Опытно-экспериментальное исследование технологии формирования готовности будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 28.03.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Попова, Л. А. Опытно-экспериментальное исследование технологии формирования готовности будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников / Л. А. Попова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8234/ (дата обращения: 27.04.2024).



Цель данной работы заключается в описании проведенного опытно-экспериментального исследования проверки технологии формирования готовности будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников в условиях цифровизации образования. Автором представляются описание и анализ этапов проведенного опытно-экспериментального исследования, особенно обращая внимание на педагогический эксперимент и опытную работу со студентами.

Ключевые слова : опытно-экспериментальная работа, готовность будущих педагогов, дистанционная поддержка школьников .

Внедрение цифровых технологий в образовании предоставляет большое количество возможностей для осуществления дистанционного взаимодействия с учениками. Одним из примеров является дистанционная поддержка школьников. Такая поддержка представляет собой интеграцию дистанционных образовательных технологий и технологии психолого-педагогической поддержки. Дистанционная поддержка направлена на предупреждение и ликвидацию затруднений школьников в процессе обучения с учетом их индивидуальных особенностей. Дистанционный формат предполагает удаленное взаимодействие с учениками при помощи ИКТ. Осуществление дистанционной поддержки школьников требует особой подготовки будущих педагогов уже на базе вузовского обучения. Будущий педагог должен обладать компетенциями в ИКТ, в особенностях развития школьников, в вопросах психолого-педагогической поддержки школьников, в учебном предмете.

В своем исследовании мы обратились к проблеме вузовской подготовки будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА. В рамках поиска решения проблемы нами были разработаны модель и технология формирования готовности будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников. Технология предполагала интеграцию традиционных методов обучения и цифровых средств обучения. Основой данного исследования является опытно-экспериментальная работа с будущими педагогами.

На основании взглядов ученых (Н. М. Борытко, В. И. Зазвягинского, Г. И. Ибрагимова, В. В. Краевского, А. М. Новикова и др.), опытно-экспериментальная работа в нашем исследовании понимается как метод исследования, предполагающий внедрение преднамеренных изменений в процесс подготовки будущих педагогов, направленных на формирование готовности будущих педагогов к осуществлению дистанционной поддержки школьников и последующей ее диагностикой. Такая опытно-экспериментальная работа представлена как педагогическим экспериментом, так и педагогической опытной работой. При этом согласно выводам Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской [1, с.167], под экспериментом нами предполагается научно-поставленный педагогический опыт в точно учитываемых условиях, в ходе которого устанавливается зависимость между процессом подготовки студентов к дистанционной поддержке школьников и его результатом, т. е. готовностью будущих педагогов к оказанию такой поддержки. И эксперимент, и педагогическая опытная работа в нашем исследовании выступает как средство проверки гипотезы, но при этом, «различие между ними заключаются в степени произвольности действий исследователя» [3, с.133]. Так опытная работа со студентами предполагала нестрогую исследовательскую процедуру, в которую мы вносили изменения, исходя из своих собственных соображений целесообразности. В целом опытно-экспериментальная работа была направлена на проверку и обоснование научной гипотезы, а именно предположения о том, организация подготовки будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников на основе разработанных нами в исследовании модели и технологии способствует формированию у студентов компетенций, необходимых для оказания названой поддержки школьникам в процессе обучения и подготовки к ГИА.

Приведем основные черты нашей опытно-экспериментальной работы:

— проверка и обоснование научной гипотезы;

— активное влияние на процесс подготовки будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников;

— комплексный характер, т. е. предполагалось включение различных методов эмпирического и теоретического исследования;

— воспроизведение разработанной технологии подготовки будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников.

Опытно-экспериментальная работа в рамках нашего исследования включала несколько этапов: подготовительный этап, проведение педагогического эксперимента, подведение итогов эксперимента, опытная работа, подведение итогов опытно-экспериментальной работы.

Подготовительный этап . Подготовка к проведению эксперимента и опытной работы предусматривала составление программы эксперимента и опытной работы.

