Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаврилюк, Е. Ю. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт / Е. Ю. Гаврилюк, Ю. В. Лунина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 63-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8449/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника», представлены цели, задачи и сравнительная характеристика с аналогичным продуктом, описаны предполагаемые эффекты для педагогического коллектива, обучающихся колледжа и социума.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, этика, деонтология, качество образования, общение, понятийное мышление, языковые компетенции.

Современный этап развития среднего профессионального образования требует кардинальных изменений в системе гуманитарной подготовки студентов. Без определенных философских, этических, политологических, исторических представлений сегодня невозможно глубоко осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в единстве всех ее законов и противоречий. Грамотная организация образовательной деятельности обучающихся предполагает использование современных направлений при подготовке специалистов, которые будут способствовать раскрытию внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности [3].

Авторы считают, что гуманитарная дисциплина «Этика и деонтология медицинского работника» играет важную роль в процессе формирования гражданина и развития критического мышления личности как элемента общей культуры и в учебном процессе колледжа предназначена не только для того, чтобы дать студентам глубокие предметные знания, но и для формирования личных ориентиров на основе анализа исторических событий, объективных и субъективных факторов развития общества. Дисциплина учит студентов общению, правильно аргументировать свое мнение, основываясь на фактах отстаивать свою позицию.

В настоящее время современные студенты представляют собой неоднородное множество с точки зрения жизненных установок, внешних и внутренних мотивов получения образования в целом и изучения конкретных дисциплин, исходной степени подготовленности к освоению образовательных программ. Также все еще существует конфликт поколений, выражающийся, среди прочего, в степени свободы общения в виртуальной среде и использования цифровых информационных ресурсов, усугубляется часто несовпадающими морально-этическими установками старшего и молодого поколений, в том числе — преподавателей и студентов. При этом поколение «цифрового века», обладают рядом особенностей, которые существенно влияют на важнейшие когнитивно-коммуникативные процессы: мышление, память, восприятие и переработка информации, преобразование информации в личностно значимые знания. Среди наиболее существенных в этом ряду, следующие [1]:

— низкая концентрация внимания, неумение сосредоточиться на больших объемах информации;

— при хорошей оперативной памяти, позволяющей быстро ориентироваться в больших потоках информации, недостаточное развитие долговременной памяти;

— одновременное выполнение нескольких информационно-поисковых и интеллектуальных задач, что ведет к быстрой утомляемости и психологической неустойчивости человека;

— формирование «клипового» мышления, заменяющего понятийно-вербальное мышление как защитная реакция на огромные потоки информации, которую практически невозможно воспринять и осмыслить. Одним из следствий клипового характера мышления является пониженная способность его носителей системно воспринимать информацию, системно мыслить, им сложнее ставить цели, вступать во взаимодействие с другими обучающимися по поводу решения той или иной задачи, доносить до других свой замысел и проектировать действие, исходя из полученного опыта [1, 3].

Актуальным остается и то, что с одной стороны, все существующие системы образования продолжают быть традиционно основанными на понятийном типе мышления, что предполагает достаточный уровень языковой компетенции. Но, именно понятийное мышление, основанное на механизмах языка и речи, у современных студентов развито недостаточно и имеет тенденцию к деградации [1]. Авторы также фиксируют неумение студентов кратко, грамотно и убедительно выразить собственные мысли, сформулировать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями.

Все перечисленные противоречия поставили перед авторами задачу обновления и наполнения учебно-методического комплекса дисциплины (далее — УМК) информационными ресурсами, позволяющими получить эмоциональный отклик студентов, развитие понятийного мышления и языковых компетенций, а также научению общению, не как признаку человеческой жизни, а как ее фундаментальной предпосылки, необходимости, важнейшей потребности людей, способу человеческого существования и жизнедеятельности.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» создан в помощь преподавателю и студенту для работы на учебных занятиях, выполнения внеаудиторных работ, самостоятельной работы и подготовки к текущему и итоговому контролю знаний.

Цель УМК — научно-методическое обеспечение дисциплины для повышения эффективности преподавания и обучения.

Цель дисциплины: сформировать целостного представление об основных принципах медицинской этики и о необходимости соблюдения моральных норм в клинической деятельности медицинского персонала; дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и возможные варианты их решения; ознакомить студентов с современным этапом развития медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии в Российской Федерации и за рубежом.

Цель дисциплины связана с формированием компетенций, которые относятся к профессиональным умениям и навыкам медицинских работников системы здравоохранения Российской Федерации.

Задачи дисциплины: создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения; ознакомление с актуальными проблемами современной прикладной, в том числе, профессиональной этики; стимулирование интереса к определенным проблемам, предполагающим владение необходимыми морально-этическими знаниями и умениями и через деятельность показывать практическое применение полученных знаний; формирование умения самопроверки, самоанализа и самосовершенствования при помощи организации работы обучающихся в режиме частичного и полного самообразования; воспитание уважительного отношения к окружающим, в том числе представителям других культур; формирование умения межкультурного диалога на основе знания и понимания проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры.

Структура УМКвключает разделы:

1. Теоретический раздел содержит материалы лекций — теоретические основы дисциплины.

2. Практический раздел включает материалы для проведения практических занятий.

3. Раздел контроля знаний содержит информацию о формах и критериях контроля знаний, примерные ситуационные задачи и тестовые задания для текущего и итогового контроля знаний, вопросы к зачету.

4. Вспомогательный раздел УМК включает все необходимые элементы учебно-программной документации, а также содержит:

1) Ссылки на видеосюжеты: «Добро и зло» — главные понятия этики; «Биоэтика как наука» (открытые лекции МГУ, автор Брызгалина Елена Владимировна); «История биоэтики» (открытые лекции МГУ, автор Брызгалина Елена Владимировна); «Принципы биоэтики» (открытые лекции МГУ, автор Брызгалина Елена Владимировна); «Право выбора», режиссер Елена Пискарева; Документальный проект «Эвтаназия. Право на смерть». Показ этих лент позволяет добиться визуализации проблемы и эмоционального отклика студентов.

