Методическая разработка внеклассного мероприятия «Гражданская оборона. Действия в чрезвычайной ситуации»
Авторы: Зубкова Лариса Васильевна, Санклер Галина Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 02.06.2023
Статья просмотрена: 106 раз
Библиографическое описание:
Зубкова, Л. В. Методическая разработка внеклассного мероприятия «Гражданская оборона. Действия в чрезвычайной ситуации» / Л. В. Зубкова, Г. С. Санклер. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8423/ (дата обращения: 28.04.2024).
Современная Россия и её будущее нуждаются в гражданах-патриотах, умеющих ориентироваться в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Это вызывает, в свою очередь, необходимость специально организованной деятельности по обучению студентов правилам поведения в условиях ЧС.
Цели данного мероприятия — проверка готовности коллектива и студентов к действиям при угрозе ЧС, выявление слабых мест, разработка и корректировка Плана гражданской обороны, повышение престижа службы в ВС РФ.
Поставленные задачи направлены на содействие в подготовке молодежи к защите Родины и действиям в условиях ЧС, на совершенствование форм и методов работы по Плану гражданской обороны, популяризацию занятий физической культурой и спортом, пропаганду и развитие военно-прикладных видов спорта, воспитание чувства патриотизма, личной и коллективной ответственности.
Ключевые слова: методическая разработка, гражданская оборона, внеклассное мероприятие, безопасность в ЧС, патриотизм, чрезвычайные ситуации.
Мероприятие «Гражданская оборона. Действия в чрезвычайных ситуациях» затрагивает очень важную проблему — степень подготовленности обучающихся и работников к защите себя и своих близких при угрозе или в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС). Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — в области ГО и ЧС) организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне». Для защиты населения при ЧС проводится совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угроз его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС, которые включают в себя: обучение населения действиям при ЧС; укрытие населения в средствах коллективной защиты; эвакуацию населения из зон ЧС; проведение аварийно-спасательных работ; предоставление экстренной медицинской помощи; организацию общественного порядка в зоне ЧС [1].
В соответствие с ГОСТ Р 22.0.02–94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» обучение населения действиям при ЧС — это целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и закрепление навыков, необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками ЧС, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах ЧС и очагах поражения [2].
Согласно современным требованиям к подготовке и обучению населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах, защиты от терроризма, каждый гражданин должен знать:
— задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны и РСЧС в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при ЧС природного, техногенного и социального характера;
— основные принципы, средства и способы защиты от ЧС мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;
— основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;
уметь:
— практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, от ЧС природного и техногенного характера, а также в случае пожара;
— четко действовать по сигналам оповещения;
— адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;
— пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;
— проводить частичную санитарную обработку, а также в зависимости от профессиональных обязанностей дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и средств защиты, ветеринарную обработку животных, необходимые агрохимические мероприятия;
— оказывать первую (доврачебную) помощь в неотложных ситуациях [3].
В ходе анализа результатов остаточных знаний студентов (2022–23 гг. обучения) о порядке действия при угрозе ЧС возник вопрос о правильности подбора методологических инструментов для достижения лучших результатов. Нас не устраивал низкий средний балл 3,4, хотя он показал положительную динамику результатов обучения относительно входного контроля 2,9 балла (Таблица 1; Таблица 2)
Таблица 1
Результаты входного контроля
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Средний балл |
1 |
1 |
7 |
4 |
2,9 |
% усвоения |
% качества |
Средний бал |
69 |
15 |
2,9 |
Таблица 2
Результаты итогового зачёта
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Средний балл |
3 |
3 |
5 |
3 |
3,4 |
% усвоения |
% качества |
Средний бал |
79 |
43 |
3,4 |
В какой форме должно быть обучение для получения более высоких результатов? Ранее обучение проходило в форме инструктажей и лекций. Какой процент знаний у обучающихся оставался после это через неделю? Месяц? Год? Поэтому мы решили применить методы геймификации и сделать тематическое, практическое, массовое мероприятие для закрепления знаний — игру. Решение было принято, основываясь на исследованиях, что обучение на основе игр эмоционально вовлекает обучающихся, предположительно используя фундаментальную связь между эмоциями и познанием. Лишь за некоторыми исключениями, расшифровка паттернов активации некоторых областей мозга показала преимущественно более сильную относительную активацию в версии игрового задания [7].
