Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)
Автор: Огнев Сергей Владимирович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 08.06.2023
Статья просмотрена: 18 раз
Библиографическое описание:
Огнев, С. В. Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура») / С. В. Огнев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 35-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8444/ (дата обращения: 03.05.2024).
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая культура» как процесса повышения уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: физическое воспитание, профессиональные качества, профессионально прикладная физическая подготовка, профилактика профессиональных заболеваний, профессионализация.
Согласно приоритетным направлениям Стратегии развития среднего профессионального образования в РФ до 2030 года общеобразовательные дисциплины должны иметь профессиональную направленность.
В связи с этим перед преподавателями физического воспитания в системе СПО поставлены задачи, ориентированные на реализацию внедрения в практику работы заданий, способствующих повышению профессиональной мотивации студентов наряду с развитием и совершенствование физических умений и навыков, предусмотренных предметными и метапредметными компетенциями [1].
Проблема становления профессионала — это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.
Для успешного овладения профессией в средних профессиональных учебных заведениях необходимо развивать определенные физические качества, профессионально важные для конкретной специальности. Одним из средств, способствующих успешности освоения профессии, повышению профессиональной работоспособности, производительности труда, является физическая культура и спорт.
Прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и производительностью труда прослеживается лишь в том случае, когда занятия физической культурой предусматривают включение физических упражнений и видов спорта, направленных на развитие и совершенствование именно тех физических качеств и двигательных навыков, которые в большей степени необходимы для выполнения в конкретном виде трудовой деятельности.
Интенсификация производства и связанное с ней усиление роли человеческого фактора в общественных производственных отношениях делают профессиональную подготовку студентов к дальнейшей трудовой деятельности еще более необходимой, а основным средством такой подготовки следует считать профилированное воспитание с учетом требований избранной профессии.
Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 г. П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду — достичь искусства в ремесле» [3].
Успешное освоение профессии (специальности) зависит не только от состояния здоровья и общей физической подготовки, но и от высокого уровня развития физических и психических качеств, необходимых для выполнения конкретного вида труда. Достижение оптимального уровня профессионально важных качеств возможно лишь при тщательном подборе и использовании определенных средств и методов физического воспитания через постановку следующих задач:
— развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств и двигательных навыков;
— совершенствование психофизиологических функций организма, необходимых для успешного освоения конкретной профессии;
— формирование устойчивого интереса к выбранной профессии;
— профилактика профессиональных вредностей: вынужденная рабочая поза, высокая и низкая температура воздуха, гиподинамия и т. д.;
— сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретенных умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности [2].
Занятия проводятся с учетом планирования нагрузки, определения последовательности усвоения учебного материала и оценкой физического состояния функциональных возможностей организма студентов, их врожденных способностей, возраста, координируя сложность двигательных действий. Необходимо с первого курса сформировать у студентов основы техники движения и добиться его выполнения, детализировано освоить и закрепить технику двигательного действия, затем завершить его формирование.
Профессионально-прикладная физическая подготовка в нашем техникуме реализовывается во всех формах проведения занятий по физическому воспитанию:
— в виде специальных целенаправленных уроков, либо включения в урок ОФП специальных упражнений профессионально-прикладного характера, либо в процессе самостоятельных занятий в форме домашних заданий;
— в форме физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, спортивная перемена, коррегирующая гимнастика);
— в спортивно-массовых мероприятиях, внеклассной работе (соревнования, конкурсы, праздники по профессиональной прикладной физической подготовке). Эффективность ППФП во многом определяется точным подбором физических упражнений, способствующих развитию двигательных навыков, качеств, психофизиологических функций, к которым профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования. В задачи ППФП входит и обеспечение профилактики производственного травматизма — борьба с производственным утомлением средствами физической культуры и спорта.
В классификации профессий учитывается 5 основных групп:
— профессии автоматизированного труда, для которых характерно повышенное внимание;
— профессии ручного физического труда, требующие от работы физической силы, выносливости и координации;
— профессии тонких и точных работ, требующие предельной точности и высокой координации микро-движений;
— профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливостью;
— профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характеризующие пребывание в вынужденных позах.
При подборе физических упражнений с профессионально-прикладной направленностью вместе с особенностями профессиональной деятельности нами учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности половые признаки и сензитивные периоды подрастающего организма. Для усиления эффекта воздействия физических упражнений профессионально-прикладного характера подбор средств осуществляется с учетом разностороннего воздействия их на организм, соблюдая при этом принцип доступности, т. е. соответствия характера технической сложности физических упражнений величине нагрузки, возрасту, состоянию физического развития и физической подготовленности.
