Перспективы внедрения дуальной системы профессионального обучения как фактора повышения профессиональной подготовки рабочих кадров | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рыжова, Н. В. Перспективы внедрения дуальной системы профессионального обучения как фактора повышения профессиональной подготовки рабочих кадров / Н. В. Рыжова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8356/ (дата обращения: 09.05.2024).



Ключевые слова: дуальное обучение, профессиональное образование, потребности работодателя, практическая направленность образования, потребности экономики.

Активное развитие экономики приводит к необходимости готовить профессионалов, которые не только в теории, но, и что самое важное — на практике разбираются в своей работе.

В Послании Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу как один из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада... Важно понимать, что самые передовые технологии могут заработать, если будут люди, специалисты, способные их развивать и использовать»... [1].

Однако сегодня в сфере профессионального образования существует ряд проблем, требующих комплексного решения. Одна из них — сохраняющая свою остроту оторванность образования от работодателя, потребности которого не всегда учитываются.

При сравнительном анализе требований ФГОС и требований профессиональных стандартов к уровню квалификации работников возникают определённые противоречия. Дисбаланс между спросом на рабочие кадры и предложением, формируемым выпуском специалистов со средним профессиональным образованием, спровоцирован стандартным подходом к обучению профессии или специальности без учета потребностей экономики региона и конкретного производства или работодателя.

Одним из инструментов подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям современной экономики, а следовательно, способствующих повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов, является дуальное образование [2, с. 6–9].

Дуальная система профессионального обучения представляет собой обучение, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — на рабочем месте. Она является продуктом партнерства образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Эта система строится на взаимодействии двух самостоятельных в правовом отношении сфер в рамках официально признанного профессионального образования, то есть осуществляемого в соответствии с законодательством.

Дуальная система профессионального обучения Duales Studium имеет свои истоки в средневековой цеховой деятельности. Будущий ремесленник поступал учеником в цех и воспроизводил действия своего мастера. Термин «дуальность» обозначает «двуединство, двойственность». В педагогике понятие «дуальная система» впервые использовалось в ФРГ в середине шестидесятых годов двадцатого века для обозначения новой формы организации профессионального образования. Она предполагает, что студенты проходят теоретические основы в учебном заведении, а практические навыки получают уже на рабочем месте — в конкретной организации, решая реальные задачи.

В этом случае у обучающегося формируется абстрактно-логическое мышление, внутренняя мотивация, способность работать в коллективе и принимать решения, компетентность в работе с оборудованием и производственными процессами, а также способность к поиску стратегии для решения проблем.

Дуальное обучение наравне с другими странами реализуется и в России. Взаимосвязь предприятий и образовательных организаций была актуальна ещё в советское время. Тогда существовало так называемое шефство производственных предприятий над организациями в сфере образования, а также система наставничества на производстве, которая помогала молодым специалистам быстро адаптироваться. Организация образовательного процесса в системе профессионально-технического образования СССР основывалась на рациональном чередовании теоретических занятий и производственного обучения, как правило, по схеме 4+2, т. е. в неделю 4 дня теория, 2 дня производственное обучение, а на старшем курсе по схеме 3+3, или недельном чередовании. Обучение в учебных мастерских строилось на выпуске полезной продукции, в основе лежал производительный труд, что позволяло обучающемуся на 1 и 2 курсах осваивать общепрофессиональные и специальные умения и навыки (общекультурные и профессиональные компетенции).

Девяностые годы внесли в эту систему серьёзные изменения, и на некоторое время взаимодействие организаций и учебных заведений было практически разрушено. В Российской Федерации с 2014 года реализуется системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В том же году были подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив. Участниками пилотного проекта АСИ стали десять субъектов страны, а через два года их количество возросло до ста тридцати одного.

К преимуществам реализуемой модели дуального обучения относятся:

— обучение максимально приближено к запросам производства, высокий процент трудоустройства выпускников;

— увеличение разнообразия предлагаемых образовательных программ;

— разностороннее профессиональное развитие студентов;

— стимулирование бизнеса к инвестированию в профессиональное образование;

— после окончания учебного заведения студенты получают гарантированные рабочие места.

Для качественной организации дуального обучения необходимо, чтобы:

— теоретическая база была привязана к примерам реальной практики и практическим задачам;

— было обеспечено погружение студентов в профессиональную деятельность в период прохождения практики на производстве;

— количество времени на освоение теоретических знаний и практических навыков не превышало 40 часов в неделю;

— процентное соотношение теоретического и практического обучения при дуальной подготовке было: 30 % — теория, 70 % — практика.

Таким образом, приоритет дуального обучения заключается в том, чтобы выпускник обладал всеми необходимыми компетенциями для качественной и успешной работы. Основой модели дуального образования является модернизация образовательных программ, включающая в себя добавление элементов, связанных с формированием и развитием конкретно тех компетенций, соответствующий уровень которых необходим выпускникам учреждений среднего профессионального образования для успешного трудоустройства в учреждениях, организациях, на предприятиях региона. Принципиально важен конструктивный диалог образовательной организации и конкретных предприятий/организаций от этапа разработки учебного плана по профессии или специальности до сертификации квалификаций выпускников.

Работодатель имеет возможность «вмешаться» в процесс обучения, дополняя содержание обучения решением конкретных проблем для производства. Партнерство с профессиональным образовательным учреждением дает возможность уже на стадии профессиональной подготовки оценить потенциальные кадры и прогнозировать их востребованность на ближайшие годы.

При дуальном обучении предполагается обеспечение на младших курсах общетеоретической базы, а на втором-третьем курсе — работа по индивидуальному плану, содержащему практико-ориентированные учебные задачи, требующие выполнения в производственных условиях. К руководству данной работой обычно привлекаются специалисты-практики, наставники. Итоговая аттестация проводится в форме защиты курсового или дипломного проекта по специализации, при этом большое внимание уделяется практической значимости работы. Образовательные организации стремятся к совершенствованию собственной материально-технической базы: мастерские, лаборатории и оборудование.

Инициаторами такого взаимодействия должны выступать в том числе и работодатели. Именно они могут сформулировать все посылы, имеющие отношение к обучению в конкретных производственных условиях и формированию конкретных профессиональных компетенций соответствующего уровня квалификации. Образовательное учреждение же на подготовительном этапе берет на себя функцию по предоставлению информации всем остальным субъектам (работодателям и обучающемуся), а также роль организатора и методического руководителя процесса обучения [2, с. 6–9].

Литература:

  1. Ежегодное послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года [Электронный ресурс] // URL: kremlin.ru.
  2. Кривоносов А. М., Басовский Д. А. Возможности дуальной модели образования на примере Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» // Вестник колледжа строительной индустрии и городского хозяйства. — СПб, 2017. — С. 6–9.

Ключевые слова

профессиональное образование, дуальное обучение, потребности работодателя, практическая направленность образования, потребности экономики
Задать вопрос