Результаты контрольной работы после проведённого мероприятия подтвердили действенность выбранных нами инструментов. Процент усвоения и качества увеличились, общий балл поднялся до 4,1 (Таблица 3).
Таблица 3
Результаты контрольной работы после проведённого мероприятия
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Средний балл |
6 |
5 |
5 |
0 |
4,1 |
% усвоения |
% качества |
Средний бал |
100 |
69 |
4,1 |
Особое внимание мы уделили мерам по недопущению паники среди студентов и персонала техникума при оповещении о возникновении ЧС. С целью морально-психологической подготовки, предотвращения паники и снижения возможных потерь была проведена серия предварительных тренировок оповещения и эвакуации для всего техникума. Скорость и качество эвакуационных мероприятий имели положительную динамику с увеличением их количества [Рисунок 1].
Рис. 1. Динамика улучшения показателей эвакуации
При подготовке мероприятия мы учли, что особое внимание должно уделяться формированию таких компонентов психологической готовности, как наличие необходимого и достаточного уровня информированности о степени и содержании вероятных опасностей, об оптимальных формах и способах их преодоления, наличие умений, навыков и автоматизма первоочередных действий, которые необходимо выполнить в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств [4].
Также при разработке мероприятия мы руководствовались общими принципами при организации и проведении обучения населения по ГО и ЧС:
— научность;
— обучение тому, что необходимо знать гражданам для их самостоятельных действий в условиях ЧС мирного и военного времени;
— систематичность и последовательность;
— сознательность и активность;
— наглядность и доступность;
— прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
— коллективизм и индивидуальный подход в обучении;
— выработка морально-психологической стойкости [5, 6].
Для достижения этих целей мероприятие было разделено на три части: аудиторную — с проверкой теоретических знаний; мобильную — эвакуацию; практическую — на стадионе и территории техникума.
Тема: «Гражданская оборона. Действия в чрезвычайной ситуации»
Цель: проверка готовности коллектива ХТТТ и студентов к действиям при угрозе ЧС. Формирование навыков действий и развитие у обучающихся опыта готовности к действиям ГО, психологической устойчивости к опасным, стрессовым ситуациям. Действия в соответствии с планом эвакуации. Повышение престижа службы в ВС РФ.
Задачи:
— содействие в духовной и физической подготовке молодежи к защите Родины и действиям в условиях ЧС, воспитание у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, здорового образа жизни;
— совершенствование форм и методов работы по плану гражданской обороны
— повышение престижа службы в рядах Российской Армии и правоохранительных органах;
— популяризация занятий физической культурой и спортом;
— пропаганда и развитие военно-прикладных видов спорта;
— воспитание чувства личной и коллективной ответственности.
Вид занятия: внеклассное мероприятие
Оборудование: сценарий мероприятия, раздаточный материал, муляжи, алгоритмы действий.
Предварительная подготовка:
Инструктаж судей и волонтеров, репетиция мероприятия, разработка раздаточного материала, изготовление муляжей и исходников.
План мероприятия
- Теоретическая часть. Комплект игровых карточек. Задания на практические умения.
- Эвакуация
- Практическая часть, мероприятие на улице.
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
- Теоретическая часть.
Мероприятие проходит в кабинетах. Каждая группа в своём кабинете делится на три подгруппы. Преподаватель знакомит с темой и ходом мероприятия. В каждой аудитории подготовлен раздаточный материал. Все подгруппы выполняют задание, за каждый правильный ответ присуждается балл.
1. Задание «Химическое оружие».
Необходимо составить соответствие в карточках. Время на выполнение 7 мин. За каждое правильное соответствие 1 балл.
Карточки для задания Приложение 1.
2. Задание «Ватно-марлевая повязка».
Из предоставленных материалов изготовить средство индивидуальной защиты, ватно-марлевую повязку.
