В чем секрет успеха педагогической системы Я. А. Коменского? | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Пышнограев, С. В. В чем секрет успеха педагогической системы Я. А. Коменского? / С. В. Пышнограев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7824/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор раскрывает актуальность педагогических идей Я. А. Коменского и соответствие их современным тенденциям российского школьного образования.

Ключевые слова: Я. А. Коменский, «Великая дидактика», школьное образование, Школа Министерства просвещения России.

Сегодня российская школа переживает период изменений, которые затрагивают все её существенные стороны. Реформа отечественного образования, основанная на внедрении новых образовательных и профессиональных стандартов, преследует своей целью создание системы по «подготовке личностей», обладающих необходимыми качествами, навыками и знаниями, которые позволят им без промедления включиться в жизнь общества. В ходе этой деятельности особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить истории педагогики, проанализировать уже существующие и ранее существовавшие педагогические концепции и системы. Это позволит не повторить ошибок прошлого и минимизировать возможные в настоящем просчёты.

Одной из таких концепций является система Я. А. Коменского. На первый взгляд, секрет успеха педагога прост — классно-урочная система, разработка универсальной дидактической единицы урока. Всё это лежит в основе современного школьного образования и поэтому система Я. А. Коменского живет до сих пор — она востребована. Исходя из этого, возникает вопрос: остаётся ли актуальной педагогическая концепция Я. А. Коменского в условиях модернизации российского образования.

Цель нашей статьи — продемонстрировать актуальность основных положений концепции Я. А. Коменского для современной школы.

В двенадцатой главе «Великой дидактики» автор обозначает, какой должна быть школа:

  1. «Образование должно получать все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
  2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
  3. Как подготовка к жизни, это образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.
  4. Это образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.
  5. Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо — человек — приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их.
  6. Это образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким» [1, с. 124].

Эти положения соотносятся с целями проводимых в России образовательных реформ.

Более того, вопросы образования, обозначенные Я. Коменским в «Великой дидактике», продолжают оставаться насущными. Среди них, на наш взгляд, наиболее важные это ведущая роль школы в социализации, неразрывность процессов обучения и воспитания, доступность образования.

Функция социализации школы раскрыта в шестой главе труда. Автор отмечает «…никто не может стать человеком, если его не обучать» [1, с. 100]. Это важное замечание, поскольку ребёнок значительную часть своей жизни проводит в школе, усваивая не только предметную информацию, но и получая необходимые для жизни в обществе знания и навыки. Отсюда и второй его важный постулат — неразрывность процессов обучения и воспитания. Педагог уделяет большое внимание их взаимосвязи. В работе чётко прослеживается, что вместе они составляют «образование». Я. А. Коменский отмечает, что и образовывать и воспитывать возможно одним методом, независимо от способностей человека [1, с. 132]. Вместе с тем в «Великой дидактике» декларируется ориентированность этого метода на «среднего ученика», то есть основную массу учащихся, поскольку данный метод позволяет не выгореть одарённым ученикам и стимулировать слабоуспевающих, что является одной и важных составляющих в большинстве современных школ.

Здесь стоит пояснить, что Я. А. Коменский говорит о том, что процесс обучения в современных ему школах переполнен невостребованными предметами, малодейственными методами обучения, которые превращают школьное образование в пытку. Сегодня во многих образовательных учреждениях не ведется какого-либо мониторинга интересов обучающихся, что делает условия обучения наших школ и школ времён Я. А. Коменского схожими. В погоне за успешностью усвоения знаний учащимися они забывают о ценности воспитания. Или как пишет сам педагог «Конечно, мы страдаем той наследственной болезнью, перешедшей к нам еще от прародителей, что, оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания» [1, с. 122].

Метод Я. А. Коменского достаточно универсален, но при этом требует высокой квалификации реализующих его преподавателей, учета ими индивидуальных особенностей учащихся, а также реалий современной жизни.

Большое внимание Я. А. Коменский уделяет доступности образования. В основе его работы лежит идея равных интеллектуальных возможностей всех людей независимо от происхождения, личных качеств и тяги к образованию. Все они обучаемы, но успешность их учения зависит в равной мере от педагога и применяемых им методов.

С 1 сентября 2022 г. в ряде субъектов Российской Федерации был запущен проект «Школа Министерства просвещения России».

Основные принципы формирования и деятельности «Школы Минпросвещения России»:

— обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся;

— сохранение здоровья и обеспечение безопасности обучающихся;

— непрерывное совершенствование качества образования;

— развитие обучающихся (интеллект, талант, личность);

— социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия);

— поддержка учительства (инвестиции в педагогов, постоянное профессиональное развитие на основе адресного методического сопровождения);

— участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата (детско-взрослая общность, положительные эмоции, доверие и уважение, школьные традиции),

— конструирование современной мотивирующей образовательной среды (амбициозные задачи для каждого ученика по принципу: обучение, опыт, демонстрация) [2, с. 6].

Проводя параллель с современностью, когда постепенно вводятся профессиональные стандарты для педагогов различных специальностей, образовательные запросы ребёнка становятся основой формирования основных образовательных программ, в корне пересматриваются содержание и методы обучения и воспитания, расширяется творческая свобода учителей, стоит отметить актуальность идей Я. А. Коменского.

Таким образом, можно сделать вывод о причине успеха Я. А. Коменского. На наш взгляд, он состоит в том, что им была создана система, которая отвечает в первую очередь не интересам школы, а интересам ребенка. Он четко обозначил методы работы с разными категориями учеников, показал, что необучаемых не существует. Даже классический урок, который угнетает большинство современных школьников, у Я. А. Коменского лишь средство, которое позволяет реализовать его метод. Урок в «Великой дидактике» — это структурная единица, которая призвана упорядочить образовательный процесс, сделать его легким и приятным для восприятия. Главное: простые и наглядные пояснения, иллюстрирующие его концепцию, акцент не только на обучение, но и на воспитание. Все это предопределило успешность его методики и по сей день.

Литература:

  1. Коменский, Я. Великая дидактика / Я. Коменский. — Москва: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939. — 320 c. — Текст: непосредственный.
  2. Концепция «Школа Министерства просвещения России» (проект). — Текст: электронный // Проект Школа Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://iuo-nas.direct.quickconnect.to:60024/sharing/CRm54ssy9 (дата обращения: 24.10.2022).

Ключевые слова

школьное образование, Я. А. Коменский, «Великая дидактика», Школа Министерства просвещения России
Задать вопрос