Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 29.03.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Жакупова, Г. Ш. Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса / Г. Ш. Жакупова, К. М. Кертаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8229/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих успешному изучению учебных предметов. Представлена часть исследования, отражающая мнение учителей начальных классов об актуальности применения на уроках заданий на креативное мышление.

Ключевые слова: функциональная грамотность, креативное мышление, креативность, творческое мышление,дивергентное мышление, система заданий.

The article is about one of the pedagogical conditions influencing the development of creative thinking of primary school students — the content of learning tasks. The implementation of this objective is conducted through the development of meta-disciplinary and personal skills of students, promoting the successful learning of academic subjects. The article presents the part of the study reflecting the opinion of primary school teachers on the relevance of creative thinking tasks.

Keywords: functional literacy, creative thinking, creativity, creative thinking, divergent thinking, task system.

В настоящее время система образования Казахстана претерпевает существенные изменения. Необходимость людей соответствовать динамичным запросам современного общества выдвигает необходимость обладать универсальными навыками, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать поставленные задачи, уметь быстро анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. В соответствии с Государственным общеобязательном стандартом начального образования Республики Казахстан, целью начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами навыков широкого спектра. Среди перечисленных навыков выделено функциональное и творческое применение знаний. Также в документе указано, что содержание начального образования определяется с учетом некоторых аспектов, одним из которых является необходимость развития творческого мышления [1]. Творческое мышление, или креативное мышление — это компетентность, которая позволяет производить идеи, решения, продукты, одновременно оригинальные, новые и релевантные для контекста, в котором они производятся [2].

На необходимость развития креативного мышления в обучении указывают известные психологи и педагоги: Р. М. Грановская [3], Д. Б. Богоявленская [4], Дж. Гилфорд [5], Туник Е. Е. [6], В. В. Давыдов [7], М. В. Кларин [8], А. Осборн [9], Я. А. Пономарев [10], [11], Р. Л. Солсо [12], Е. Н. Князева [13] и др.

В современном Казахстане данную проблему исследуют ученые: А. С. Жупарова и А. К. Кожахметова [14], Ж. С. Темербулатова и А. А. Нусюпаева [15], изучавшие методологические основы в области креативных индустрий; Мынбаева А. К. и Галимова Н. Р., исследовавшие развитие креативности студентов в образовательной среде вуза [16].

Несмотря на то, что имеется большой и содержательный материал по изучению креативного мышления, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и эффективной концепции развития креативного мышления до сих пор не существует [15]. Проблема креативного мышления малоизучена [16]. По мнению Р. Л. Солсо, за многие годы изучения мышления не возникло ни одной крупной теории, которая смогла бы объединить разрозненные и иногда конфликтующие исследования творчества [12].

Исследователь Джой Пол Гилфорд установил, что креативность — процесс дивергентного мышления. Он описал дивергенцию как «мышление, идущее в разных направлениях» [5]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения во всех возможных направлениях. По Гилфорду, дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления и характеризуется следующими основными особенностями:

— беглость — способность быстро формулировать несколько идей и решений;

— гибкость — способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы;

— оригинальность — способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим;

— проработка — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сформулировать гипотезу, согласно которой учебно-воспитательный процесс в начальной школе станет эффективным, а уровень функциональной грамотности учащихся повысится, если систематически развивать креативное мышление школьников через содержание учебных упражнений и задач.

Ученик, умеющий мыслить креативно, должен быть любознательным, настойчивым в достижении цели, иметь богатое воображение, уметь сотрудничать с другими людьми, быть организованным. Согласно Harvard Business Review, более высокий коэффициент любопытства может указывать на большую гибкость и помочь построить большую способность справляться со сложностью [17].

Существует тонкая грань между умениями думать нестандартно и мыслить креативно. Нестандартность чаще всего предполагает просто какое-то отличие, вариацию существующего метода и способа работы. Креативность же должна содержать абсолютно новый и, главное, эффективный подход к решению задачи [18].

Включение младших школьников в учебно-творческую деятельность на уроках должно осуществляться через решение задач: «развивать творческие способности, развивать способность решать практические проблемы, развивать личностные качества» [19]. Одним из важных педагогических условий для реализации данных задач являются учебные ресурсы, используемые в процессе обучения.

В процессе работы над проблемой исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования : методы теоретического анализа; методы опроса; методы статистической обработки данных.

С целью определения содержания упражнений в учебниках, направленных на формирование креативного мышления учащихся начальных классов, нами было проведено исследование на предмет понимания учителями актуальности исследуемой темы в условиях современной школы, а также выявление затруднений, с которыми сталкиваются учителя в процессе формирования данного универсального навыка.

Диагностика проводилась среди учителей начальных классов в период с 21 по 30 ноября 2022 года посредством онлайн-опроса в формате GoogleForms. В опросе приняло участие около 40 учителей начальных классов из различных регионов Казахстана — городов Астана, Тараз, Семей, Атырау, Талдыкорган, а также Атырауской, Северо-Казахстанской и Абайской областей.