Время на выполнение 5 мин. За правильное изготовление 4, частично-выполненное 2 б, не выполнено — 0 б.
Алгоритм изготовление ватно-марлевой повязки Приложение 2.
3. Задание «Тестирование»
Ответить на предложенные вопросы в тестовом формате. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы теста Приложение 3.
4. Задание «Тревожный чемоданчик».
Собрать базовый набор «Тревожного чемоданчика». За каждый правильный ответ 1 балл.
Перечень «Тревожного чемоданчика» Приложение 4.
- Эвакуация.
Звучит сигнал эвакуации: 3 длинных 1 короткий звонок в течение 7 секунд. Все покидают учреждение согласно плану эвакуации. На улице их встречает судья, фиксирующий правильность выполненных действий и время.
- Практическая часть мероприятия проходит на улице. Ребят строят по группам, раздают маршрутные листы, доводят план последовательности прохождения станций.
1 станция «Военный топограф».
Пользуясь картой местности, определить местоположение условно раненого. Доставить к месту оказания первой медицинской помощи. За правильное выполнение задание — 2 б, за частично выполненное — 1 б, за не выполненное — 0 б.
Карта местности Приложение 5
2 станция «Медсанбат»
Предлагается из подручных средств, правильно наложить жгут при артериальном кровотечении. За правильно выполненное задание 5б.
Карточка с алгоритмом действий Приложение 6
3 станция «Антидот»
Ознакомить участников с алгоритмом действий. Провести манипуляции согласно инструкции. За правильно выполненное задание 10 б.
Карточка с алгоритмом действий Приложение 7
Обеспечение защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Гражданская оборона. Действия в чрезвычайных ситуациях» создана на основе практического опыта воспитательной и внеурочной работы преподавателей КГБ ПОУ ХТТТ. Основой мероприятия являются отработка действий при возникновении ЧС. Эта разработка может быть рекомендована к использованию классными руководителями и преподавателями СПО и других учебных заведений.
Разработанное нами внеклассное мероприятие «Гражданская оборона. Действия в чрезвычайных ситуациях» получилось целостным, эмоциональным, вызвало интерес студентов и преподавателей; темп и ритм занятия был оптимальный, действия обучающихся завершённые; между студентами был психологический контакт; доминировала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и активного творческой деятельности; было обеспечено активное участие каждого ученика. Результатом стало повышение процента усвоения и качества знаний, общий балл поднялся до 4,1. Данное мероприятие направлено на совершенствование системы обучения в области ГО и ЧС, на физическое, нравственное, интеллектуальное, патриотическое развитие обучающихся и содействует получению опыта коллективного взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Литература:
- Воробьев Ю. Л., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Комплексная безопасность человека: учеб. пособие. М.: ФГУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2011. 360 с.
- ГОСТ Р 22.0.02–94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий (изм. № 1 принято и введено в действие Постановлением Госстандарта РФ от 31 мая 2000 г. № 148-ст.). Доступ из информ.-справочной онлайн системы «Технорма.Ru».
- Организация защиты от террористических актов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайных ситуаций / под ред. М. И. Камышанского. 2-е изд. М.: Ин-т риска и безопасн., 2011. 512 с.
- Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности / под общ. ред. Г. Н. Кириллова. М.: Ин-т риска и безопасн., 2008. 320 с.
- Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: учеб. пособие / под общ. ред. Г. Н. Кириллова. 7-е изд. М.: Ин-т риска и безопасн., 2011. 536 с.
- Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: монография / под общ. ред. П. А. Попова. М.: ФГУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2009. 272 с.
- S. Greipl a, k, E. Klein b, k, A. Lindstedt c, K. Kiili d, K. Moeller e, f, j, k, H.-O. Karnath g, J. Bahnmueller e, J. Bloechle h, M. Ninaus i, j, k. When the brain comes into play: Neurofunctional correlates of emotions and reward in game-based learning. https://trepo.tuni.fi/bitstream/handle/10024/133541/1_s2.0_S0747563221002697_main.pdf?sequence=1 Computers in Human Behavior 125 (2021) 106946.