При подборе физических упражнений специальной направленности учитываются и отрицательное последствие, обусловленное однообразной трудовой деятельностью: нарушение осанки образование сколиотических изменений; ухудшение зрения, влияние вредных факторов на дыхательную систему, неблагоприятная реакция сердечно — сосудистой системы организма на учебно-производственную нагрузку, выражающаяся в снижении минимального давления, в уменьшении пульсовой амплитуды; перенапряжение анализаторов и центральной нервной системы в целом [4].
С учетом вышесказанного был разработан профессиональный модуль программы ОУД. 06 «Физическая культура», предусматривающий 28 часов. Для наполнения содержания этого модуля были разработаны КОСы с учетом компонента профессионализации.
Приведем пример заданий для текущего контроля, которые были составлены использованием разнообразных форм заданий (тестовые, практические, задание с картинкой, интерактивные и др.).
Задания для проведения текущего контроля
Кейс по теме: Профессионально-прикладная физическая подготовка (время выполнения — 10 мин.)
Задание 1. Опираясь на изображения, перечислите не менее 4 физических качеств необходимых при выполнении этих работ:
1) ___________________
2) ___________________
3) ___________________
4) ___________________
Задание 2. Из представленных заболеваний выберите профессиональные заболевания, присущие вашей профессии и обоснуйте ваш выбор.
Виды заболеваний: ОРВи, Заболевания глаз, Грыжи, Заболевания органов дыхания, Плоскостопие, Сколиоз
Профессиональные заболевания |
Обоснование выбора |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
Задание 3. Используя типовую схему комплекса вводной гимнастики, составьте комплекс упражнений вводной гимнастики с учетом рекомендуемых упражнений
1. Упражнения организующего характера.
2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
3. Упражнения общего воздействия.
4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами,
5–8. Специальные упражнения.
Критерии оценки: «5» — если студент при тестировании дал 85–100 % правильных ответов, «4» — если студент при тестировании дал 69–84 % правильных ответов, «3» — если студент при тестировании дал 51–68 % правильных ответов, «2» — если студент при тестировании дал менее 50 % правильных ответов.
Задания для проведения текущего контроля по теме «Гимнастика»
Тестовое задание (Время выполнения — 10 мин)
Задание: выбрать правильный ответ из предложенных вариантов
1. Физическое качество, которое развивает гимнастика: а — сила (+); б — скорость; в — красота; г — стройность; |
2. Что означает слово «гимнастика»? а — совокупность упражнений, методических приемов, которые используют для укрепления здоровья и развития физических данных (+); б — популярный вид спорта; в — набор специальных снарядов для тренировочного процесса; г — способ поддержания эмоционального здоровья. |
3. Утренняя гимнастика это – а — ряд физических упражнений, выполняемых в утреннее время, направленных на повышение тонуса организма (+); б — элемент двигательной активности; в — совокупность упражнений, которые выполняются в кровати после пробуждения; г — разминка для мышц и суставов. |
4. Чему способствует гигиеническая утренняя гимнастика: а — концентрации памяти; б — укрепление мышечной памяти; в — комплекс упражнений после сна для повышения общего тонуса (+); г — восстановление дыхания. |
5. Как называется в гимнастике положение дугой с опорой ногами и руками, и максимальным прогибом спины к опорной плоскости? |
|
Практическое задание (Время выполнения одного задания — 20 мин)
№ п/п |
Контрольный норматив |
Оценка |
||
5 |
4 |
3 |
||
1. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(юноши) |
40 |
35 |
25 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(девушки) |
12 |
10 |
8 |
|
2. |
Стойка на одной ноге на бруске 7х7 см длиной 50 см, другая нога согнута в колене назад, руки на поясе. Глаза закрыты, сек |
10 |
7 |
5 |
3. |
пПрыжки на скакалке за 30 сек |
75 |
70 |
65 |
Литература:
- Оправхата С. Е. Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся в процессе физического воспитания: учеб. пособие / С. Е. Оправхата. — Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2011. — 114 с.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
- Залетаев И. П. Программное и организационно методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования / И. П. Залетаев, А. П. Зотов, Ю. П. Пузырь [и др.]. — Москва: Физкультура и Спорт, 2006. — 160 c.
- Вишневский, Ю. Р. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, Я. В. Дидковская // Образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 152–170.