Праксис и его нарушения в контексте проблемы развития детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.05.2023

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Марченкова, И. В. Праксис и его нарушения в контексте проблемы развития детей старшего дошкольного возраста / И. В. Марченкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8351/ (дата обращения: 04.05.2024).



В рамках данной статьи в контексте особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста рассматриваются понятие «праксис», а также разновидности его нарушений у детей. Отмечается вклад Н. А. Бернштейна и Т. Г. Визель в научно-теоретическую разработку данной проблемы. Обозначена необходимость специальной педагогической работы для преодоления нарушений праксиса у детей обозначенной группы.

Ключевые слова: праксис, нарушения праксиса, апраксия, дети старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст представляет собой важный этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне 5,5–7 лет. Именно в это время формируется здоровье человека, закладываются основы его физического, умственного, психологического и нравственного развития, складывается его личность [1]. В этот период дети способны освоить обширный набор двигательных актов различной направленности и на их основе отработать выполнение ранее не известных физических упражнений, что способствует формированию в этом возрасте культуры двигательной активности человека.

У детей, которые не имеют психомоторных нарушений, выделяют несколько этапов развития. Первый этап представлен неспецифическими манипуляциями с предметами. В итоге развитие психомоторной деятельности ребёнка достигает стадии сознательной активности. На данном этапе ребёнок демонстрирует осознанное восприятие и изменение окружающей действительности с помощью своей целенаправленной деятельности, совместно с которой функционирует сигнальная система, координирующая деятельность и развитие ребенка. Однако сегодня у многих детей существуют особенности в развитии моторной сферы.

Важное значение для характеристики психомоторной деятельности ребёнка и построения соответствующей педагогической работы имеет понятие «праксис».

Т. Г. Визель определяет «праксис» как практическое (предметное) действие, представляющее собой широкий спектр деятельности: как базовые и простые действия (связанные с бытовыми потребностями), так и комплексную активность, проявляющуюся в том числе в профессиональной предметной деятельности. Т. Г. Визель выделяет несколько видов праксиса. Оральный праксис связан с действиями, выполняемыми ртом (пощелкать, поцокать, надуть щеки и др.); данный вид праксиса является наиболее сложным, поскольку основывается на абстрактных представлениях, лишь частично связанных с предметными действиями. Символический праксис заключается в применении жестов для коммуникативных задач. Отдельно подчёркивается значимость пальцевого праксиса, который определяется многовариативностью и высокой важностью кистевых действий [3].

Ранее обозначенные компоненты праксиса являются базой для выделения таких форм апраксии, как пространственная, регуляторная, кинестетическая и кинетическая апраксии. Качественными признаками пространственной апраксии являются расстройства пространственно-направленных движений, согласованного совместного движений рук (при этом заранее выученные одиночные движения рук выполняются без нарушений). Проявления данной формы апраксии также представлены нарушениями в умении конструировать что-либо цельное из отдельных элементов вне зависимости от использования зрения, что в целом определяется как конструктивная апраксия. Регуляторная (префронтальная) апраксия возникает главным образом состоит вследствие поражения префронтальной коры лобных долей. Данная форма апраксии выражается в виде неспособности человека правильно задавать себе план для обучения новому комплексному действию; таким образом, человек неспособен осуществлять контроль над своими действиями. Другие нарушения данной формы апраксии представлены эхопраксией, сложностями понимания и реализации двигательных программ и их системными персеверациями, непониманием собственных ошибок при выполнении действий и как следствие отсутствием стремления корректирования данных ошибок. Нарушения кинестетического компонента праксиса определяют кинестетическую (афферентную) апраксию, также известную как «апраксия позы». Данная форма апраксии представлена нарушениями при реализации и копировании сложных дифференцированных движений для взаимодействия с реальными и абстрактными предметами. Отмечается некорректное функционирование конечностей, неспособных принять необходимое положение для выполнения действия. Нарушения кинетического компонента праксиса определяют кинетическую (динамическую) форму апраксии. Происхождение данной формы апраксии обусловлено дефектами премоторных областей коры головного мозга. Расстройства плавности и дезавтоматизация жестов и других действий, дефекты «кинетической мелодии» и «динамики двигательного акта» и «застревание» на подготовке и выполнений фрагментов действий характеризуют проявление кинетической апраксии.

