Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соловьева, С. М. Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях / С. М. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8446/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Ключевые слова: гражданская идентичность, целеполагание, профессиональное образование.

Патриотизм и гражданственность — основные ценности, соединяющие отдельного человека, общество и государство. С обоими понятиями тесно связаны понятия «гражданская идентичность» и «национальная идентичность». Первое означает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. Второе — самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) обществом.Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства [2].

В последнее время мы сталкиваемся с проблемой осознания собственной гражданской идентичности. В следствии трансформации общества среди молодежи нет сознания не только гражданской идентичности, но и любой другой. Это можно объяснить условиями глобализации идентификационного пространства, которое становится шире, чем пределы отдельного государства. Такие условия вызвали отсутствие стержня, который формируется активным отношением человека к происходящим экономическим и политическим событиям, неуверенностью в завтрашнем дне, нежеланием контактировать с социумом и др.

Понятие «гражданская идентичность» тесно связано с понятием «патриотизм». Патриотизм — это осознанная любовь к родине, гордость достижениями и культурой своего народа, его традициями; это гуманизм, достоинство, милосердие, совесть, справедливость и многое другое.

Работая со студентами колледжа, мы обратили внимание, что у студентов недостаточно сформировано понятие «патриотизм». На формирование этого понятия, по-видимому, повлияли многие факторы нынешнего времени, основными из которых можно считать: ориентация общества на потребление; низкий авторитет педагога; малое внимание идейному воспитанию молодежи; снижение уровня культуры; негативное влияние СМИ и доступность Интернета для всех возрастов.

Для определения личной гражданской идентичности, воспитания патриотизма на базе колледжа в 2022 году открыта краевая инновационная площадка «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа».

Цель работы площадки — всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, воспитание в них чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.

На основе анализа результатов научных исследований, нами выделены основные позитивные признаки патриотизма, среди которых:

— забота об интересах страны;

— забота об исторической судьбе страны;

— готовность к самопожертвованию;

— верность Родине в борьбе с врагом;

— гордость социальными достижениями;

— гордость культурными достижениями;

— сочувствие страданиям народа;

— уважение к историческому прошлому;

— переживание за социальные пороки общества;

— уважение к традициям народа;

— привязанность к месту жительства;

— активность в труде и общественно-политической деятельности;

— борьба с антиподами морали;

— гражданская идентичность

О сформированности такого качества, как гражданская идентичность свидетельствуют: понимание личностью цели и нравственного смысла своей профессиональной деятельности; наличие потребности у личности в овладении системой профессиональных компетенций специалиста; понимание личностью социальной значимости своего труда и наличие у нее готовности выстраивать свою деятельность, исходя из осознания ответственности за принятые решения [2].

В ноябре месяце 2022 года было проведено исследование на тему «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа», вопросы были направлены на понимание обучающимися понятия «патриотизм» (таблица 1).

Таблица 1

Ответы обучающихся на вопрос «Что такое патриотизм?»

Ответы

Опрошено

человек

%

Любовь к Родине

31

48

Преданность и любовь к Родине

18

28

Готовность пожертвовать собой, прийти на помощь

6

10

Мир, Труд, Май, Гимн

1

1

Это верность и гордость

1

1

Пожелание лучшего стране

2

3

Это понятие морального духа граждан

1

1

Не знаю, не знаком

5

8

Всего

65

100

Обучающиеся правильно понимают значение и понятие патриотизма, но не связывают его с собственной важной ролью в государстве — своим профессиональным назначением, значением профессиональной подготовки в жизни страны [1].

На следующем этапе исследования был проведен опрос с использованием авторской анкеты «Определение значимости социальных явлений и рейтинга жизненных ценностей».

Респондентам предлагалось проранжировать социальные явления по степени их значимости. В качестве социальных явлений были выбраны: Я гражданин РФ; Я житель Хабаровского края; Я представитель своей нации [3]. В опросе принимали участие 88 обучающихся колледжа.

Опрошено всего: 88 человек.

Рейтинг среди значимости социальных явлений распределился следующим образом: 1 место по значимости социальных явлений большинством опрошенных поставлено утверждение «Я гражданин РФ», другие социальные явления распределились как представлено в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинг по значимости социальных явлений

Социальные явления

Количество опрошенных

человек

%

Я гражданин РФ

45

52

Я представитель своей нации

28

32

Я житель Хабаровского края

9

10

Прочерк

6

6

Всего

88

100

К представителям своей нации отнесли себя 32 %, к жителям Хабаровского края — 10 %. Однако, 6 % опрошенных — поставили прочерк.

Одной из целей работы краевой инновационной площадки на 2023 год является осознание значимости профессиональной подготовки для студента, как в его жизни, так и в жизни страны. Для этого преподаватели колледжа разработали планкарты занятий по специальностям подготовки.

Красной линией через все занятие преподаватель показывает значимость профессиональных знаний и практических навыков студента в будущем страны.

Так, была разработана план-карта занятий по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) — по дисциплине «Статистика», по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения — по дисциплине «Экологическое право». Студенты 1 курса специальности «Право и организация социального обеспечения» после просмотра фильма «А зори здесь тихие…» написали эссе, остро выразив свои собственные чувства патриотизма и причастности к событиям Великой Отечественной войны.

Таким образом, работа краевой инновационной площадки колледжа продолжится с целью формирования гражданской идентичности обучающихся для повышения их личной оценки своего гражданского состояния, готовности выполнять профессиональные обязанности по полученной специальности и принимать активное участие в жизни государства.

Литература:

1. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность / И. В. Вилкова // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 6. — [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения: 11.02.2023).

2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. — 2010. — № 5–6. — С. 140–142.

3. Топчий, Н. В. Формирование гражданской идентичности у обучающихся / Н. В. Топчий // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/topchiy-natalya-vladimirovna (дата обращения: 16.02.2023).

4. Каратаева Т. А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков // Вестник ОГУ. — 2017. — № 3 (203). — С. 9–14.

Задать вопрос