  1. Выбор учебных групп в ФГАОУ ВО «БФУ им. И.Канта» для экспериментальной, опытной работы. Основными критериями для выбора групп были: педагогическое направление обучения студентов, направленность подготовки студентов, необходимость подготовки учеников к выпускным государственным экзаменам в дальнейшей педагогической деятельности, наличие базовых знаний в области психологии и педагогики, а также техническая возможность проведения того количества занятий, которое предусматривается разработанной нами технологией. В связи с этими критериями нами были выбраны для экспериментальной работы студенты второго и третьего курсов направления подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки «Математика и информатика») (36 человек); а для опытной работы студенты второго курса по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки «Технология. Дополнительное образование»), студенты второго и третьего курсов по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Начальное образование»), студенты третьего и четвертого курсов по направлению подготовки 01.03.01 «Математика», студенты по программе магистратуры по направлению подготовки 01.04.01 «Математика» (профиль подготовки «Преподавание математики и информатики») (всего 106 человек).
  2. Подбор, разработка диагностических и исследовательских методик, в соответствии с представленными в диссертации моделью и технологией формирования готовности будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников, в том числе подбор методик для опытной работы со студентами с учетом курса, направления подготовки студентов, длительности опытной работы (т. е. в зависимости от количества проводимых занятий) и т. д.
  3. Определение критериев, по которым можно было бы судить об изменениях в развитии готовности студентов к осуществлению дистанционной поддержки школьникам под влиянием соответствующих педагогических воздействий, которые были осуществлены в процессе обучения студентов.
  4. Подготовка сайта к эксперименту и опытной работе, т. е. внесение необходимых дополнений и изменений, соответствующих учебной группе, а также методических рекомендаций и учебного пособия, осуществляющих информационно-методическую поддержку обучения студентов в рамках подготовки к дистанционной поддержке школьников, в том числе в соответствии с учебной группой.
  5. Определение основного плана экспериментальной и опытной работы, включающего уточнение, фиксацию:

— расписания занятий учебных групп, участвующих в эксперименте, опытной работе;

— формы проведения занятий (очная или дистанционная форма занятий), возможность дополнительных онлайн-консультаций (заметим, что большая часть занятий проводилась в онлайн-формате);

— цифровой платформы для осуществления коммуникации в рамках занятий, чат-консультаций, онлайн-консультаций и т. д. (для этого нами была выбрана платформа Microsoft Teams);

— цели и задач каждого занятия в рамках эксперимента, опытной работы в соответствии с моделью и технологией, учебной группой;

— планов учебных занятий;

— цифровых и технических средств обучения, учебных заданий для студентов (например, учебных кейсов в соответствии с темой учебного занятия), сроки выполнения домашних работ, индивидуальных заданий и учебных проектов;

— методики обработки результатов диагностики в рамках занятий;

  1. Перед началом эксперимента и опытной работы проводилось инструктирование всех участников (студентов, преподавателей) об условиях проведения опытно-экспериментальной работы в рамках каждой учебной группы.

Проведение педагогического эксперимента. В рамках экспериментальной работы мы выделили три основных этапа: диагностический, формирующий, контрольный.

На диагностическом этапе эксперимента мы постарались определить начальный уровень готовности студентов к дистанционной поддержке школьников (например, наличие знаний о дистанционной поддержке школьников, о ГИА, о присутствии опыта у студентов в оказании дистанционной помощи ученикам и т. д.). В ходе опроса выяснилось, что у 73,3 % студентов экспериментальной группы (студенты 2 и 3 курсов) отсутствовал опыт оказания дистанционной помощи ученикам. При этом, не было четких представлений о затруднениях школьников у 86,7 % опрошенных студентов, а о сущности дистанционной поддержки школьников не было четких знаний у 80 % студентов.

