Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО на внеучебных занятиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Майкова, О. В. Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО на внеучебных занятиях / О. В. Майкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8360/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматривается необходимость разработки новых средств применения универсальных силовых упражнений при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. При проведении практических занятий недостаточное количество часов учебной программы (именно для силовой подготовки), а также высокая загруженность спортивного зала не позволяет уделить силовой подготовке достаточно внимания, что значительно снижает результаты при сдаче силовых нормативов.

Ключевые слова: внеучебные занятия, профессиональное образование, средства обучения, силовая выносливость, ГТО.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [1].

Одной из задач комплекса ГТО является модернизация системы физического воспитания и системы развития массового и студенческого спорта в образовательных организациях.

Студенты — особое звено в составе населения, для которых мотивация сдачи нормативов комплекса ГТО приобретает особое значение. Хорошо забытое нововведение принимается с большой охотой подростками, которым присущ юношеский задор и азарт, а они в полной мере проявляются во время прохождения испытаний. В первую очередь ГТО — это проверка самого себя. Смогу или нет?

Глобальная цель введения нормативов ГТО — мотивировать и стимулировать желание вести здоровый образ жизни, участвовать в спортивных мероприятиях, проявлять и развивать свои способности. Понимание того, что будут оцениваться спортивные достижения, заставляет молодых людей работать над собой.

Обладатели знаков отличия ГТО претендуют на преференции (преимущество) при поступлении в вуз, а именно начисление дополнительных баллов.

Работодатели также заинтересованы в молодых специалистах, которые сдали нормативы комплекса ГТО и поощряют их различными способами.

В этой связи возникает необходимость поиска новых и эффективных средств и методов развития силы для успешного овладения нормативами комплекса ГТО. Чтобы помочь своим студентам я посчитала необходимым разработать комплекс упражнений, способствующих развитию силы и силовой выносливости.

Изучив многообразие упражнений для развития силы, я пришла к выводу, что есть силовые упражнения, которые не требуют использования нестандартного оборудования и тренажеров. Они не только эффективны, но и интересны, универсальны и способствуют развитию одновременно нескольких мышечных групп. Одним из самых эффективных упражнений, как показала моя педагогическая практика, является упражнение «Планка». Оно отличается своей доступностью и разнообразием вариантов.

Мой личный опыт свидетельствует о том, что студенты одной учебной группы имеют разный уровень физической и функциональной подготовленности. Поэтому средства, с помощью которых решается вопрос силовой подготовки на внеучебных занятиях, подводящих к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО, вызывают определенные сложности. Студенты не имеют в своем арсенале достаточного количества упражнений, способствующих развитию силы и силовой выносливости для самостоятельной работы. Поэтому разработанный комплекс нетрадиционных средств обучения направлен на развитие силы и силовой выносливости, необходимый для совершенствования процесса подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО.

В связи с возвращением комплекса ГТО, я пришла к выводу в необходимости разработать новые средства применения универсальных силовых упражнений при подготовке моих студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО.

В нашем учебном заведении ведется активная работа и созданы соответствующие условия по продвижению и популяризации комплекса ГТО.

После основных уроков четыре раза в неделю в колледже работают секции, тренажерный зал, организованы дополнительные занятия для внеаудиторной самостоятельной работы.

С введением норм ГТО улучшилась ситуация с обеспечением спортивными площадками и объектами для занятий спортом в районе и в городе, что немаловажно для развития физической культуры. Развитие экстремальных видов спорта позволило поднять интерес к занятиям физической культурой.

Мой личный опыт показывает, что проведение внеучебных занятий по подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО полностью себя оправдывают, т. к. эти студенты более успешнее овладели упражнениями, которые определяют уровень развития силы и силовой выносливости.

В качестве основного средства, направленного на улучшение результатов в силовых упражнениях на основные мышечные группы, я предлагаю своим студентам выполнение универсального упражнения «планка» в различных его вариантах. Выбор именно этого упражнения обусловлен спецификой нормативов комплекса ГТО и установленным эффектом. Индивидуальные отличия по интенсивности и усложненности выполнения зависят от уровня подготовленности занимающихся. При этом продолжительность выполнения упражнения остается одинаковой.

Мною разработан комплекс упражнений с методическими указаниями для самостоятельных занятий при подготовке к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО.

Комплекс упражнений в планке

№ п/п

Содержание упражнения

Методические указания

1

И.п. планка в узкой стойке

1,2 Шаги правой рукой и ногой вправо

3,4 — то же влево в и. п.

Пальцы от себя.

Плечи расположены над кистями.

Голову не опускать ниже уровня плеч.

