Причины и профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.05.2023

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Климов, А. С. Причины и профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте / А. С. Климов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8337/ (дата обращения: 10.05.2024).



Содержательно понимания риска в обыденном сознании и научном дискурсе во многом перекликаются. В большом психологическом словаре В. П. Зинченко риск определяется как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха. Ситуация риска предполагает возможность выбора из двух вариантов поведения — рискованного и надежного, т. е. гарантирующего сохранение достигнутого [1, с. 430].

Одной из наиболее изученных черт личности, связанных с готовностью к риску, является азарт или поиск острых ощущений. Эта черта во многом определяет индивидуальное переживание скуки и рутины, а также стремление к приключениям в различных сферах жизни. Другой индивидуальной переменной, связанной с рискованным поведением, является уверенность в будущем.

В понимании и исследовании факторов риска различают два основных подхода: ситуативный и личностный.

С точки зрения ситуативного подхода под риском понимают ситуативную характеристику деятельности, которая проявляется в возможных ее неблагоприятных последствиях в случае неудачи и неопределенности ее окончания. В. А. Петровский изучал активность личности в связи с анализом тенденции к риску. Автор различает разные риски: мотивированный, рассчитанный исходя из ситуативных преимуществ, и немотивированный риск; оправданный и неоправданный риск в зависимости от ожидаемых прибылей и убытков, а также три вида мотивов принятия риска: стремление к преодолению трудностей, стремление к неизвестному, стремление к опасности [2].

Для объяснения механизма принятия риска на разных уровнях регулирования, от реактивного поведения до сознательного принятия риска. В. А. Петровский предложил модель «принятия риска», основанную на идее неадаптивности [2]. Данная модель позволяет рассматривать механизмы психологического риска не только в контексте рациональных решений, определяемых задачами в конкретных ситуациях, но и «надситуативными», отражающими активную мотивацию человека к преодолению угроз и развитию. Поведение человека в опасных ситуациях создается на пересечении двух противоположных тенденций или побуждений — адаптационных реакций избегания и дезадаптивных реакций после опасности.

Личностный подход выделяет поиск сильных ощущений как личностная характеристика, связанная со склонностью к риску.

Данное свойство было предложено и описано М. Цукерманом, он определяет поиск сильных чувств как стремление к чему-то новому, захватывающему, с целью достижения максимального уровня возбуждения. С точки зрения М. Цукермана, поиск ощущений можно определить как многомерную черту личности, которая определяется биологическими факторами и включает в себя такие явления, как поиск новых впечатлений, приключений, скуки, новизны и стремление к опасности [3].

В целом можно сделать вывод, что рискованное поведение — это особый стиль поведения, который с высокой степенью вероятности может привести к потере здоровья, физического или социального благополучия личности.

В современных исследованиях факторы рискованного поведения разделяют на две группы:

— внешние факторы (условия жизни, информационное влияние и регулирующее влияние референтной группы подростка). Информационное влияние предполагает информацию о ценностях, поведении и предпочтениях социальной группы или ключевых фигур, которые являются авторитетом для подростка. Регулирующее влияние группы состоит в формировании групповых норм для входящих в нее подростков. Условие признания принадлежности подростка к группе — следование таким групповым нормам.

— внутренние факторы способности индивида, ценности, жизненные приоритеты, мотивы деятельности, уровень самооценки, личностные особенности [4, с. 121].

Для подростков в связи с особенностями возрастного этапа более заметную роль в формировании рискованного поведения играют внешние факторы. Подростки постоянно пребывают в социальной среде, которая обладает воспитательными стимулами, направленными на них. Изменяя собственное поведение в соответствии с ожиданиями окружающих, ребенок постепенно учится принимать социальные нормы и следовать им. На ранних этапах взросления этот процесс протекает преимущественно в семейной среде. В подростковом возрасте референтная группа обычно меняется: дети больше ориентируются на мнение сверстников, что повышает вероятность рискованного поведения.

На формирование рискованного поведения у подростков влияют различные причины, среди которых можно выделить следующие группы [5]:

Личностные и психологические причины. В данном случае на рискованное поведение влияют низкая самооценка, частое чувство безнадежности в трудных жизненных ситуациях, незнание возможностей внутреннего разрешения внутренних конфликтов и отсутствие навыков обращения за помощью.

Пол — дополнительный фактор риска. Гормональные изменения оказывают влияние на мозг подростка. Уровень тестостерона определяет уровень решимости, лидерства, активности, независимости и агрессии молодого человека.

