Инструменты удержания внимания аудитории на вебинаре | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Лесникова, М. Д. Инструменты удержания внимания аудитории на вебинаре / М. Д. Лесникова, Ю. В. Белякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8432/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье авторы раскрывают преимущества вебинара как образовательного формата, особенно в плане экономической выгоды, интерактивности, психологического комфорта и возможности сохранения материалов. Однако одним из значительных препятствий в проведении вебинара является удержание внимания аудитории, которая может отвлекаться на другие задачи. Авторы предлагают использовать интерактивные инструменты для вовлечения, такие как короткие экспертные вопросы для аудитории и квизы. Упомянутые авторами инструменты были использованы ими на тематическом вебинаре по наставничеству. Анализ цифрового следа вебинара говорит о том, что эти инструменты помогают поддерживать интерес аудитории и фокусировать внимание на представленных темах. Авторы заключают, что использование эмоциональных и творческих компонентов в вебинарах обеспечивает лучшее вовлечение и участие, делая процесс обучения более эффективным.

Ключевые слова: вебинар, удержание внимания аудитории, цифровой артефакт, квиз, инструмент вовлечения, процесс обучения, слушатель.

Сегодня в образовании широко применяется такой формат образовательного мероприятия как вебинар. В первую очередь, это связано с цифровизацией отечественного образовательного пространства на фоне пандемии. По сути, вебинар представляет собой некое образовательное событие, будь то лекция или мастер-класс, проводимое исключительно в режиме онлайн. Вебинары проводятся чаще всего с целью передачи информации аудитории, а иногда и позволяют участником приобрести определенные практические навыки.

Вебинар как образовательный формат имеет достаточно много преимуществ в использовании. Среди основных из них можно выделить следующие:

  1. Не требует больших экономических и временных затрат. В 2022 году образовательная платформа Skillbox провела исследования, чтобы выяснить, сколько денег в среднем студент тратит за месяц. Расчеты включали стоимость съемного жилья, проезда до вуза, питание и прочее. Исследователи пришли к выводу, что в среднем российский студент тратит около 35 000 рублей в месяц. С помощью вебинаров обучающийся может экономить, ведь ему не придется ездить в другой город и оплачивать арендованное жилье [3].
  2. Высокая степень интерактивности. Большинство участников вебинара, как правило, заинтересованы в тематике мероприятия, и практически исключается посещение вебинаров «случайными» слушателями.
  3. Психологический комфорт. Часть психологов сходятся во мнении, что обучение в домашних условиях позволяет слушателю достаточно комфортно чувствовать себя и, соответственно, лучше усваивать определенный учебный материал. Но, здесь важно отметить, что большая половина психологов все же считает, что это возможно лишь при условии высокого развития самодисциплины и наличия устойчивой мотивации к процессу обучения [1].
  4. Сохранение учебных материалов. Практически все вебинары позволяют сохранить запись мероприятия для дальнейшего просмотра, а также использовать полезные ссылки и памятки из материалов.

Но, несмотря на значительные преимущества использования этого дистанционного формата, важно сказать о такой существенной проблеме вебинара как удержании внимания аудитории. Вышеупомянутая проблема возникает в следствии многозадачности современного человека. Помимо учебы его окружают домашние обязанности, работа, личная жизнь и множество других жизненных задач. Все эти задачи отвлекают слушателя от учебного процесса, а многозадачность — это давно развенчанный миф. Американский писатель Дейв Креншоу в своем труде пишет: «Это ложь, несмотря на то, что едва ли не все в нашем быстроразвивающемся мире поверили в миф об эффективности многозадачности. Мы безоговорочно приняли ее как образ жизни. Люди гордятся навыками многозадачности, но на самом деле многозадачность не эффективна и вовсе не реальна…» [2, с. 5]. Опираясь на исследования, проведенные кафедрой информатики и вычислительной техники Калифорнийского университета в Ирвайне, автор полностью отрицает возможность осуществления 2 или более дел одновременно, отмечая, что многозадачность для многих — на самом деле является лишь переключением между задачами [2].

Зная о том, что внимание слушателей вебинара очень неустойчиво и оно находится на балансире между учебной задачей и другими важными домашними делами, у разработчиков вебинара возникает логичный вопрос: как нам удержать внимание аудитории? Нужны инструменты, удерживающие внимание слушателя: простые, короткие, увлекательные.