В ходе анкетирования было установлено, что учителя понимают важность развития креативного мышления ребенка в период начальной школы и применяют задания творческого характера. В выборе учителями предметов, которые по содержанию учебной программы позволяют развивать креативное мышление учащихся, лидирующими являются предметы «Литературное чтение» (75 %) и «Изобразительное искусство» (72, 2 %). Также, по мнению респондентов, хорошим потенциалом для формирования креативного мышления обладают предметы «Трудовое обучение» (66,7 %), «Математика» (63,9 %) и «Естествознание» (63,9). Предполагаем, что полученные результаты связаны с тем, что учебники по данным предметам содержат большее количество заданий для формирования креативного мышления.

Рис. 1

Сто процентов респондентов отмечают, что детям нравятся творческие задания и с удовольствием их выполняют. Однако, в учебниках содержится недостаточное количество заданий для развития креативного мышления.

Рис. 2

На вопрос «Какими ресурсами Вы пользуетесь при необходимости создать задание на развитие креативного мышления?» учителя отвечают: «Идеи беру в интернет-ресурсах, но всегда адаптирую, ориентируясь на потребности класса, тему урока, сквозную тему», «Я подписана на «Креативное обучение», там очень много разработок. Мне очень помогает в работе», «Интернет, сборники печатного издания», «Методическая литература, гайды РYP IB, материалы семинаров, материалы совместного планирования» и т. п. Ответы респондентов указывают на наличие риска бессистемного формирования креативного мышления младших школьников. Считаем необходимым, на следующем этапе исследования проанализировать содержание базовых учебников начальной школы на предмет количества и содержания творческих учебных заданий.

Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что одним из педагогических условий формирования креативного мышления младших школьников является наличие системы творческих заданий по всем предметам начальной школы.

В результате, на первом этапе проведения нашего исследования мы можем сделать следующие выводы :

  1. Определяя формирование креативного мышления младших школьников, мы будем говорить о специально организованной, познавательно-творческой деятельности учащихся, характеризующейся направленностью, активностью, объективностью, мотивацией и сознательностью. Результатом этой деятельности является личностное развитие учащегося, обладающего креативностью как способности находить новое и эффективное решение практической задачи.
  2. Младший школьный возраст — благоприятный период для вовлечения учащихся в учебную и творческую деятельность. На сегодняшний день критерии и уровни сформированности креативного мышления младших школьников недостаточно разработаны, что, соответственно, усложняет процедуру диагностики креативности младших школьников. Эта проблема остается актуальной и слабо разработанной. Мы считаем, что ей следует уделить больше внимания на следующем этапе проведения нашего исследования.
  3. Наличие качественных образовательных ресурсов, содержащих систему упражнений для развития креативного мышления, поможет педагогам проводить учебно-воспитательный процесс более результативно.

Литература:

  1. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29031. [Электронный ресурс]. — https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031
  2. Пащенко Т. В., Авдеенко Н. А., Гасинец М. В. Может ли школа научить мыслить. Практики развития креативного и критического мышления. Научный дайджест № 3 национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». — Москва, 2021.
  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2010.
  4. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. — М.: МИОО, 2005
  5. Гилфорд Д. П. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965
  6. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. — СПб.: Иматон, 1998
  7. Давыдов В. В. Учителю о психологии. // Библиотека «Одаренные дети». — М.: Молодая гвардия, 1997
  8. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. — М.: Луч, 2018
  9. Осборн А. Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы. Нью-Йорк, 1953.
  10. Пономарев Я. А., Ушаков Д. В., Александров Ю. И. Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева. — М.: Институт психологии РАН, 2006
  11. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества. — М.: Институт психологии РАН, 2006
  12. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
  13. Князева Е. Н. Природа креативности в зеркале креативности природы.
  14. Жупарова А. С., Кожахметова А. К. Креативные индустрии в развивающихся странах: опыт Казахстана // Бизнес жəне басқару: мəселелер мен шешімдер. — № 4 (100). — 2021.
  15. Темербулатова Ж. С., Жупарова А. С., Нусюпаева А. А. Статистика в области креативных индустрий: обзор методологических основ // Экономика: стратегия и практика. — № 4 (15). — 2020. — С.153–160.
  16. Mynbayeva A. K., Galimova N. R. Развитие креативности студентов в образовательной среде вуза. Жоғары оқу орындарының білім беру ортасында студенттердің креативтілігін дамыту // Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 46, n. 3, may 2016.
  17. Tomas Chamorro-Premuzic. Curiosity Is as Important as Intelligence. https://hbr.org/2014/08/curiosity-is-as-important-as-intelligence (25/11/19)
  18. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2011.
  19. Типовая учебная программа по предмету «Математика» для 1–4 классов уровня начального образования// О внесении изменений и дополнения в приказ Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций». Приказ Министра образования и науки РК от 10 мая 2018 года № 199. [Электронный ресурс]. — https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016989
Задать вопрос