Согласно Н. А. Бернштейну, праксис — это целый набор различных двигательных актов, регулируемых разными уровнями (структурами) нервной системы и управляемых воздействиями разного рода афферентных импульсов (и различной «ведущей афферентацией») [2]. Таким образом, наличие на любом из уровней каких-либо дефектов обуславливает как проявление расстройств при выполнении движений, соответствующих данному уровню, так и проявление нарушений при реализации других, более сложных, движений, в составе которых эти, «поражённые», движения являются вспомогательными.

В теории Н. А. Бернштейна классы движений, как целенаправленных, так и неконтролируемых, определяются на основе типа афферентации и связанных анатомических структур. Следовательно, типы движений преимущественно зависят от типа афферентации в качестве ключевой основы.

Кроме того, заслуга Н. А. Бернштейна в изучении праксиса состоит в создании теории уровневой организации движений, в рамках которой подробно раскрывается значение и функции отдельных мозговых уровней в контроле над двигательной активностью. Также отмечается, что двигательные акты имеют главный и вспомогательный уровни. Определённым уровням организации двигательных актов соответствуют специфическая ведущая афферентация, значимость данных движений для общей задачи двигательного акта (выполняется основная или фоновая роль), отдельные особенные свойства движений, двигательные дисфункции, патологические синдромы, морфологическая локализация данных двигательных актов.

В рамках теории построения двигательных актов Н. А. Бернштейна в рамках единой системы находятся и целенаправленные, и непроизвольные движения. Контроль и реализация непроизвольных двигательных актов (такие как тонус, тремор, автоматизмы, движения гладкой мускулатуры, синергии и др.) осуществляются на первом и втором уровне организации движений [2]. Бег, ходьба, прыжки, адресные ручные манипуляции и другие жесты, мимика и другие действия (то есть осознанные и целенаправленные двигательные акты отдельных частей тела и их групп) соответствуют третьему-пятому уровню организации движений. Надо отметить, что каждый уровень имеет специфические свойственные только ему моторные проявления; каждому уровню соответствует свой класс движений, свои нарушения праксиса.

Концепция организации движений была также выстроена Н. А. Бернштейном. Построение двигательных актов, согласно данной концепции, зависит от ведущей афферентации и соответствующих анатомических структур, отвечающих за специфические двигательные акты. Таким образом, в рамках этой концепции построение движений определяется в качестве комплексной, многоструктурной, системы. Кроме того, важно отметить положение Н. А. Бернштейна о том, что в целом организация двигательных актов базируется на конкретных законах развития и реализации праксиса, а также соотносится с функционированием речедвигательного анализатора, поскольку двигательные акты также задействуют в работу периферические отделы головного мозга, отвечающие за осуществление речи, в том числе за её контроль, мотивацию и смысл [4].

Таким образом, в условиях увеличения количества детей с нарушениями праксиса и с учётом достижений в научно-теоретической разработанности проблемы праксиса у детей сегодня в педагогической работе со старшими дошкольниками необходимо обеспечивать применение различных средств развития, которые бы воздействовали комплексно на развитие праксиса у данной группы детей.

Литература:

  1. Агеева, Н. И. Хореографический тренаж на основе упражнений ритмической гимнастики / Н. И. Агеева, С. П. Клеменчук. — Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2020. — 59 с.
  2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн; Акад. мед. наук СССР. — Москва: Медицина, 1966. — 349 с.
  3. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи: методы диагностики и коррекции: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — Москва: В. Секачев, 2013. — 262 с.
  4. Фаликман, М. В. Принципы физиологии активности Н. А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы / М. В. Фаликман, Е. В. Печенкова // Культурно-историческая психология. — 2016. — Т. 12. — №. 4. — С. 48–66.
Задать вопрос