Образовательные реформы в Узбекистане через призму международного сотрудничества
Автор: Рахманова Юлдуз Кахрамоновна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 09.02.2016
Статья просмотрена: 1063 раза
Библиографическое описание:
Рахманова, Ю. К. Образовательные реформы в Узбекистане через призму международного сотрудничества / Ю. К. Рахманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/651/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена вопросам образования в современном мире, в частности работе по кардинальному обновлению и реформированию сектора образования республики. Также уделено внимание международному сотрудничеству в сфере образования.
Ключевые слова: образование, развитие общества, личность, творческое мышление, образовательное учреждение, международное сотрудничество, образовательные реформы, инвестиции в образование.
Образование в современном мире сегодня рассматривается как главный фактор и непременное условие социально-экономического прогресса. Оно является самой важной ценностью и основой капитала любого общества. Приоритетом и движущей силой такого общества всегда выступает личность, которая способна к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, готовая к освоению новых знаний, активной социально-профессиональной деятельности и творчеству.
Образование — это основа устойчивого роста и развития общества, так как оно создаёт возможности для каждого, способствует укреплению национального единства.
Узбекистан по сравнению с другими странами отличается богатой историей. Он является храмом науки и образованности ещё с давних времён.
Многие столетия имена Абу Али ибн Сины (Авиценны) и Гиппократа, Аль Фараби и Аристотеля, Аль Хорезми и Архимеда, Аль Беруни и Галилея, Алишера Навои и Пушкина, Данте, Шекспира стоят рядом и известны во всём мире.
Бесценное культурное наследие и прогресс в области образования позволили Узбекистану и сегодня стать маяком для развивающихся стран в мире, создать крепкую основу для дальнейшего международного сотрудничества как с государствами, так и с их образовательными учреждениями.
В конце 90-х годов XX века для сохранения позитивных традиций, коренной модернизации ключевых компонентов системы подготовки кадров и повышения уровня образовательного потенциала, Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым была предложена совершенно новая «узбекская модель» непрерывного образования, которая нашла своё конкретное отражение в принятых законах республики «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров.
«Узбекская модель» образования учитывает потребности, связанные с глобализацией, и представляет собой инструмент обеспечения позитивной и продуктивной роли Узбекистана как в Азии, так и за её пределами» [1, 103] — эти слова президента Азиатского банка развития (АБР) Харухико Курады как нельзя лучше характеризуют ту роль, которую призвана сыграть новая модель в обеспечении всеобщего доступа молодёжи к базовому образованию.
За 18 лет образовательных реформ накоплен огромный опыт. Проделана колоссальная по масштабам и глубине работа по кардинальному обновлению и реформированию сектора образования республики.
Вновь построены, капитально реконструированы и оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием 9,5 тысяч школ (почти все). Школьное образование ведётся на семи языках: узбекском, каракалпакском, русском, казахском, кыргызском, туркменском и таджикском.
Построено свыше 1500 новых профессиональных колледжей и академических лицеев, не уступающих вузам ни по архитектурному облику, ни по техническому оснащению.
За этот период в два раза возросло число высших учебных заведений. Сегодня в 59 университетах и вузах обучается более 230 тысяч студентов.
В системе высшего образования Узбекистан придаёт важное значение обязательному изучению иностранных языков. В целях кардинального совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам, подготовки специалистов, свободно владеющих ими, путем внедрения передовых методов преподавания с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и на этой основе создания условий и возможностей для широкого их доступа к достижениям мировой цивилизации и мировым информационным ресурсам, развития международного сотрудничества и общения 10 декабря 2012 года Президентом Республики Узбекистан подписано постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков».
В своём докладе на заседании Кабинета Министров по итогам социально-экономического развития страны в 2013 году Президент Республики Узбекистан И. Каримов подчёркивал: «…сегодня, в условиях глобальной интеграции, широкого внедрения в повседневную жизнь компьютерных технологий и Интернета, без знания иностранных языков и свободного владения ими нет будущего» [2, 51].
