Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Романова, А. А. Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования / А. А. Романова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8363/ (дата обращения: 08.05.2024).



Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к развитию механизмов рынка труда в прямом контакте с учреждениями среднего специального образования, а также инновационной интеграцией производственных и образовательных технологий. В настоящее время профессиональное образование тесно связано с органами государственной власти, местного самоуправления, связано со сферой бизнеса. В последнее время проблема поиска форм взаимодействия между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами становится весьма актуальной и широко обсуждаемой в профессиональных кругах. Взаимодействие образовательных учреждений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства приносит качественные и количественные результаты.

Ключевые слова: профессиональное образование, взаимодействие, подготовка специалистов, предприятие, формы интеграции.

Образование — важная сфера социально-экономической деятельности государства. Образование является одним из факторов, который обеспечивает развитие общества и выступает гарантом социальной стабильности. А процесс модернизации системы профессионального образования сегодня становится необходимым условием для эффективного развития экономики государства. Развитие экономики сегодня невозможно представить без максимальной занятости населения. Успешно функционирующий рынок труда позволяет преодолеть несоответствие спроса и предложения рабочей силы, повысить уровень мотивации труда, а также уменьшить уровень нелегальной занятости населения.

Рынок труда предъявляет определенные требования и к системе образования, которые невозможно не учитывать, когда говорим о профессиональном образовании. Нас сегодняшний день система среднего профессионального образования предлагает широкий спектр профессий и специальностей. А количество и разнообразие специальностей и профессий того или иного учебного заведения определяется рынком труда и, соответственно, рынком образовательных услуг.

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к профессиональной подготовке рабочих и специалистов. И мы должны учитывать эти требования, в том числе и от работодателей к качеству и квалификации подготовки будущих специалистов. Сегодня работодателю нужны не просто образованные, квалифицированные специалисты, но и смелые, уверенные люди, которые готовы нести ответственность, осознанно применять полученные знания на практике, легко адаптироваться к любым изменениям, обладать критическим и творческим мышлением, должны быть компетентны не только в своей области деятельности, но и смежных областях производства. Данные установки требуют усовершенствования подхода к установлению взаимодействия всех сторон, которые заинтересованы в решении проблем выпускников и молодых специалистов. Возникает необходимость решения ряда проблем, с которыми сталкивается и образовательное учреждение, и молодой специалист, и работодатель. Современное профессиональное образование может решить эти проблемы, но при условии широкой интеграции образования и производства, так как работодатели являются не только потребителями образовательных услуг, но и основными партнерами сферы образования.

На сегодняшний день многие промышленные предприятия в нашей стране испытывают серьезную проблему в области обеспечения производства квалифицированными кадрами, и это прежде инженерно-технический персонал и рабочие. Основная причина повышенного спроса на рабочие специальности, инженеров и технических специалистов — наращивание производства во всех сферах. С момента начала введения санкций в стране стали происходить серьезные экономические изменения. В том числе стало развиваться импортозамещение, и это, в свою очередь, дало толчок российскому производству. Появился спрос на специалистов определенных отраслей. Всё больше вакансий в сфере энергетики, производства оборудования, логистики. Не хватает занятых в добывающей промышленности, строительстве, медицине, сфере сервиса и услуг. По данным hh.ru, число предложений на одну вакансию в среднем по стране — около двух [1].

По данным портала hh.ru, в Санкт-Петербурге на 20 марта 2023 года, только в области производства открыто 10298 вакансий. На диаграмме мы видим, что больший процент дефицита по кадрам в промышленности, а именно, машиностроение, контроль качества, металлургия и легкая промышленность.

Комитет по промышленной политике, отчитываясь за 2022 год, сообщил, что за год штат предприятий увеличился примерно на 27,5 тысячи. А текущую потребность ведомство оценивает примерно в 10 тысяч [2].

Как сообщил председатель комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко во время Международного форума труда, который проходил в Санкт-Петербурге с 15–17 марта,петербургские работодатели нуждаются не менее чем в 100 тысяч рабочих рук. Мы видим, что цифры разнятся, но отрицать отсутствие нехватки рабочей силы не представляется возможным.

