Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хачатрян, Э. А. Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей / Э. А. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8365/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности реальных работодателей. А также какими навыками должны обладать выпускники с точки зрения работодателя.

Ключевые слова: работодатель, профессиональная подготовка, трудоустройство, специалист, потребность, эффективность, результат.

Об острой необходимости пересмотра подходов в подготовке рабочих кадров власть и общественность говорят не первый год. Время требует использования инновационных технологий, новых материалов, увеличения производительности труда, высоких темпов возведения объектов. В настоящее время проблемой современной рыночной экономики является нехватка талантливых молодых специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Можно констатировать, что работодатели испытывают большую потребность в высококвалифицированных рабочих, однако сложившаяся в регионе система подготовки и переподготовки кадров не соответствует формирующемуся спросу. Наблюдается нехватка квалифицированных специалистов и рабочих высокой квалификации. Уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда устраивает работодателей. Многие выпускники вынуждены работать не по полученным специальностям. С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Поэтому одной из наиболее существенных проблем рынка труда, несомненно, можно считать проблему структурного дисбаланса. [1]

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

— отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

— кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

— отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры;

— завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.

Несоответствие качественных характеристик, квалификационно-профессиональных навыков трудовых ресурсов требованиям работодателей во многом обуславливается тем, что заказчиком системы образования выступают в подавляющем большинстве население, родители, которые психологически понимают ситуацию на рынке труда.

В результате на рынке труда создается ситуация, когда, с одной стороны, невозможно удовлетворить потребность организаций в работниках определенных профессий и специальностей, с другой — появляются устойчивые группы населения, испытывающие сложности в трудоустройстве. Особенно в сложном положении оказываются выпускники учебных заведений профессионального образования, получившие невостребованные профессии и специальности и не нашедшие работу в самом начале своей трудовой деятельности. [2, с.12]

Рынок труда нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Для повышения качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в высококвалифицированных рабочих кадрах необходимо ставить следующие задачи:

— развивать материально-техническую базу учебного заведения совместно с социальными партнерами;

— внедрять в профессиональную подготовку студентов передовые приемы и методы организации труда;

— заинтересовать социальных партнеров совместно планировать направления взаимодействия в подготовке рабочих кадров;

— повышать у студентов мотивацию к учению, освоению профессии (специальности);

Наиболее остро стоящие вопросы в подготовке рабочих кадров для современного производства:

— каким требованиям должен удовлетворять специалист, чтобы он был конкурентоспособен и востребован?

— как подготовить конкурентоспособного специалиста, не имея высокотехнологичного оборудования, на котором он должен будет в дальнейшем работать?

Основная цель, преследуемая работодателем, заключается в повышении эффективности своей деятельности. При этом под эффективностью можно понимать не только прибыль, но и выполнение социально значимых функций, возможно не ориентированных на получение прибыли.

С точки зрения работодателя, выпускники должны обладать:

— достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками, для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводительные затраты предприятия на дополнительное обучение и переподготовку кадров;

— развитыми профессиональными качествами, необходимыми для выполняемой ими работы (инициативность, организаторские способности, способность принимать управленческие решения и т. д.);

— высокой работоспособностью, что предполагает наличие крепкого здоровья и высокой физической выносливости.

Образовательное учреждение заинтересовано в качестве подготовки специалистов. Им необходимо обеспечить, по возможности, как можно более высокий уровень всех компетенций специалистов. Таким образом, решающая роль в формировании конкурентоспособности молодых специалистов принадлежит системе образования.

В настоящее время образовательные учреждения сходятся во мнении, что работодателей надо активнее привлекать к участию в прогнозировании потребности в рабочей силе, что подразумевает более тесное их взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями. Однако такое сотрудничество не должно сводиться лишь к формированию требований к уровню подготовки, а включать и финансовую поддержку данного процесса, помощь в укреплении учебно-материальной базы. [2, с. 34]

Это позволит учитывать специфику предприятий и применяемого там оборудования при обучении студентов, использовать их производственную базу для проведения практики. Целенаправленная подготовка кадров повысит заинтересованность работодателя в укреплении учебно-материальной базы конкретного учебного заведения и комплектовании групп обучения. [4]

Таким образом, условия рыночной экономики в России, связанные со всё более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, поставили учебные заведения перед необходимостью не только давать специалистам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами трудоустройства и будущей карьеры. Образовательные учреждения переходят к позиции ответственности перед своими выпускниками за успешность их профессиональной жизни.

Литература:

  1. http://www.aup.ru/books/m1523/1.htm (Дата обращения: 24.03.2023)
  2. Кязимов К. Г. Рынок труда и занятость населения // 4-е издание, Москва, 2022
  3. https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35102 (Дата обращения: 27.03.2023)
  4. https://core.ac.uk/download/pdf/42052684.pdf (Дата обращения: 27.03.2023)
Задать вопрос