. Ройтман, И. А. Методика преподавания черчения / И. А.Ройтман. — М.: Владос, 2002. — 237 с.
  5. Чекмарев А. А. Инженерная графика, машиностроительное черчение: учебник/ А. А. Чекмарев. — М.: ИНФРА — М, 2017. — 396 с.

Ключевые слова

информационные технологии, модульное обучение, модульно-компетентностный подход, дидактические средства
Задать вопрос