2) Презентации: «Основные понятия Этики как науки»; «Мораль и нравственность», «Профессиональная этика», «Этика взаимоотношений медицинского работника и пациента», «Этические проблемы отдельных медицинских областей».

3) Интерактивное тестирование:промежуточный контроль по темам «Предмет и основные этапы истории биомедицинской этики», «Этика взаимоотношений медицинского работника и пациента», «Морально-этические проблемы отдельных медицинских областей»; итоговый контроль.

УМК дисциплины апробирован авторами в 2021–2022 учебном году в КГБПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж» имени Г. С. Макарова.

Во время апробации возникли следующие проблемы (таблица 1).

Таблица 1

Проблемы и возможные пути решений

Возможная проблема

Возможные пути решения

Низкий коммуникативный уровень студентов

Авторы применяли формы устного представления научной информации: дискуссии, ролевые игры, доклады, решение ситуационных задач.

Данные формы помогли приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения. Позволяют соблюдать нормы русского литературного языка и правила речевого поведения, морально-этические нормы, аргументированно, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения.

Религиозное отношение к некоторым специфическим вопросам медицины (в колледже полиэтнический состав обучающихся)

Авторы считают, что показ видеофильмов, презентаций, доклады, дискуссии, эссе помогают раскрыть проблемы соотношения религиозной и естественнонаучной истины, прививают уважительное отношение к разным конфессиям и принятию их убеждений. Правота подтвердившихся естественнонаучных выводов не может быть в разумной мере поставлена под сомнение религиозной мыслью, и, наоборот этические требования религиозного мышления не могут подрываться рационалистическими аргументами.

Ориентация преподавателя на «традиционную, транслирующую» форму обучения. Неготовность преподавателя перейти к использованию ИТ-ресурсов в образовательной деятельности по дисциплине

В данном случае необходимо повышение квалификации преподавателей по теме: «Применение ИТ-технологий в образовательном процессе».

Помощь ИТ-специалиста образовательной организации

При создании инновационного продукта авторы предполагали следующие эффекты:

1) Для педагогического коллектива: оптимизация и систематизация процесса обновления качества образования дисциплины «Этика и деонтология медицинского работника»; Создание педагогических творческих (проблемных) групп, деятельность которых направлена на коллективное сотрудничество в изучении, разработке и обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы, разрешения возможных морально-этических профессиональных проблем. Цель работы групп: создание профессионального объединения педагогических работников, интересующихся актуальной педагогической, научно-методической проблемой и желающих исследовать ее в форме коллективного сотрудничества.

2) Для обучающихся:

— формирование у студентов устойчивой ориентации на толерантное поведение, ценностное отношения к Человеку, Культуре, Природе, понимание и принятие многообразия мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности и ответственности за себя и свои поступки;

— осознание единства и целостности окружающего мира;

— формирование понятийного аппарата медицинской этики, с учетом междисциплинарного характера этой науки, ее связи с развитием общества, культуры, науки и философии;

— осознание возможностей сотрудничества и значимости коммуникативной культуры для совместного решения задач и достижения поставленной цели;

— ознакомление будущих специалистов с нравственными сторонами актуальных проблем современной медицины и медико-биологических исследований, а также с нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем; осмысление моральных дилемм, порожденных прогрессом современной биомедицины;

— формирование нравственно-правовой культуры медицинского работника, совершенствование навыков культуры общения с пациентами, учитывая новый этический императив медицины;

— формирование уважительного отношения к правам пациента, его системы ценностей и религиозной ориентации;

— знание о новейших зарубежных и отечественных разработках в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем;

— создание студенческих творческих (проблемных) групп, деятельность которых направлена на коллективное сотрудничество в изучении, разработке и обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы, разрешения возможных морально-этических профессиональных проблем.

3) Эффекты для социума. Социум получает специалиста со средним профессиональным медицинским образованием системы здравоохранения Российской Федерации, который: умеет применять полученные знания при решении основных этических дилемм и проблем, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам; умеет решать практические задачи по формированию культуры профессионального общения медицинского работника с пациентами, коллегами и руководством; владеет навыками аналитического анализа влияния профессиональной этики на качество и доступность оказания медицинской помощи пациентам; владеет навыками подготовки предложений по отдельным вопросам совершенствования моральных норм в деятельности медицинских организаций.

Представленные педагогические инструменты позволяют получить эмоциональный отклик студентов, преодолеть барьеры в развитии понятийного мышления и языковых компетенций. А самое важное, научить общению — диалогу на основе знания и понимания проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, как важнейшей потребности людей, способу человеческого существования и жизнедеятельности, что и является основной задачей дисциплины.

Проведенная апробация инновационного продукта с насыщенным визуализированным художественным рядом, интерактивными формами контроля, презентациями и другим наполнением позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения данного инновационного продукта в образовательный процесс и рекомендации его к транслированию в педагогическом сообществе.

Литература:

  1. Подстрахова, А. В. Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности / А. В. Подстрахова // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 287–290.
  1. Поляков С. Д., Кривцова Н. С. Поколение Z и практики образования: постановка проблемы// Поволжский педагогический поиск (научный журнал). — 2018. — № 3 (25).
  2. Фарманова Б. А. Опыт внедрения дистанционного обучения в преподавание гуманитарных дисциплин в системе высшего образования // Бюллетень науки и практики 2020. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-distantsionnogo-obucheniya-v-prepodavanie-gumanitarnyh-distsiplin-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 06.12.2022)
Задать вопрос