Компетентностный подход в образовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.02.2023

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Козлова, С. Л. Компетентностный подход в образовании / С. Л. Козлова, П. М. Морозов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8118/ (дата обращения: 05.05.2024).



Профессиональная компетентностьна сегодняшний день выступает в качестве неотъемлемого элемента компетентностного подхода к образованию. Она основывается на таком понятии, как «деятельность» и приводит к созданию у обучающихся определенного перечня компетенций.

Ключевые слова: образование, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход.

Внедрение инновационных преобразований в экономику России заставило работодателей разработать ряд требований к повышению уровня образования работников, их профессиональной компетенции, наличию знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности. Современное производство непрерывно развивается, происходит реализация высокотехнологических проектов международного уровня.

Российская Федерация стала участником реализации болонских соглашений, которые касаются сферы профессионального образования. Важными требованиями выступают аспекты, которые связаны с реализацией совершенно новых методов и форм в области организации образовательного процесса. Обучающиеся должны быть включены в разные виды деятельности, для приобретения необходимых знаний, умений и навыков, а преподавателям нужно обеспечить соблюдение условий для выполнения данных требований.

Огромную ценность для специалистов представляет способность грамотно осуществлять профессиональную деятельность, которая предполагает использование знаний, умений и практического навыка. Молодые специалисты должны получать по-настоящему востребованные специальности, обучаться способам адаптации в социальной и профессиональной среде. Им нужно раскрыть личные качества в краткие сроки, чтобы опираться на имеющиеся ресурсы в будущем. Именно эти задачи стоят перед преподавателями в учреждениях среднего профессионального образования.

Компетентностный подход в образовании, благодаря которому можно добиться реализации требований к профессиональному образованию, которые выдвигаются экономикой и социумом.

Компетентностный подход не является прогрессивным. Это консервативная практика, которая начала применяться еще в системе отечественного образования, и происходило это достаточно долго, в течение десятилетий. Идеи ее состоят в получении профессионального образования посредством ориентации учреждений образования на освоение новых знаний, причем не только в теории, но и на практике.

Несмотря на то, что понятие «компетентностный подход» используется достаточно широко, оно не обеспечивает общепринятого определения данного термина. Также неизвестны его принципы. Однако его повсеместное применение в сфере профессионального образования обусловлено, вероятнее всего, стремлением к подчеркиванию инновационных технологий и наиболее результативных способов организации обучающего процесса. Все это в комплексе будет способствовать достижению современного качества образования, а также реализации целей обучения на профессиональном уровне.

В качестве ведущего направления в процессе реализации модели выступает переход среднего образования, заключающегося в передаче имеющихся знаний, к обучению самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы. Что будет имитировать реальную профессиональную деятельность, а также заставлять находить выходы из различных ситуаций. Можно даже вести речь о том, что реализация этого подхода поспособствует смене классического транслирования знаний на новый подход. В итоге у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

– конструирование структуры образования профессионального характера;

– мониторинг текущего и последующего состояния образовательной системы;

– постановка правильных задач, а также определение сроков, в которые произойдет их достижение;

– разработка тактических и стратегических решений для их достижения.

В процессе обучения при компетентностно-ориентированном подходе, обучающие программы будут базироваться на освоении базовых компетенций и получении профессиональных знаний в теории и навыков на практике.

Все это будет происходить в рамках выбранной специальности. И обучающиеся получат хорошую мотивацию к тому, чтобы дополнительно обучаться самостоятельно и совершенствовать самих себя. В дальнейшем такие выпускники станут успешны в своей профессии.

Профессиональная компетентность — это системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, личностных характеристик и опыта. Профессиональная компетентность может быть рассмотрена в качестве профессионально-личностной или социально-значимой качественной характеристики специалиста. Как показали современные исследования, компетентностный подход представляет собой объективное явление, имеющее деятельностную природу, интегрирующее знаниевый и навыковый компонент образовательного процесса с профессиональной составляющей.

Если говорить о педагогическом аспекте, под профессиональной компетентностью принято понимать индивидуальную характеристику специалиста, а также степень, в которой он соответствует требованиям, предъявляемым в рамках профессии. Формирование этого аспекта сводится не только к сохранению уровня образования, но также к стремлению получить новые знания и способности, чтобы достичь профессионального роста.

Такая компетентность представляет собой качество, нацеленное на развитие всех способностей — интеллектуальных и профессиональных. Чтобы она всегда находилась на достаточно высоком уровне, человек должен иметь правильную установку, нацеленную на регулярное повышение квалификационного уровня. Это касается не только обучающихся учреждений среднего профессионального образования, но и молодых специалистов, которые уже вышли на рабочие места.

В процессе оценки базовых подходов к определению структуры профессиональной компетентности можно выявить несколько идентичных черт. Их перечень выглядит следующим образом.

  1. Профессиональная компетентность — это комплекс значимых качеств, которыми обладает личность для продуктивной работы в рамках определенного квалификационного уровня.
  2. Профессиональная компетентность, которую имеет специалист среднего звена — это готовность действовать вне зависимости от сложившихся обстоятельств и решать текущие проблемы.

С помощью компетентностного подхода можно добиться повышения качества обучения и уровня престижа выпускника.

Ключевым фактором в процессе подготовки специалиста к работе является формирование стратегии образовательного процесса, с помощью которой можно было бы обеспечить создание всех важных качеств будущего работника.

Молодой специалист, который получил определенный квалификационный уровень, может стать достаточно компетентным только в том случае, если его становление как профессионала содержит не только получение знаний и навыков, но также создание определенных моральных качеств. Именно такой комплексный подход позволит решить личностную проблему, связанную с переходом к активной роли.

Литература:

  1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. доктора пед.наук, проф. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2009.
  2. 3имин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. Иркутск: ИПКРО, 20 03.
  3. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. — Самара, 2001.
Задать вопрос