Туловище, таз и ноги составляют одну линию.

Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены.

В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать.

Ноги в коленях не сгибать.

Опора на переднюю часть стопы.

Руки и ноги работают синхронно.

Дыхание равномерное.

2

И.п. — планка

1 –правую в упор на предплечье

2 –левую в упор на предплечье

3,4 — вернуться в и. п.

5–8 тоже с левой руки.

Пальцы от себя.

При переходе в планку на предплечьях –пальцы в кулак на ребро.

Плечи расположены над кистями.

При переходе в планку на предплечьях — плечи над локтями

Голову не опускать ниже уровня плеч.

Туловище, таз и ноги составляют одну линию.

Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены.

В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать.

Ноги в коленях не сгибать.

Опора на переднюю часть стопы.

Руки работают поочередно.

Дыхание равномерное.

3

И.п. — планка

1 — боковая планка правым боком, левая в сторону

2 — вернуться в и. п.

3,4 — тоже левым боком

Пальцы от себя.

Плечи развернуты.

Туловище, таз и ноги составляют одну линию.

Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены.

В пояснице не прогибаться, таз не опускать.

Опорную ногу в колене не сгибать.

Нога сверху спереди.

Дыхание равномерное.

4

И.п.- планка

1 — прыжком ноги врозь

2 — вернуться в и. п.

Пальцы от себя.

Плечи расположены над кистями.

Голову не опускать ниже уровня плеч.

Туловище, таз и ноги составляют одну линию.

Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены.

В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать.

Ноги в коленях не сгибать.

Опора на переднюю часть стопы.

Толчком двух стоп одновременно ноги врозь, ноги в и. п.

Дыхание равномерное.

5

«Двойная планка»

И.п. — планка

1– обратная планка вправо

2 — вернуться в и. п. вправо

3,4 — сгибание, разгибание рук с хлопком

5–8 — тоже влево

Классическая планка:

Пальцы от себя.

Плечи расположены над кистями.

Голову не опускать ниже уровня плеч.

Туловище, таз и ноги составляют одну линию.

Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены.

В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать.

Ноги в коленях не сгибать.

Опора на переднюю часть стопы.

Обратная планка:

Пальцы на себя.

Плечи расположены над кистями.

Кисти параллельно.

Подбородок не опускать.

Туловище, таз и ноги составляют одну линию.

Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены.

Ноги в коленях не сгибать.

Упор на всю стопу.

Дыхание равномерное.

Сгибание рук с полной амплитудой.

Толчком двух рук хлопок.

Дыхание равномерное. Выдох на усилие.

6

«Опорный прыжок»

И.п. — планка

Прыжком в положение присед, руки вперед.

Пальцы от себя.

Плечи расположены над кистями.

Голову не опускать ниже уровня плеч.

Туловище, таз и ноги составляют одну линию.

Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены.

В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать.

Ноги в коленях не сгибать.

Опора на переднюю часть стопы.

Толчок двумя стопами одновременно, подтянуть колени к груди. Приземление на две стопы, руки вперед в положение приседа.

Выдох на усилие с голосом «Оп!».

При выборе средств, направленных на развитие силы и силовой выносливости студентов необходимо учитывать возрастную периодизацию, индивидуальные особенности занимающихся, пол, уровень физической подготовленности, что повысит эффективность выполнения соответствующих упражнений.

В результате занятий со студентами на внеучебных занятиях был отмечен значительный прирост силы и силовой выносливости. Отмечено улучшение личных показателей, возрос уровень самооценки, они стали более уверенны в сдаче контрольных нормативов.

Создание мотивации к занятиям создает творческую обстановку, взаимопонимание со студентами и ведет к успеху.

На сегодняшний день создалась благоприятная внешняя информационная среда, а также внутренняя возможность создать привлекательные условия для занятий спортом. Это радует, это помогает, это вдохновляет! Я люблю свою работу, она приносит мне радость, успех и здоровье! Желаю Вам радости от работы, успехов в работе и здоровья! Не опускайте планку, тренируйтесь и будьте в форме!

Литература:

  1. Бардамов, Г. Б. Базовая подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО / Г. Б. Бардамов, А. Г. Шаргаев, С. В. Бадлуева. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 144 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. — [3-е изд.]. — М.: Сов. спорт, 2013. — 216 с.
  3. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.
  4. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ от 24 марта 2014 г., № 172 / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. — 2014. — № 3. — С. 3­4.
  5. Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и метод индексов / И. Г. Бондаренко // Физическое воспитание студентов. — М., 2011. — № 2. — C. 10–13.
Задать вопрос