Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. В. Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Карпова, Я. А. Оситнянко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8442/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц с ОВЗ) и опыта работы в разработке и апробации новых эффективных технологий профориентации лиц, имеющих психофизические нарушения.

Ключевые слова: лица с ОВЗ, диагностика, профессиональное обучение, интеллектуальные нарушения, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

Стремительно меняющийся уклад социально-экономических отношений современного общества способствует неизбежному возникновению «пустот и барьеров» на пути профессиональной ориентации и трудоустройства все увеличивающегося числа подростков с ограниченными возможностями здоровья [1].

В последнее время во всём мире высказывается мнение о необходимости расширения помощи людям с интеллектуальными нарушениями. Многие исследователи (К. Гилберг, Л. Хеллгрен, 2004; Д. В. Зайцев, 2004; И. Я. Гурович, О. Г. Ньюфельдт, 2007; О. В. Михейкина, 2012 и др.) выделяют одним из доминирующих направлений в ее оказании социореабилитационный подход, основа которого подразумевает приближение жизненной модели к нормальной, в общепринятом смысле [5]. Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации и эффективной самореализации становится получение профессии. В связи с этим вполне объяснимым становится повышенный интерес к теме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время самой многочисленной нозологической группой среди этой категории граждан являются лица с интеллектуальными нарушениями.

Особенности в развитии, обусловленные различными заболеваниями, не позволяют традиционными психолого-педагогическими методами обеспечить профессиональную ориентацию лиц с нарушением интеллекта. По отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья перестают действовать традиционные способы решения проблемы выбора профессии [2].

Эта ситуация обостряет противоречия между:

— ростом количества обучающихся с интеллектуальными нарушениями, нуждающихся в профессиональной реабилитации (абилитации) и отсутствием системы профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— необходимостью государства в квалифицированных рабочих кадрах и отсутствием специальных технологий профессиональной ориентации лиц с особыми образовательными потребностями;

— потребностью общества во «включении» людей с психофизическими нарушениями в активные социальные отношения и ограниченность возможностей реализации права трудится.

Анализ существующих противоречий позволяет сформулировать основную проблему современного психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации — отсутствие (или недостаточная разработанность) эффективных технологий профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения.

Цель профессиональной ориентации лиц с нарушениями интеллекта — личность с развитой потребностью трудиться и участвовать в социальной жизни общества.

К основным подходам адаптированной системы профориентации можно отнести следующие: учет возможностей и ограничений физического и психофизического здоровья; ориентация на сохранные функции организма; учет интересов и склонностей молодых людей.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения становятся: рекомендательный характер; приоритет интересов сопровождаемого; ресурсность и здоровьесбережение сопровождаемого; системность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

Основными направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональное информирование; профессиональное диагностирование; профессиональное консультирование; профессиональное воспитание и адаптация.

Самое уязвимое направление профессионального ориентирования лиц с ОВЗ — диагностика, на данный момент нет общепризнанных методик оценивания профессионально важных качеств несовершеннолетних с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследование личности в подростковом возрасте — чрезвычайно важная задача, следует помнить о необходимости тщательного подбора валидных диагностических методик с учетом речевых и интеллектуальных особенностей. Часто применение распространенных профориентационных диагностик невозможно по ряду причин:

— не на все вопросы, обучающиеся с ОВЗ могут ответить вследствие ограничений развития познавательных психических процессов;

— обучение согласно результатам тестирования, в ряде случаев невозможно объективно.

Важность диагностирования несовершеннолетних с отклонениями в интеллектуальном развитии отражена в работах профессора кафедры олигофренопедагогики Московского педагогического Государственного Университета С. Д. Забранной и доктора педагогических наук Левченко И. Ю. В их работах определен ряд специфических особенностей процедуры исследования подростков с отклонениями в развитии, указаны причины ограниченного применения многих методик, отсутствия абсолютно валидных профориентационных диагностик данных лиц. Разработка новых методик профессионального диагностирования является наиболее востребованным направлением психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации подростков в ограниченными возможностями здоровья [3, 4].

В связи с недостатком профориентационных методик диагностирования, для определения интересов и склонностей оптантов специалистами Центра профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на базе Хабаровского промышленно-экономического техникума была разработана анкета «Карта интересов», которая помогает ориентировать молодых людей в профессиональном выборе. С ее помощью становится возможным определить интересы и склонности молодых людей и на основе этого направлять их в выборе программ профессионального обучения. Разработана анкета для абитуриентов, ориентирующий по профессиям, которые можно получить в Хабаровском крае. Диагностика представляет собой анкету с простыми, доступными по содержанию вопросами и бланком ответов. Оптантам предлагается согласиться или не согласиться с предложением и в отведенное и прономерованное место поставить «+» или «-». При обработке специалист по сочетанию положительных и отрицательных ответов, указанных в бланке ответов, определяет интересы молодых людей и рекомендует одну или несколько профессий для реализации склонностей в той или иной профессиональной деятельности.

Уникальность продукта в сочетании нескольких необходимых для профессиональных диагностик моментов:

— адаптированность текстового материала в соответствии возможностями молодых людей;

— перечень профессий реален, профессиональное обучение по ним можно получить в профессиональных учреждениях Хабаровского края;

— тематическое содержание вопросов соответствует существующим на данный момент требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕКТС) и Профессиональным стандартам профессий.

В 2022 году специалисты Центра профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в рамках эксперимента провели сравнительный анализ результатов диагностирования группы обучающихся 8-х, 9-х классов школ-интернатов № 5 и № 4 г. Хабаровска, прошедших опрос дважды. Исследование позволило сделать вывод: в большинстве случаев рекомендации сохранились — в 14 случаях из 16; у 6 обучающихся — полное совпадение; у 8 опрошенных — при сохранении одного из направлений появился или исчез интерес к другой профессиональной направленности; 2 обучающихся показали смену интересов.

С 2020 по 2023 годы «Карта интересов» прошла апробацию более чем на 350 обучающихся. Подавляющее большинство обучающихся успешно справляются, не испытывают трудности при ответе на вопросы. Психологи школ-интернатов, где проходила апробация заметили, что результаты диагностирования совпадают с результатами общепризнанных методик (в тех случаях где применение последних возможно).

В ходе проведенных мероприятий нами было установлено, что процесс психолого-педагогического сопровождения профориентации лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо выстраивать с учетом особенностей оптантов. Вся система принципов, подходов и направлений реализуется со значительным своеобразием в силу того, что объектом профессиональной ориентации является лицо, имеющие интеллектуальные нарушения. Внедрение в практику новых форм профориентационной работы, таких как анкета «Карта интересов» способствует эффективной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эта форма диагностирования стала опорным инструментом в работе специалистов Центра профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ Хабаровского промышленно-экономического техникума.

Литература:

  1. Данилова, З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей–сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении / З. Г. Данилова. — М.: Русимпо, 2015. — 132 с.
  2. Елецкая, О. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник с практикумом для студентов дефектологических факультетов / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — 3-е изд., стер. — М.: Флинта, 2018. — 500 с.
  3. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития: (курс лекций) / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. — М.: В. Секачёв — 2007. — 128 с.
  4. Левченко В. В. Патопсихология: теория и практика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева, Г. Х. Юсупова, Г. А. Бутко; под редакцией И. Ю. Левченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2013. — 224 с.
  5. Пузанов, Б. П. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для вузов / Б. П. Пузанов. — М.: ВЛАДОС, 2017. — 88 с.
  6. Старобина Е. М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: методическое пособие / Под ред. Е. М. Старобиной. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.
Задать вопрос