К наиболее существенным факторам, которые влияют на текущее и перспективное направление взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, мы можем отнести:

  1. Острый дефицит квалифицированных рабочих кадров в производственной сфере и специалистов технологического профиля.
  2. Несоответствие содержания подготовки выпускников профессиональных учебных заведений требованиям работодателей и реального производства.

Вышеупомянутые факторы актуализируют вопрос взаимосвязи образовательных учреждений с предприятиями. Возможность реализации этой взаимосвязи может позволить в значительной степени приблизить профессиональную подготовку специалистов и рабочих к требованиям, которые предъявляют производства.

Нужно отметить, что в последнее время взаимодействие образовательных учреждений и предприятий находит свое развитие и не только на уровне профессиональных учебных заведений, но среднего, высшего и даже дошкольного. В нашем колледже также ведется работа в данном направлении.

Согласно требованиям ФГОС СПО образовательное учреждение обязано определять и согласовывать содержание образовательной программы с работодателями. От работодателя требуется внесение в содержание программ своих рекомендаций, предложений по формированию профессиональных компетенций, необходимых тому или иному рабочему на данном предприятии. Для этого в учебном заведении создаются фонды оценочных средств, которые должны получить одобрение работодателей, так как особая роль отводится контролю качества знаний, умений и освоению компетенций.

В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами в средних профессиональных учебных заведениях предполагается практико-ориентированное обучение. И здесь предприятия, социальные партнеры, предоставляют возможность студентам прохождения практики на профильных предприятиях. Производственная практика ориентирована на формирование, развитие и закрепление практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы под руководством мастера производственного обучения и специалиста предприятия.

Традиционным механизмом взаимодействия учебного заведения и предприятий является организация встреч представителей работодателя с нашими студентами, экскурсии на предприятия. На базе нашего учебного заведения совместно с нашими социальными партнёрами проходят дискуссии в рамках совместных мероприятий, таких как круглые столы, деловые встречи. Представители предприятий приглашаются на конкурсы профессионального мастерства, которые проходят в стенах нашего колледжа.

Из недавних мероприятий, которые прошли в стенах колледжа, можно вспомнить про Межрегиональный этап Чемпионата мастеров сварки среди колледжей «КедрВелд», который прошел в марте этого года. Цель Конкурса — повышение престижа рабочих профессий, демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование, а также содействие налаживанию связей между образовательными организациями среднего профессионального образования и предприятиями реального сектора экономики. Конкурс проводился по двум компетенциям: «Сварочные технологии» и «Слесарная обработка металла». Участниками конкурса были представители профессиональных учебных заведений из 23 регионов страны.

И конкурс професионального мастерства «ДвижОк Прогресса», который состоялся в октябре 2022 года. Участниками стали студенты технических колледжей. Ребята сразились за звание лучших в следующих номинациях: «Лучший сварщик», «Лучший мастер слесарных работ», «Лучший сборщик-комплектовщик», «Лучший токарь», «Лучший фрезеровщик», «Лучший маляр промышленный», «Лучший водитель вилочного погрузчика». Конкурс «ДвижОк Прогресса» — мероприятие профориентационного проекта «Твой первый шаг в карьере» СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов», которое реализуется в рамках соглашения с АО «Петербургский тракторный завод» и является частью городской программы «Занятость населения»

Представители работодателя являются рецензентами выпускных квалификационных работ, активно участвуют в работе экспертных комиссий государственной итоговой аттестации: при защите выпускной квалифицированной работы, при сдаче демо-экзамена для оценки уровня квалификации будущих специалистов.

Не секрет, что многие образовательные учреждения сталкиваются с недостаточным ресурсным обеспечением и отсутствием возможности использовать в учебном процессе технические средства и оборудования последнего поколения, которые используется на предприятиях. И здесь некоторые предприятия, заинтересованные в получении квалифицированных специалистов, оказывают помощь в обеспечении учебного заведения современным технологическим оборудованием, которое отвечает современным требованиям на производстве.

Традиционным способом взаимодействия является организация стажировок наших преподавателей специальных дисциплин, а также мастеров производственного обучения на базе предприятий, с которыми мы сотрудничаем, с целью ознакомления с инновационными производственными технологиями, что в свою очередь, на наш взгляд, приведет к повышению качества профессионального образования.

