Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования в рамках раздела профессионально-прикладной физической подготовки на учебных и внеучебных занятиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Некрасова, С. В. Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования в рамках раздела профессионально-прикладной физической подготовки на учебных и внеучебных занятиях / С. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8361/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена связи раздела учебной программы «Профессионально-прикладная физическая подготовка» с комплексом «Готов к труду и обороне» и профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Путь от успешной сдачи норм комплекса ГТО и укрепления здоровья до профессионала, востребованного работодателем, значительно сокращает профессионально-прикладная физическая подготовка. Мы совершенствуем не только физические качества наших студентов, но и внедряем специальные упражнения прикладного характера на учебных и внеучебных занятиях. Для достижения оптимальной подготовки наших выпускников к трудовой деятельности на каждом курсе в учебную программу включён раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка», где мы используем как комплексы, так и отдельные упражнения для развития профессионально-нужных качеств будущих профессионалов своего дела.

Мною был инициирован проект «Связь физической культуры, ГТО и профессии».

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, связь физической культуры, ГТО с профессией мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Принимая за основу транспредметную интеграцию как процесс соединения в одно целое основного и дополнительного образования, затронем одну из сторон этого процесса. Это интеграция среднего профессионального образования и производства. Рассмотрим связь раздела учебной программы «Профессионально-прикладная физическая подготовка», комплекса ГТО и профессии мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Идея использовать средства физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 г. П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле».

Практически нет такой профессии, где не нужна была бы профессионально-прикладная физическая подготовка. Специально-подобранные упражнения, формирующие у выпускников знания, умения и навыки , способствующие снятию усталости, предупреждения утомления и профессиональных заболеваний.

Прикладные физические качества, необходимые, будущим работникам автосервиса, могут формироваться на учебных и внеучебных занятиях, а также самостоятельно. Нельзя сделать человека сильным, выносливым, смелым, мужественным с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на практических занятиях физической культурой, специальным подбором упражнений, выбором видов спорта мы направленно воздействуем на подготовку студентов, способствуя совершенствованию физических качеств, формированию конкретных психических и морально — волевых качеств, определяющих успешность в профессиональной деятельности.

Мир вокруг нас меняется очень быстро, и, чтобы быть востребованным работодателями, постоянно осуществлять личностный и профессиональный рост, нужно иметь крепкое здоровье.

Последние годы в нашей стране молодые люди активно не только задумываются о здоровом образе жизни, но и выражают большую заинтересованность в укреплении своего здоровья. Как следствие повышение профессиональной работоспособности, жизненного успеха, отсюда материального благосостояния.

Задачи образования предъявляют все более новые требования к системе физического воспитания студентов. Это способствует созданию условий для формирования осознанной потребности в занятиях физической культурой, для повышения уровня физической подготовки, применяя знания и умения из раздела «Профессионально-прикладной физической подготовки».

Возврат испытанной годами системы, которой является комплекс ГТО востребовано временем: компьютеризация производства и уменьшение двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья и физической подготовленности молодых людей. ГТО — многофункциональный комплекс, решающий много задач. Именно на основе силовой подготовки базируется большинство норм комплекса ГТО. А сила — это то физическое качество парней, которое обеспечит в перспективе их профессиональное долголетие. Путь от успешной сдачи норм комплекса ГТО и укрепления здоровья до профессионала, востребованного работодателем, значительно сокращает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Мы совершенствуем не только физические качества наших студентов, но и внедряем специальные упражнения прикладного характера на учебных и внеучебных занятиях. Работодатели заинтересованы в молодых специалистах с разносторонней подготовкой по предмету физическая культура. Профессионально-прикладная физическая подготовка выпускников проявляется в неспецифическом повышении устойчивости их организма к неблагоприятным факторам на производстве, предъявляемые выбранной профессией. Роль практических занятий физической культурой в колледже особенно велика, поскольку с их помощью можно компенсировать и корригировать негативные особенности, свойственные труду мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей с помощью профессионально-прикладной физической подготовки.

Выполнение большинства трудовых операций мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей приходится на мышцы рук, спины, шеи. В трудовых действиях характерны вращательные и возвратно-поступательные движения кистей рук и пальцев с различными напряжениями. Выполнение работы требует силы и выносливости не только мышц кистей рук, но и всего плечевого пояса. Большая нагрузка на психофизиологические функции. Повышенные требования к тактильной чувствительности пальцев рук, остроте зрения, быстроте зрительного различения. Для достижения оптимальной подготовки наших выпускников к трудовой деятельности на каждом курсе в учебную программу включён раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка», где мы используем, как комплексы, так и отдельные упражнения для развития профессионально-нужных качеств будущих профессионалов своего дела. А для выпускных групп в дифференцированный зачёт обязательно включено упражнение из раздела «Профессионально-прикладной физической подготовки».

Мной был инициирован проект «Связь физической культуры, ГТО и профессии».

В анкетировании приняли участие 70 студентов и 36 работников станций технического обслуживания автомобилей.

Опыт показывает, что студенты, а впоследствии участники трудовых операций на производстве не имеют достаточно знаний и умений о том, что упражнения из раздела программы «Профессионально-прикладная физическая подготовка» могут значительно облегчить неблагоприятные факторы, как самой профессии, так и производства, где будут трудиться наши выпускники. Поэтому и возникла идея проекта, где были собраны мнения студентов и действующих работников СТО на рабочих местах с помощью анкеты.

Гипотеза проекта

Будет ли использование профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) на учебных и внеучебных занятиях способствовать развитию профессионально-важных качеств выпускников для будущей трудовой деятельности.

