Создание условий развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Создание условий развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Сославина, Т. Ю. Мартынова, Н. П. Крылова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7827/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста. В статье обосновывается целесообразность и возможность развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в пластилинографии. Приведены результаты констатирующего этапа эксперимента по данной проблеме. На основании данных констатирующего этапа эксперимента, выделены особенности развития цветовосприятия у детей 5–6 лет.

Ключевые слова: восприятие цвета, пластилинография, особенности цветовосприятия, дети дошкольного возраста, уровень развития.

Развитие цветового восприятия является одной из актуальных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. С. А. Минюрова [3] отмечает, что дошкольник, осваивая цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем его многообразии.

В исследованиях Б. А. Базыма [1] доказано, что восприятие цвета связано с развитием чувства цвета. Ученый отмечал, что умение подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету также относится к чувству цвета.

Проблему развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности исследовали Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.

Пластилинография, как отмечает Г. Н. Давыдова [2] является разновидностью нетрадиционных форм художественного творчества. В пластилиновых рисунках, которые сочетают аппликацию и лепку, дошкольники могут выразить себя, передать настроение доступными средствами.

В пластилинографии дети используют цвет при создании образа, выражают свое отношение к нему. В пластилинографии, по мнению Т. Н. Яковлевой [4], дошкольники учатся располагать основные элементы композиции по законам ритма, симметрии, цветового восприятия.

Несмотря на достаточно полную изученность вопроса развития цветовосприятия в пластилинографии в теории, на практике педагоги уделяют недостаточно внимания этой проблеме. Педагоги недооценивают значимость пластилинографии для развития цветовосприятия у дошкольников.

Таким образом нами выявлено противоречие между объективной потребностью в развитии цветовосприятия у детей 5–6 лет в пластилинографии, и уровнем практической разработанности данной проблемы. Это противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования, каковы педагогические условия развития цветовосприятия у детей 5–6 лет в пластилинографии?

Цель нашего исследованиязаключается в теоретическом обосновании и экспериментальной апробировании педагогических условий развитии цветовосприятия у детей 5–6 лет в пластилинографии.

Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары Чувашской Республики. Участвовало 40 детей: 20 детей — экспериментальная группа (ЭГ), 20 — контрольная группа (КГ). Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня развития цветовосприятия у детей 5–6 лет.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие диагностические методики: «Злая колдунья и добрая фея» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), диагностическое задание «Веселый клоун» (Г. Н. Давыдова).

С целью выявления уровня развития цветовосприятия в рисовании, детям предлагалось выполнить задание на тему «Злая колдунья и добрая фея». Детям прочитали рассказы о злой колдунье и доброй фее и предложили раскрасить контурные изображения в соответствии с характером героев. Для раскрашивания детям предложили цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Уровень развития цветовосприятия в рисовании определялся на основании следующих критериев: выбирает цвет в соответствии с содержанием изображения; цветовое решение полностью подчиняется задаче выражения содержания в рисунках; относится к цвету как средству передачи содержания; знает и называет цвета и оттенки; цветом выражает свое отношение к объекту.

По результатам обследования по методике «Злая колдунья и добрая фея» дети продемонстрировали средний уровень развития цветовосприятия в рисовании. Высокий уровень развития цветовосприятия в рисовании продемонстрировали 25 % детей в ЭГ и 20 % в КГ; средний уровень — 45 % в ЭГ и 50 % в КГ; низкий уровень — по 30 % в обеих группах. Дети называли основные цвета, но затруднялись называть оттенки; относились к цвету как средству передачи содержания рисунка. Но не могли выразить свое отношение к объекту посредством цвета.

С целью выявления уровня развития цветовосприятия в лепке мы использовали диагностическое задание «Веселый клоун». Детям предлагалось нарисовать веселого клоуна с помощью пластилина на картоне. Педагог предлагал каждому ребенку картон, на котором изображен силуэт клоуна и пластилин разных цветов. Испытуемым предлагалась игровая мотивация — придумать образ клоуна для выступления в цирке, чтобы он получился веселым, используя при этом пластилин соответствующего цвета.

Уровень развития цветовосприятия в лепке у детей 5–6 лет определялся на основе следующих критериев: чередование элементов по цвету и по форме; цвет использует в соответствии с задачей изображения; использует разнообразные оттенки цветов; передает цветом характерные особенности образа.

По результатам методики «Веселый клоун» большинство детей 5–6 лет продемонстрировали средний уровень развития цветовосприятия в лепке. Так, высокий уровень развития цветовосприятия в лепке показали 20 % детей в ЭГ и 25 % в КГ; средний уровень в ЭГ составил 50 % и в КГ — 40 %; низкий уровень — 30 % в ЭГ и 35 % в КГ. Движения у воспитанников были не точные, скованные. Испытуемые затруднялись в выборе цветов в пластилинографии. Воспитанники использовали цвет в соответствии с задачей изображения, но не использовали оттенки, и не могли передать характерные особенности образа.

Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, позволяют сделать вывод о недостаточном уровне развития цветовосприятия у дошкольников. Испытуемые затруднялись подбирать цвета в соответствии с задачей изображения, располагать элементы композиции на бумаги, а также цвет в работе не всегда соотносился с конкретной ситуацией. У испытуемых при выполнении задания возникали трудности, связанные с процессом выбора цвета. Ребенок подбирал цвет в соответствии со своими предпочтениями. Дети знали и называли такие цвета как синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный оранжевый. Многие затруднялись называть оттенки, но девочки использовали розовый, голубой, бирюзовый цвета. Затруднения у детей вызвали такие оттенки, как желто — оранжевый, красно-оранжевый, темно-красный и др.). Цветовое решение не подчинялось задаче изображения. Таким образом, перед нами встала задача разработки программы формирующего этапа эксперимента для развития цветовосприятия у детей 5–6 лет в пластилинографии.

Литература:

  1. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. — СПб: Речь, 2009. — 205 с.
  2. Давыдова, Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г. Н. Давыдова. — Москва: Скрипторий, 2015. — 80 с.
  3. Минюрова, С. А. Развитие восприятия у ребенка / С. А. Минюрова. — Москва: Психологический центр, 2008. — 215 с.
  4. Яковлева, Т. Н. Пластилиновая живопись / Т. Н. Яковлева. — Москва: «ТЦ СФЕРА», 2010. –128 с.
Задать вопрос