Рассмотрим некоторые инструменты удержания внимания аудитории на примере проведенного нами вебинара: «Как понять, что наставничество эффективно и визуализировать результат». Разработанный и опробированный вебинар содержит в себе как теоретические знания по проблеме наставничества и оценке его эффективности, так и практические навыки по визуализации данных эффективности в программе R-Studio.

Во время проведения вебинара были использованы такие инструменты вовлечения и удержания внимания, как короткие вопросы экспертов к аудитории и несколько квизов на платформе Quizizz. Ниже подробнее опишем эти инструменты вовлечения и рассмотрим полученные цифровые артефакты.

  1. Диагностика уровня знаний по теме вебинара.

Для диагностики компетентности слушателей в данной теме был использован такой инструмент как вопросы экспертов к аудитории. Данный инструмент уместен на первом этапе проведения вебинара, таком как целеполагание и актуализация темы.

На вышеупомянутом вебинаре мы использовали в качестве инструмента следующий короткий вопрос к аудитории:

«Для нас важно знать ваш уровень погружения в тему до начала вебинара, для этого просим вас поставить в чате Teams:

+ — если Вы знаете, что такое наставничество;

++ — если Вы знаете, что такое наставничество и умеете определять его эффективность с помощью определенных метрик;

+++ — если знаете, что такое наставничество, умеете анализировать и визуализировать его результаты;

Сердце — если тема наставничества и его эффективности для вас не знакома, но очень интересна.

Целью инструмента являлось привлечение внимания аудитории с помощью эмоционального компонента и фокусирование на анализе собственного уровня по теме вебинара. В результате аудитория активно реагировала на запрос, как в чате, так и добавляли комментарии голосом о своем уровне подготовки.

  1. Квиз по ассоциациям. Для привлечения и удержания внимания аудитории засчет творческого компонента, а также положительного рабочего настроя на дальнейшую эффективную работу на вебинаре, нами использовался квиз по ассоциациям со словом наставничество и наставник. Задание звучало следующим образом: «Нарисуйте или напишите Ваши ассоциации со словом наставничество или наставник». Возможности сервиса Quizizz позволяют каждому участнику вебинара выбрать цвет, толщину линий и нарисовать на индивидуальном рабочем поле свои ассоциации в течение 1 минуты. Как результат, участники вовлеклись в задание, задавали вопросы и взаимодействовали друг с другом. Цифровые артефакты, полученные с помощью данного инструмента проиллюстрированы на рисунке 1.

Цифровой артефакт квиз-инструмента по ассоциациям

Рис. 1. Цифровой артефакт квиз-инструмента по ассоциациям

  1. Квиз по метрикам эффективности наставничества. Целью использования этого инструмента является удержание внимания аудитории и оценка усвоения полученных знаний. Результаты квиза позволяют продемонстрировать с какими вопросами аудитория успешно справилась после пройденного материала и какие вопросы требует повторения. Цифровой след инструмента позволяет сделать вывод о количестве слушателей, активно вовлеченных в процесс обучения и отследить их успех в освоении теории по теме. Ознакомиться с ним можно на рисунке 2.

Цифровой артефакт квиз-инструмента по метрикам

Рис. 2. Цифровой артефакт квиз-инструмента по метрикам

Важно сказать, что по окончании вебинара была получена обратная связь от слушателей. Большинством респондентов в оценке положительных моментов вебинара было подчеркнуто именно использование интерактивных заданий, приведенных в статье.

Подводя итог, мы пришли к выводу, что использование эмоционального и творческого компонента во время проведения вебинара позволяет привлекать и удерживать внимание аудитории. Анализируя проведенный вебинар, а также обратную связь участников, мы пришли к выводу, что использование квизов, коротких вопросов участникам позволяет удержать внимание аудитории на проблематике, сфокусировать на зонах роста и вовлечь в дискуссию.

Литература:

  1. Иванова О. Обучение в Сети: дистанционное образование с точки зрения психологии// Naked Science, 2023. — Электронный ресурс — Режим доступа:https://naked-science.ru/article/psy/obuchenie-v-seti-distantsionnoe-obrazovanie-s-tochki-zreniya-psihologii дата обращения: 30.05.2023)
  2. Креншоу Д. Миф о многозадачности: Эксмо, 2010.
  3. Фрикель Д. Что такое вебинар// Контур, 2023. — Электронный ресурс — Режим доступа: https://kontur.ru/talk/spravka/37989-chto_takoe_vebinar (дата обращения: 30.05.2023)

Ключевые слова

процесс обучения, вебинар, слушатель, удержание внимания аудитории, цифровой артефакт, квиз, инструмент вовлечения
Задать вопрос