Мы перечислили те формы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, которые активно используются сегодня. Но на наш взгляд такого взаимодействия не достаточно. Мы считаем, что можно и нужно углубить процесс интеграции образовательных учреждений и предприятий. Нам видится перспективным выполнение договорных работ по заказам предприятий. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Закон позволяет колледжам и техникумам создавать в своей структуре учебно-производственные комплексы. Данные комплексы создаются для организации практической подготовки студентов, предоставления работы временного характера обучающимся и выпускникам, а также производства товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием материально-технической базы колледжей по профилю их профессиональных образовательных программ [3].

Интересным может быть привлечение к образовательному процессу наставников из числа лучших работников предприятия. Это могут быть как обзорные лекции, так и проведение занятий на производстве. Например, когда определенные темы в междисциплинарных курсах не охватываются преподавателем в колледже, а изучаются на производстве с участием непосредственно представителей работодателя. Такая форма взаимодействия, на наш взгляд, может быть намного продуктивнее, чем просто экскурсия на предприятие. Да, все мы понимаем, что для подобного взаимодействия необходимо затратить определенные ресурсы с обеих сторон, и по большей части — временные ресурсы. Время — стратегический ресурс организации и человека. Он уникален: накопить его нельзя. Мы понимаем сложность поставленной задачи, но приложим все усилия, чтобы прийти к компромиссу с нашими социальными партнерами в данном направлении, так как осознаем, что решение этой задачи, в свою очередь, обеспечит незаменимое практико-ориентированное профессиональное образования для наших обучающихся.

Также мы рассматриваем возможность совместного проведения конкурсов профессионального мастерства на площадках предприятий. Прекрасно помним про стратегический ресурс, такой как время, но не теряем надежды апробировать данную форму взаимодействия с нашими социальными партнерами.

На основе вышеизложенного, можно кратко сформулировать направления взаимодействий образовательных учреждений профессионального образования с работодателями:

— кадровое обеспечение образовательного процесса;

— совершенствование содержания образования;

— система контроля качества образования;

— привлечение дополнительных финансовых средств, использование в процессе обучения современного оборудования в режиме реального производства;

— ориентация на рынок труда;

— трудоустройство выпускников;

— разработка системы мер по повышению привлекательности системы среднего профессионального образования для потенциальных инвесторов.

В последнее время проблема поиска форм взаимодействия между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами становится весьма актуальной и широко обсуждаемой в профессиональных кругах.

Развитие системы среднего профессионального образования является одним из ключевых векторов развития кадрового потенциала нашей страны. И именно сегодня система среднего профессионального образования переживает крупномасштабное реформирование. А именно, реформирование и модернизации содержания, форм, методов всей системы профессионального образования, совершенствование способов и технологий организации образовательного процесса, а также, переосмысления результата подготовки современных специалистов в системе среднего профессионального образования. То есть максимально приблизить подготовку кадров к реальным современным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.

Важным механизмом модернизации и инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой. И в условиях рыночной экономики образовательное учреждение совместно с работодателями в форме эффективного взаимодействия имеет возможность реализовать основную функцию, а именно — обеспечить рынок труда квалифицированными, конкурентоспособными и востребованными специалистами на рынке труда.

Литература:

  1. Распоряжение Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. № Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ».
  2. Известия: [сайт] Вот это кадр: на рынке труда возник дефицит соискателей. — Текст: электронный // Экономика. 2023. URL: https://iz.ru/1478224/oksana-belkina/vot-eto-kadr-na-rynke-truda-voznik-defitcit-soiskatelei. (Дата обращения: 20.03.2023)
  3. Фонтанка.ру: [сайт] Петербургским заводам диагностировали острый кадровый дефицит. Как предприятия и город будут его восполнять? Текст: электронный.URL:http://www.fontanka.ru/2023/03/17/72140426/?ysclid=lfgot6ljs257793214. (Дата обращения: 18.03.2023)
  4. Студенты колледжей смогут совмещать работу с учебой в учебно-производственных комплексах // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. — URL: https://edu.gov.ru/press/6201/studenty-kolledzhey-smogut-sovmeschat-rabotu-s-ucheboy-v-uchebno-proizvodstvennyh-kompleksah/ (Дата обращения: 18.03.2023)
  5. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт.URL:https://docs.edu.gov.ru/document/19d92d434e4045a0c0bc22945f435a04
Задать вопрос