Знание иностранных языков является сегодня важнейшим условием активного общения со своими сверстниками из зарубежных стран, широкого познания всего того, что происходит в мире, владения огромным мировым интеллектуальным богатством.
За последнее десятилетие в республике мощный импульс получило международное сотрудничество в сфере образования. Созданы и успешно функционируют филиалы лучших вузов Европы и Азии, имеющих высокую международную репутацию и глубокие исторические корни. Среди них Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа имени Губкина, Московский университет имени Ломоносова, Российский экономический университет имени Плеханова.
В стенах этих вузов готовят бакалавров и магистров по таким наиболее востребованным специальностям как нефтегазовое дело, машиностроение, экономика и управление бизнесом, информационные технологии, финансовый менеджмент, коммерческое право. Выпускники этих вузов, что немаловажно, получают дипломы, которые признаются во всём мире.
Международное сотрудничество в образовании оказывает значительное воздействие на развитие национальной экономики, так как большой бизнес и разработчики человеческих ресурсов являются авторами инноваций, которые обеспечивают экономический рост.
За годы образовательных реформ сложилась устойчивая практика повышения квалификации и стажировки за границей. Тысячи преподавателей иностранных языков и специалистов, а также студенты, выигравшие гранты, прошли обучение в ведущих вузах Европы и Азии.
В 2015 году в рамках программы Европейского Союза ErasmusMundus проходил конкурс на участие в проекте TrainingofIndividualsthroughMobilityfromUzbekRepublictoEU (TIMURProject). Из числа студентов Каршинского инженерно-экономического института, успешно прошедшие отбор, в настоящее время в бакалавриате обучаются 4 студента (Вагенингенский университет (Нидерланды) — 1, ChexUniversityoflifeSciences в Чехии — 1, университете SzentIstvenEguestem — 2), в магистратуре Хохенхеймского университета (Германия) — 2 студента.
Три года назад Национальным университетом и Академией наук Узбекистана совместно с Кембриджским университетом Великобритании создан учебно-экспериментальный центр высоких технологий. Главной задачей центра является обучение одарённой молодёжи, — студентов, аспирантов, молодых учёных современным методам проведения прикладных инновационных научных исследований и разработок по таким научным дисциплинам как химия, физика, биология, биохимия, биофизика, геология, геодезия.
Оснащение Центра самым новейшим современным оборудованием позволит учёным специалистам Кембриджского университета осуществлять подготовку молодых учёных на основе конкретных исследовательских работ.
Укрепление научного потенциала высших учебных заведений республики и интегрирование учебного процесса за счёт передачи в их ведение академических научных учреждений, создание новых межвузовских научно-лабораторных комплексов для совместного пользования имеет на современном этапе актуальное значение.
Усилия Узбекистана и его народа в кардинальном реформировании системы образования вряд ли имели бы успех, если бы не техническая и финансовая помощь международных организаций. За истекший период в экономику республики было направлено около 100 миллиардов долларов, 30 % из них составили иностранные инвестиции. Только за 2012 год прирост зарубежных инвестиций составил 16 %, причём 70 % из них — это прямые иностранные инвестиции, что говорит о возрастающем интересе иностранного капитала к реформам в Узбекистане.
«Инвестируя в образование — пожизненное обучение, мы инвестируем в человеческий капитал, подготавливая людей к переходу в новую глобальную экономику. Мы закладываем в них знания и навыки для привлечения иностранных инвестиций, появления новых профессий, создания условий для совместного процветания (1, 112–113)». Эти слова заместителя генерального секретаря ООН Найлин Хейзер как нельзя лучше подтверждает мысль о том, что инвестируя в экономику и образование республика прежде всего инвестирует в социальный и человеческий капитал, в это имеет ключевое значение для устойчивого развития Узбекистана в целом.
Несмотря на глобальный международный кризис наше государство сохраняет стабильно-высокие темпы роста экономики. А ежегодные затраты на развитие и реформирование образования в Узбекистане составляют 10–12 % от ВВП, а их доля в расходах государственного бюджета превышает 35 %. Не многие государства имеют такие показатели. Всё это ещё раз говорит о приоритетности образовательного процесса в стране. Новая, свободная молодёжь становится сегодня решающей силой демократизации, обновления и уверенного роста государства.