На формирующем этапе нами проводилась целенаправленная работа по подготовке будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников. Целью этого этапа являлась проверка применимости и результативности разработанных модели и технологии, с помощью традиционных и цифровых средств обучения. Нами проводились занятия, онлайн-консультации на платформе Microsoft Teams, проверялись выполненные студентами задания (например, диагностика затруднений школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА, разработка плана занятий с целью ликвидации затруднений школьников в процессе обучения, разработка ЭОР с функцией помощи ученику на различных цифровых платформах (веб-квесты, интерактивные упражнения, цифровые игры, интерактивные видеолекции и т. д.), фиксировались данные опросов, анкет. Проводилось целенаправленное наблюдение в рамках подготовки студентов, данные, полученные в ходе наблюдения, фиксировались в карте оценки развития компетенций студентов в дистанционной поддержке школьников. Нами определялись типичные и индивидуальные затруднения студентов в процессе подготовки (например, связанные с отсутствием опыта работы с цифровыми ресурсами, большой нагрузкой, техническими проблемами с компьютером), оценка текущих затрат времени на выполнение заданий, оценка возможностей технических средств обучения, цифровых платформ.

Контрольный этап экспериментальной работы был подчинен основной цели — проверке динамики развития готовности студентов к дистанционной поддержке школьников после проведения с ними целенаправленной подготовки. В рамках этого этапа было предложено студентам выполнить индивидуальное задание комплексного характера (разработка интерактивного рабочего листа на основе диагностики затруднений школьника в процессе обучения и подготовки к ГИА), выполнение которого позволило в дальнейшем судить о текущем развитии компетенций студентов в дистанционной поддержке школьников.

Подведение итогов эксперимента . В рамках данного этапа предполагалось подведение итогов экспериментальной работы, а именно анализ, систематизация полученных данных. Итак, в ходе эксперимента при сопоставлении результатов диагностики, мы отметили положительную динамику текущих результатов развития готовности студентов к дистанционной поддержке школьников. Так, количество студентов 3 курса, находящихся на низком уровне развития готовности к указанной поддержке, уменьшилось с 41 % до 12 %, а на высоком уровне количество студентов наоборот увеличилось с 6 % до 59 %, среди студентов 2 курса, количество студентов, находящихся на низком уровне, уменьшилось с 95 % до 37 %, а на среднем уровне — увеличилось с 5 % до 63 %. Нами было отмечено, что в процессе подготовки студентов к дистанционной поддержке школьников с большим интересом к выполнению заданий отнеслись студенты 3 курса, чем 2 курса. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) с целью поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА, разработанные студентами 3 курса, были более интересными, красочными и отвечали затруднениям школьников. Более того некоторые студенты разрабатывали ЭОР, используя компьютерные программы, которые не рассматривались ранее на наших занятиях. В том числе мы провели опрос студентов, содержащий вопрос о наиболее понравившихся заданиях, которые они выполняли в рамках изучения курса. В результате выяснилось, что такими оказались задания, связанные разработкой отдельных интерактивных упражнений с функцией помощи ученикам в процессе обучения и подготовки к ГИА (выбрали 73 % студентов), с разработкой интерактивных видеолекций (53 % опрошенных студентов), с разработкой интерактивных рабочих листов (53 % опрошенных студентов).

Опытная работа . В целом, как в рамках опытной работы, так и в рамках эксперимента, проводились занятия, содержание которых включало информацию о дистанционной поддержке школьников, о способах оказания такой помощи, об онлайн-консультациях, о разработке ЭОР с функцией помощи ученику. Студенты отвечали на вопросы, выполняли учебные задания, но опытная работа носила нестрогую исследовательскую процедуру, учебные задания нами изменялись и конкретизировались в соответствии с направлением подготовки студентов (например, будущие учителя технологии разрабатывали ЭОР для помощи ученикам в запоминании правил шитья или порядка работы на кухне, в запоминании правил дорожного движения и т. д.; будущие учителя математики разрабатывали ЭОР для учеников старших классов, с целью устранения затруднений при решении задач при подготовке к ГИА (к примеру, в решении задач ЕГЭ по математике профильного уровня экономического содержания); будущие учителя младших классов разрабатывали ЭОР для устранения и предупреждения затруднений младших школьников при обучении математике или русскому языку (таким примером служат задания, подразумевающие включение в интерактивный рабочий лист таких элементов, которые повышали бы мотивацию ученика к учебной деятельности (цифровую игру, комментарии мотивирующего характера, веселые физкульт-разминки) и т. д.); изменялось и количество заданий для выполнения студентами (такие изменения были обусловлены разным количеством занятий, отведенным для изучения вопросов дистанционной поддержки школьников или техническими возможностями студентов).

