Информационный банк электронных методических разработок системы среднего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самойлова, Ю. В. Информационный банк электронных методических разработок системы среднего профессионального образования / Ю. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 42-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8445/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации». Описана созданная модель информационного банка электронных методических разработок системы среднего профессионального образования как один из основополагающих вариантов сопровождения цифровизации образовательного процесса.

Ключевые слова: информационный банк, методические материалы, медиа-уроки.

«Согласно оценкам, 65 % тех, кто сегодня учится в начальной школе, будут заниматься работой, которая сегодня еще не придумана» [2].

Повышение качества образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы педагога, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа этой профессии. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров и достижение цели Программы «Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году» будут реализованы за счет формирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. В Программе сказано, что планируется создание системы непрерывного профессионального роста, задающей карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника (путем введения соответствующих квалификационных категорий), внедрение программы наставничества [1].

В рамках модернизации образования в России проблема изменения методик процесса обучения приобретает особую значимость и актуальность, поскольку затрагиваются основные аспекты применения инноваций в способах преподавания на всех этапах получения образования. Перед руководителями учреждений стоят новые задачи по организации управления информационно-образовательной средой для достижения результатов, соответствующих требованиям, которые предъявляются Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Решение такого рода задач предъявляет новые, повышенные требования к системе управления информационно-образовательной средой в профессиональных организациях, определяет в образовательной деятельности необходимость изменения подходов к практике принятия управленческих решений при планировании и реализации образовательного процесса, который будет полностью удовлетворять запросы рынка труда и требования потребителей образовательной услуги. Управление развитием и функционированием работы профессиональных организаций должно с реагировать на изменения в системе образования с опережением для повышения качества и эффективности образования, инновационной составляющей.

В процессе инноваций обучения возникает ряд проблем, основной из которых, по мнению автора, выступает внедрение и распространение передового педагогического опыта. На сегодняшний день существует большое количество методик, программ и способов, которые позволяют работать с обучающимися всех возрастов, используя новейшие разработки в области технологий, неординарные и творческие упражнения, интересные аудио и видео материалы, а также интерактивные средства обучения. Но проблема с внедрением продолжает существовать ввиду недостаточно квалифицированного технического сопровождения учебных занятий с использованием современных сервисов и ресурсов.

Для решения вышеназванной проблемы команда креативных педагогов Хабаровского колледжа водного транспорта и промышленности в 2022 году запустила проект в рамках работы краевой инновационной площадки по апробации технологических решений, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов, в соответствии с передовыми технологиями.

С учетом тенденции цифровой трансформации российского образования в сегодняшних условиях и в соответствии с Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» в рамках накопленного опыта было решено создать информационный банк электронных методических разработок и медиа-уроков системы среднего профессионального образования [3].

Целью формирования банка является изучение и распространение лучших педагогических практик, образовательных программ, в том числе программ дополнительного профессионального образования, методических материалов в помощь педагогам и для активного использования обучающихся как на учебных занятиях, так и в период обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Информационный банк электронных методических разработок опубликован на официальном сайте колледжа https://tvtransporta.ru/kraevaya-innovaczionnaya-ploshhadka

Авторами методических материалов выступают педагогические и руководящие работники системы среднего профессионального образования и педагогические коллективы. Материалы помещаются в электронный банк программистом по результатам их экспертизы.

При подготовке методических материалов для электронного банка авторы руководствуются нормативными актами, регламентирующими издательскую деятельность, — главой 70 «Авторское право» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ.

Электронный банк методических материалов формируется из разных источников: материалов участников различного уровня профессиональных конкурсов, педагогических наработок опытных педагогов, педагогов-новаторов, открытых учебных занятий и медиа-уроков, запись которых произведена с использованием различных цифровых сервисов и инструментов, цифрового образовательного контента курсов по профессиональным дисциплинам, созданных с привлечением профессионального оборудования Хабаровского краевого института развития образования.

Команда разработчиков информационного банка предлагает направления работы с материалами электронного банка. В частности, электронные методические продукты (далее — ЭМП) могут использоваться:

— при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий;

— при организации практической части курсов повышения квалификации в очной форме (практикумы, круглые столы, семинары, тренинги и другие формы практической работы);

— при организации сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, в том числе при реализации Федерального проекта «Профессионалитет»;

— при составлении индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников;

— при подготовке к участию в федеральных, межрегиональных, и муниципальных конкурсах.

ЭМП электронного банка колледжа являются общедоступными для пользователей сайта, при этом обязательным является публикация ссылки на адрес размещения ресурса.

Схематично ЭМП размещен на сайте как показано на рисунке 1.

Схема расположения материалов информационного банка электронных методических разработок

Рис. 1. Схема расположения материалов информационного банка электронных методических разработок

Предполагается создание ЭМП по всем специальностям, реализуемым в колледже. Однако, приоритетным выступает специальность укрупненной группы профессий, специальностей 26.00.00, поскольку колледж является представителем кластера «Водный транспорт» в Хабаровском крае в рамках реализации Федерального проекта «Профессионалитет» с 2022 года.

Система профессионального образования должна как можно быстрее начать обеспечивать экономику необходимыми кадрами, обладающими сформированными компетенциями, в том числе цифровыми, чтобы устранить существующий дефицит специалистов [2].

С учетом быстроты меняющегося ландшафта и требований к знаниям специалистов, содержание многих программ образования устаревает еще до момента их окончания. В рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» осуществляется пилотирование нового типа образовательных программ. В системе среднего профессионального образования ярким примером таких программ выступает проект «Профессионалитет», который нацелен на снижение острой потребности в специалистах и предполагает создание специальных условий для их ускоренной подготовки.

В заключении отметим: современная система образования является одним из ведущих показателей экономического развития государства, именно поэтому пристальное внимание направлено на решение проблем, стоящих перед ней. Для российской системы образования большое значение имеет процесс формирования интеллектуального потенциала, ориентированного на модернизацию и инновационное развитие экономики. Это является на сегодня также основным вопросом обеспечения национальной безопасности.

Литература:

  1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (Дата обращения: 01.03.2023).
  2. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9). Режим доступа: https://base.garant.ru/72302274/ (Дата обращения: 01.03.2023).
  3. Береза Н. А., Захаров А. В., Иванова Л. Н., Кабкова Е. П., Компаниец В. С., Кордон Т. А., Кочегурова Е. А., Маринов А. А., Скородумова Е. А., Фомичева Т. В. Об актуальности применения современных технологических решений для контроля и учета реестров учебной литературы, примерных основных образовательных программ и занятости выпускников в системе среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. — 2021. — № 1 (41). — С. 51–58.

Ключевые слова

информационный банк, методические материалы, медиа-уроки
Задать вопрос