Литература:
- Материалы международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». 16–17 февраля 2012 года. Т., Узбекистан. — с. 103, 112, 113.
- И. Каримов. Доклад на заседании Кабинета Министров по итогам социально-экономического развития страны в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год — 17 января 2014 года. Т., Узбекистан, с. 51.
Ключевые слова
инвестиции в образование, творческое мышление, личность, образование, образовательное учреждение, международное сотрудничество, развитие общества, образовательные реформы, инвестиции в образование.Похожие статьи
Сущность педагогических инноваций в образовательном процессе
В статье говорится о роли и значении инновационных педагогических технологий в системе образования, а также о положительных изменениях в образовательной политике Узбекистана после обретения независимости.
Повышение требований к педагогу — одна из задач реформирования и инноваций в системе образования Республики Узбекистан
В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан. Также уделено внимание качеству подготовки высококвалифицированных кадров как основы успешной реализации экономических и социальных задач.
Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане
В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...
Международное сотрудничество России в области инноваций
Статья посвящена роли международного сотрудничества в инновационном развитии России, сравнивается инновационное развитие России с другими странами, приводятся примеры сотрудничества в области инноваций.
О состоянии сельскохозяйственного производства Курской области и перспективах его инновационного развития
В статье проанализировано состояние сельскохозяйственного производства Курской области, рассмотрены его проблемы на современном этапе, определены перспективы инновационного развития, а также выделены направления совершенствования механизма управления...
Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане
Стратегия социально-экономического развития Узбекистана в долгосрочном плане ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет интегрироваться в мировое эконо...
Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном контексте
Статья посвящена вопросам иноязычного образования как одного из актуальных направлений развития и модернизации современного образования в новых геополитических условиях. Знание иностранного языка и чужой культуры является естественной частью повседне...
Политика Азербайджана в области сельского хозяйства: основные тенденции, проблемы и новые перспективы
Данная статья имеет своей целью дать краткую характеристику современной государственной политики по развитию сельского хозяйства в Азербайджане, осветить основные проблемы аграрного сектора и выявить дальнейшие перспективы его развития. Особое вниман...
Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов
В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...
О системе непрерывного образования в Узбекистане
В работе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключевого звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обязательное условие демократ...
Похожие статьи
Сущность педагогических инноваций в образовательном процессе
В статье говорится о роли и значении инновационных педагогических технологий в системе образования, а также о положительных изменениях в образовательной политике Узбекистана после обретения независимости.
Повышение требований к педагогу — одна из задач реформирования и инноваций в системе образования Республики Узбекистан
В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан. Также уделено внимание качеству подготовки высококвалифицированных кадров как основы успешной реализации экономических и социальных задач.
Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане
В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...
Международное сотрудничество России в области инноваций
Статья посвящена роли международного сотрудничества в инновационном развитии России, сравнивается инновационное развитие России с другими странами, приводятся примеры сотрудничества в области инноваций.
О состоянии сельскохозяйственного производства Курской области и перспективах его инновационного развития
В статье проанализировано состояние сельскохозяйственного производства Курской области, рассмотрены его проблемы на современном этапе, определены перспективы инновационного развития, а также выделены направления совершенствования механизма управления...
Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане
Стратегия социально-экономического развития Узбекистана в долгосрочном плане ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволяет интегрироваться в мировое эконо...
Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном контексте
Статья посвящена вопросам иноязычного образования как одного из актуальных направлений развития и модернизации современного образования в новых геополитических условиях. Знание иностранного языка и чужой культуры является естественной частью повседне...
Политика Азербайджана в области сельского хозяйства: основные тенденции, проблемы и новые перспективы
Данная статья имеет своей целью дать краткую характеристику современной государственной политики по развитию сельского хозяйства в Азербайджане, осветить основные проблемы аграрного сектора и выявить дальнейшие перспективы его развития. Особое вниман...
Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов
В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...
О системе непрерывного образования в Узбекистане
В работе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключевого звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обязательное условие демократ...