Цель проекта

  1. Проанкетировать студентов групп по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и действующих работников станций ТО для сбора информации и определения многофункциональных упражнений для успешной физической подготовки под запрос работодателя.
  2. Выяснить необходимость знаний ППФП (профессионально-прикладной физической подготовки) студентам и рабочим в профессиональной деятельности.

Задачи проекта

  1. Дать знания и показать студентам необходимость профессионально-прикладной физической подготовки для будущей профессии.
  2. Изучить мнение студентов и работников СТО о связи физической культуры, ГТО и их трудовой деятельности.
  3. Проанализировать итоги анкетирования и предложить комплекс упражнений, которые помогут повысить физические и функциональные кондиции тех органов, систем, мышечных групп, которые профессионально-значимые для трудовых операций мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Выводы

  1. Транспредметная интеграция упражнений из раздела ППФП с упражнениями из комплекса ГТО способствует всестороннему воздействию на организм студентов в соответствии с требованиями современной жизни и запроса работодателей.
  2. Сохранение и укрепление здоровья молодых людей, повышение уровня их физической подготовленности и трудоспособности — одна из важных задач ВФСК ГТО. Очевидно, что есть необходимость использования комплекса ГТО как средства повышения профессионально-прикладной физической подготовки наших студентов.

Наша профессиональная деятельность направлена на получение знаний, умений и навыков нашими студентами, а работодатели заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров. Достигнув полной интеграции производства и образования, мы решим обе эти задачи и получим по-настоящему талантливых и ценных профессионалов.

Анкета «Связь физической культуры, ГТО и профессии»

1.Как Вы думаете, есть связь между физической культурой (ф.к.) и профессией?

Да Нет Затрудняюсь ответить

2.Задумывались ли Вы в процессе учебной или производственной практики о том, чтобы увеличить время оптимальной работоспособности?

Да Нет Затрудняюсь ответить

3.Хотели бы Вы избежать момента наступления утомляемости мышечных групп во время профессиональной деятельности?

Да Нет Затрудняюсь ответить

4.Смогли бы Вы сейчас назвать или показать те мышечные группы, которые устают раньше других в процессе профессиональной деятельности?

Да Нет Затрудняюсь ответить

5.Есть какие-то движения, которые Вы выполняете, когда устаёте?

Да Нет Затрудняюсь ответить

6.Верите ли Вы, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) напрямую связан с высокой работоспособностью?

Да Нет Затрудняюсь ответить

7.Ваше мнение: сдача норм комплекса ГТО влияет на профессиональную работоспособность?

Да Нет Затрудняюсь ответить

8.Если бы Вы точно знали, что ГТО улучшит Вашу работоспособность — это привело бы Вас к сдаче норм комплекса ГТО?

Да Нет Затрудняюсь ответить

9.Как Вы думаете, есть такие упражнения, которые помогают снять усталость?

Да Нет Затрудняюсь ответить

10.Как Вы думаете, те группы мышц, которые устают во время профессиональной деятельности, можно укрепить и тем самым увеличить КПД своей работы?

Да Нет Затрудняюсь ответить

11.Если бы Вы узнали о таких упражнениях, Вы бы использовали их для улучшения работоспособности?

Да Нет Затрудняюсь ответить

12.Вы бы согласились выполнять несложные упражнения, чтобы утомляемость во время рабочего времени долго не наступала?

Да Нет Затрудняюсь ответить

13.Если бы Вам предложили прерываться на физкультурную паузу во время работы, чтобы улучшить работоспособность, Вы бы согласились?

Да Нет Затрудняюсь ответить

Комплекс упражнений профессионально-прикладной физической подготовки для профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Комплекс упражнений

  1. Стоя ноги на ширине плеч, руки внизу, накручивание груза на блок.
  2. Броски по баскетбольному кольцу одной рукой от плеча в пределах штрафной площадки.
  3. Ходьба с сохранением равновесия по узкой части, перевёрнутой с начала одинарной, а затем двойной скамейки.
  4. Стоя на месте, жонглирование одновременно двумя теннисными мячами.
  5. Опираясь руками на гимнастическую палку, поочередно выполнять равновесие на правой и левой ноге.
  6. Сидя на скамейке, поднимать вверх и опускать через стороны вниз прямые руки с гантелями.
  7. Челночный бег на отрезках прямой с ускорением к середине.
  8. Переход из основной стойки в упор лежа через упор присев и наоборот.
  9. Бег на месте в упоре руками о стенку без отрыва ног от споры и полным выпрямлением ноги в коленном суставе.
  10. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз при помощи рук и ног.
  11. Из положения лежа на спине, руки в упоре за головой вставать в «мост» и возвращаться, а исходное положение.
  12. Вращение вокруг туловища баскетбольного мяча, чередуя вращение в правую и левую стороны.
  13. Ведение баскетбольного мяча с обводкой препятствий правой или левой рукой.
  14. Выполнять один или несколько кувырков вперед и назад слитно.
  15. Подбрасывание теннисного мяча вверх при помощи ракетки.

Литература:

  1. Егорычева Е. В. Формирование профессионально-значимых качеств личности с помощью избранного вида двигательной активности/Выпуск 6. — 2009. — № 10 (58). — С. 49–5
  2. Морозова О. Ю. Комплекс ГТО как средство повышения профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов-2016.
  3. Чумакова Р. С., «Профессионально-прикладная подготовка студентов» Москва, 2013 г.
  4. Морозова О. Ю. Комплекс ГТО как средство повышения профессионально- прикладной физической подготовки студентов технических вузов // Материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей. — 2016. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30017823_78368966.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
  5. Шайдуллина, А. Р. Интеграция ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени/А. Р. Шайдуллина. — Казань -2010. С.5.http://проф-обр.рф/blog/2021–05–18–1767

Ключевые слова

Профессионально-прикладная физическая подготовка, связь физической культуры, ГТО с профессией мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Задать вопрос