Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Букарева, О. В. Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции / О. В. Букарева, В. С. Петрова, Т. В. Шурупова, О. А. Токарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8233/ (дата обращения: 03.05.2024).



Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.

Ключевые слова: стабиломер, базальные ганглии, доска Бильгоу, мозжечковая стимуляция.

Условия нашей жизни диктуют использование современных методов коррекции и профилактики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ строится на основе объединения классических методик и новых разработок с использованием компьютерного оборудования. Данный метод способствует развитию когнитивных способностей, эмоционально-волевой сферы, развивает физическую активность детей.

Чаще всего родители и педагоги замечают, что ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, не усваивает материал, не может сосредоточиться и часто отвлекается, не выполняет инструкции. Причина таких особенностей — в нарушении работы ствола мозга и мозжечка.

Мозжечок ответственен не только за моторные функции. Он имеет связи практически со всеми другими отделами мозга, и одна из его задач — диспетчеризация сигналов, поступающих из одних структур, фильтрация и направление этих сигналов верному адресату. Это своеобразный процессинг данных, и в норме он выполняется с очень большими скоростями; мозжечок — самый быстрый отдел мозга.

C:\Users\лариса\Desktop\статьи\image-47.jpg

Рис. 1

Мозжечок расположен в задней черепной ямке, под затылочными долями полушарий большого мозга.

Мозжечок состоит из червя, vermis, и парных полушарий, hemispheria.

Мозжечок выполняет следующие важные функции:

  1. регуляция позы и мышечного тонуса;
  2. сенсомоторную координацию позы и целенаправленных движений;
  3. координация быстрых целенаправленных действий

Метод мозжечковой стимуляции развивает участки головного мозга, отвечающие за координацию движений и формирование ВПФ (высших психических функций).

Мозжечковая стимуляция в своей работе опирается на три основных аспекта: дидактический, психологический и технический (инструментальный). Данные факторы в совокупности действуют на работу мозжечка, формируют новые нейронные связи, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне обучения ребенка. Занятия дают возможность повысить пластичность в функциональности базовой структуры.

Комплекс упражнений для мозжечковой стимуляции включает в себя:

— тренажер с биологической обратной связью «Стабиломер»;

— балансировочная доска Бильгоу.

Стабилометрия — один из базовых методов клинического фундаментального научного направления известного как постурология. (Д. В. Скворцов). Собственно термин «posture» в переводе с французского или английского — обозначает «поза, положение тела». Более точно термин «posture» имеет такое значение, как физическое расположение, размещение тела, приведение в порядок его частей и сегментов.

Возможности метода стабилометрии расширяются от контрольно-диагностического до непосредственно коррекционных воздействий.

Стабиломер — высокотехнологочное многофункциональное электронное устройство, предназначенное для развития баланса тела (равновесия), координации, ловкости, быстроты реакции, способности точно позиционировать центр тяжести. Для развития данных качеств используются компьютерные игры с возможностью индивидуально настраиваемой нагрузки с биологической обратной связью.

Стабилотренажер является бытовой версией профессиональных стабилометрических систем. Представляет собой напольную платформу, подключаемую к персональному компьютеру. Стабилотренажер основан на технологии биообратной связи (БОС) по опорной реакции — это значит, что платформа отмечает, где находится центр тяжести ребенка, который на ней стоит. Когда ребенок качается с пятки на носок или переносит вес тела с одной ноги на другую, то центр тяжести смещается, и платформа это регистрирует. Такая технология позволяет проводить интерактивные упражнения с метрономом и мозжечковую стимуляцию (балансотерапию).

Стоя на стабилотренажере, ребенок меняет позу, чтобы управлять курсором или героем на экране. Стабилотренажер регистрирует изменения позы и отображает изменения на экране: ребенок видит, куда движется его персонаж. Это помогает ему корректировать свои действия.

Хочу такой сайт C:\Users\лариса\Desktop\статьи\phpOqcz1r_Ispolzovanie-stabilotrenazhora-A-150-v-korrekcionnoj-rabote-pedagoga-psihologa_html_1e25f8dc78bc9c4f.jpg C:\Users\лариса\Desktop\статьи\стимулятор овцы.jpg

Рис. 2

Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения. Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу. Для удержания равновесия на балансире требуется определенная сноровка. Поэтому сначала учим держать баланс на стабилотренажере, а затем используем доску Бильгоу, можно выполнять различные упражнения с дополнительным инвентарем, балансируя на доске в положении стоя. Сначала учим ребенка удерживать равновесие в течение 2–3 минут. Затем упражнения усложняем. Для усложнения добавляем ряд элементов гимнастических, после этого используем дополнительные аксессуары: мешочки с песком, мячики.

Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность, которых и обусловливает различные трудности у детей.

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий (участвуют в процессах интегрирования чувств, мыслей и движений, а также в регулировании моторной функции) происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

Рис. 3

С помощью использование доски Бильгоу, а также «Стабилотренажера» мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

Литература:

  1. Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. — СПб.: Каро, 2014.
  2. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2011.
  3. Методы обследования речи детей/ под ред. Г. В. Чиркиной. — М.: Аркти, 2013.
  4. Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/.
  5. Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tomatis-spb.ru 6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения [Текст]. — М.: ТЦ «Сфера», 2020.

Ключевые слова

мозжечковая стимуляция, стабиломер, базальные ганглии, доска Бильгоу
Задать вопрос