Семейные причины. Плохое понимание родителями жизни своих детей, их удаленности, семейных проблем и неспособности родителей создать благоприятный для семьи психологический климат.

Социокультурные причины часто определяют отношение молодых людей к такому поведению, как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Реклама табака и алкоголя, лояльность общества в целом к их употреблению, существование и популярность мифов среди подростков могут привести к вполне осознанному желанию попробовать то, что запрещено взрослым, но что можно встретить в их жизни.

Уровень информированности в большой степени определяет характер поведения подростка в ситуациях с опасными последствиями для его здоровья и самочувствия. Невежество, мифы, заблуждения, отсутствие критичности в отношении «принятых» форм поведения в подростковой среде делают подростковые поведенческие эксперименты крайне опасными.

Целью психологической профилактики рискованного поведения подростков является преобразование социальной ситуации, в которой оказался подросток. Оно должно быть направлено на устранение негативных воздействий и создание благоприятных условий для его развития. Работа психолога с подростками предполагает реализацию психолого-педагогических действий по следующим направлениям:

— индивидуальная работа с подростками с отклоняющимся поведением;

— групповая работа;

— работа с микросоциумом (с родителями, ближайшим социальным окружением);

— организация сети внешней поддержки [6, с. 66].

Выделяют следующие общие направления групповой работы по психологической профилактике и коррекции рискованного поведения у подростков:

— формирование здоровых взаимоотношений с окружающими. Развитие доверия, принятия, уважения и поддержки — это то, что дает каждому участнику группы возможность устоять в тяжелой ситуации;

— воспитание лидерских качеств у подростков с отклоняющимся поведением;

— формирование заинтересованной занятости у подростков с отклоняющимся поведением;

— формирование позитивных, социально-желательных ценностей, коррекция деструктивных ценностей;

— формирование нравственно-этических идеалов;

— формирование психологической грамотности и навыков, позволяющих конструктивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты;

— коррекция негативных личностных образований;

— развитие навыков эмоциональной саморегуляции в конфликтных и проблемных ситуациях [6, с. 69].

Профилактические занятия нацелены не столько на получение учащимися определённых знаний, сколько на формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.

Необходимо организовывать групповое обучение детей и подростков основным социальным навыкам: общению, разрешению конфликтных ситуаций, преодолению стресса, принятию решений, планированию будущего, управлению своим поведением на основе самосознания. Наиболее эффективными формами профилактической работы являются дискуссии и групповые обсуждения, которые дают возможность высказать мнение по конкретному вопросу на основе знаний и предыдущего опыта, расширить и углубить это мнение.

В индивидуальной помощи развитию интересов подростков с девиантным поведением следует отдавать приоритет, исходя из их характера и способностей. Следует приложить усилия, чтобы максимизировать свободное время с позитивными формирующими занятиями: чтением, самообразованием, музыкой, спортом [7, с. 72].

Применение новых форм и методов в профилактической работе способствует формированию у подростков: личностных ресурсов; навыков активного жизненного стиля, с доминированием ценностей здорового образа жизни; социальных навыков, позволяющих выстраивать позитивные межличностные отношения в группах сверстников; способности принимать правильные решения и нести ответственность за них; навыков позитивного поведения в различных ситуациях. Благодаря этому снижается риск возникновения у детей и подростков рискованных видов поведения.

Таким образом, на формирование рискованного поведения у подростков влияют различные причины: личностные и психологические, уровень информированности, семейные причины, социокультурные причины, пол — дополнительный фактор риска. Работа психолога с подростками предполагает реализацию психолого-педагогических действий по следующим направлениям: индивидуальная работа с подростками с отклоняющимся поведением; групповая работа; работа с микросоциумом (с родителями, ближайшим социальным окружением); организация сети внешней поддержки. Целью психологической профилактики рискованного поведения подростков — преобразование социальной ситуации, в которой оказался подросток.

Литература:

  1. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  2. Петровский, В. А. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации / В. А. Петровский // Управление риском. — 2018. — № 3. — С. 29–34.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2018. — 705 с.
  4. Фахрадова, Л. Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л. Н. Фахрадова, И. Н. Разварина, Е. О. Смолева // Проблемы развития территории. — 2017. –№ 1. — С. 115–131.
  5. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. — М.: Прайм-Еврознак, 2020. — 558 с.
  6. Пузыревич, Н. Л. Профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте / Н. Л. Пузыревич // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. –№ 7. — С. 64–71.
  7. Чубаровский, В. В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков / В. В. Чубаровский // Гигиена и санитария. — 2019. — № 2. — С. 71–76.
Задать вопрос