Основным методом исследования, используемым в опытной работе, был метод педагогического наблюдения. По мнению Г. И. Ибрагимова, «наблюдение — наиболее информативный метод исследования, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя» [2, c.144]. Такой метод позволил нам судить о динамике развития готовности будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников.

Схема наблюдения за деятельностью студентов в процессе подготовки к дистанционной поддержке школьников содержала основные характеристики: положительное отношение к учебной деятельности в рамках занятий; активная работа на занятиях, включающая качественное выполнение заданий; положительно отношение к дистанционной поддержке школьников; заинтересованность к оказанию такой помощи ученикам; интерес к изучению материала по вопросам дистанционной поддержки школьников; способность в организации дистанционного взаимодействия с учениками, студентами; заинтересованность в создании ЭОР с функцией помощи ученику в процессе обучения и подготовки к ГИА.

Педагогическое наблюдение позволило нам отметить заинтересованность у большинства студентов в разработке ЭОР с функцией помощи ученику в процессе обучения, а также положительное отношение к осуществлению дистанционной поддержки школьников. Также необходимо сказать, что разработки ЭОР студентов будущих учителей младших классов были достаточно красочными, содержали много картинок и игровых элементов. Работы ЭОР будущих педагогов математического направления отличались содержательной стороной, а именно представлением и разбором сложных математических задач с экономическим содержанием, включением дополнительной информации по банковским вопросам, комментариями к самостоятельному выполнению, однако иногда в разборах задач использовались способы решения, изученные ими уже в вузе, а значит, не всем школьникам будет легко понять такое решение.

Стоит отметить, что были у некоторых студентов, на наш взгляд, грубые ошибки при разработке ЭОР с функцией помощи ученику, например:

— ЭОР не соответствовал затруднениям школьников, возрастным особенностям ученика;

— использовалась информация из Интернета, при этом она не проверялась на наличие ошибок;

— в содержании ЭОР не было опоры на основной учебно-методический комплекс, который предполагается соответствующей учебной программой;

— не учитывалась специфика дистанционной формы предоставления информации.

Подведение итогов опытно-экспериментальной работы . Итак, в процессе опытно-экспериментальной работы мы выяснили то, что динамика развития готовности будущих педагогов оказалась положительной. Многие студенты проявляли заинтересованность в изучении материала, связанного с вопросами дистанционной поддержки школьников, с разработкой ЭОР с функцией помощи ученику в цифровой образовательной среде. В ходе опытно-экспериментальной работы мы не ожидали увидеть у всех студентов высокого уровня развития готовности к оказанию дистанционной поддержки школьникам, это обусловлено тем, что студентами еще не изучены все учебные дисциплины необходимые в профессиональной подготовке педагога, в том числе и при осуществлении дистанционной поддержки школьников. Так, например, студентами 2 курса не изучены методика преподавания учебного предмета, у них не было еще педагогической практики, студенты 4 курса были более подготовлены в вопросах математики, однако они не имели достаточного опыта в работе с учениками, в объяснении учебного материала и т. д.

Также нами отмечались у студентов объективные трудности технического порядка, т. е. невозможность выполнения заданий студентами из-за технических проблем с компьютером, неполадками в сети Интернет (например, плохое качество связи). В связи с этим, мы отметили, что в этом случае при реализации технологии необходимо предусмотреть возможность проведения очных консультаций, предоставление студентам видеозаписей лекций и презентаций занятий, распечатанных учебных материалов и т. д.

Итак, исследование проблемы подготовки будущих педагогов показало, что проведение опытно-эксперементальной работы обеспечило достаточную результативность проверки технологии формирования готовности будущих педагогов к дистанционной поддержке школьников благодаря взаимным дополнениям полученных данных как в процессе педагогического эксперемента, так и педагогической опытной работы.

Литература:

1. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. — 283 с.

2. Ибрагимов, Г. И. Методология и методы педагогического исследования: учебник / Г. И. Ибрагимов. — Москва: КНОРУС, 2022. — 280 с.

3. Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва: СИНТЕГ. — 668 с.

Ключевые слова

опытно-экспериментальная работа, готовность будущих педагогов, дистанционная поддержка школьников
Задать вопрос