Понятие и типология детско-родительских отношений | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Суглоб, Е. Г. Понятие и типология детско-родительских отношений / Е. Г. Суглоб. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7805/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшего школьника в зависимости от детско-родительских отношений в семье, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, ребенок как член семьи, воспитательный процесс, стили общения с растущим человеком.

Детско-родительские отношения — система или совокупность эмоциональных установок между ребенком и родителем, их восприятие. Уже давно доказано, что отношения в семьях напрямую влияют на учебную деятельность детей.

Понятие «отношение» — субъективный аспект отражения действительности, который является результатом взаимодействия человека с окружающей средой.

Семья для ребенка — основное место развития, становления личности, родители — главный маяк в этой деятельности. У каждого человека в социуме, кроме общественно-социального статуса, менталитета, имущественного положения есть и родственные связи, семейные узы. Человек вырастает в семье, приобретая все то, что будет влиять на его статус, поведение в социуме, на роль в обществе и т. д.

Для того, чтобы ребенок в семье рос счастливым, учился хорошо в школе, важно, чтобы семья была полной, а также чтобы семейная среда была благоприятной для его развития. Ребенок много времени проводит дома, рядом с родителями, видит их взаимоотношения, впитывает в себя их привычки, разговоры. Стремится быть похожим на них, любит повторять их поступки. К сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание детей. Часто приходится наблюдать, как отец или мать употребляют алкоголь, вызывая конфликт дома.

Конфликт — это спор, ссора, обида друг на друга, ненависть друг к другу и это случается ежедневно, без причины. Часто доходит до физического насилия. Во время этих ссор ребенок часто вступает в конфликт с отцом или другими родственниками, защищая мать. В ответ на это отец, который в трезвом виде совершенно не участвовал в жизни ребенка, выпив, начинает заниматься «воспитанием» ребенка: отдавать приказы, допрашивая, наказывая невиновного, оскорбляя, называя нецензурной бранью.

Обычно эти «воспитательные часы» заканчиваются уходом ребенка из дома, наполненного гневом, ненавистью, унижением, душевной травмой. А постконфликтное напряжение — негативные эмоции, тяжелые переживания являются для ребенка чрезвычайно сильными разрушительными факторами. Ребенок разочаровывается в отце или матери, испытывает унижение среди товарищей.

Дети, воспитывающиеся в такой семье, отличаются замкнутостью, не любят показывать окружающим свои эмоциональные переживания, малообщительны или, наоборот, вспыльчивы и агрессивны. Холодность в семье, взаимное непонимание, конфликты между ребенком и родителями могут перерасти в ненависть в душе растущего человека. Гнев в характере ребенка толкает его на совершение злодеяний.

Данные семьи считаются дисгармоничными семьями. В таких семьях отношения описывают в зависимости от тех ролей, которые ребенок выполняет в них. Например, А. С. Спиваковская отмечает, что дисгармоничным семьям свойственно относиться к членам семьи шаблонно, холодно, стереотипно. Роль ребенка в этих семьях зависит от многих факторов: от ожиданий взрослых, оценки родителями детей в семьях [1]. Основными ролями для данных семей являются: «любимчик», «беби», «козел отпущения», «примиритель».

Первая роль — «любимчик» свойственен тем детям, в семьях которых не хватает эмоциональной близости между родителями, и родители все свое внимание, любовь отдают детям, занимаются гиперопекой.

Роль «бэби» проявляется при крепкой близости супружеской четы друг к другу, и малыш является всего лишь связывающим звеном двух взрослых, с довольно ограниченными правами.

Роль «козел отпущения» проявляется в тех случаях, когда в семьях между взрослыми существуют разногласия, конфликт, и взрослые, не решая данные проблемы между собой, проецируют это на ребенке, выплескивая свое эмоциональное недовольство.

Последняя роль — роль «примирителя» — в данном случае ребенок выступает неким звеном между родителями, которому возлагается роль взрослых для примирения родителей, он регулирует и при необходимости «сглаживает углы» эмоционального равновесия в семье, тем самым занимая важное место в семье.

Данные роли, как было уже отмечено выше, свойственны детям в дисгармоничных семьях. И эти дети, которые не чувствуют опору своих родителей, не имеют эмоциональной стабильности, ощущают себя недолюбленными зачастую замкнуты, так как у них более серьезные вопросы, нежели учеба: они налаживают отношения своих родителей, и естественно, это напрямую влияет на успеваемость ребенка и на активность участия ребенка в школьной жизни. Но также необходимо отметить тот факт, что дети из дисгармоничных семей опережают своих сверстников, которые растут в эмоционально благоприятной семье, в развитии и в освоении знаний.

Детско-родительские отношения также влияют на формирование учебной мотивации детей. Для замотивированности младшего школьника нужна поддержка близких взрослых. Но когда взрослые в семье заняты собой, своими личными трагедиями и проблемами, на ребенка остается малая часть их внимания. У детей формируется неадекватная учебная деятельность. Данные дети будут зависеть от одобрения их действий, характеризоваться несамостоятельностью, противоречивостью мотивов и чувств и неопределенными ожиданиями во всех сферах жизни и в школьной в первую очередь, низкой познавательной активностью и интересом и недоразвитием учебной активности и заинтересованностью.

В. Н. Дружинин продолжает данный перечень следующими определениями:

— «ребенок-обуза»;

— «ребенок-раб»;

— «ребенок как оружие в борьбе с супругом»

— «ребенок — «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью);

— «ребенок-любовник» (одинокая мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах любви).

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд в 1970-х г. г. типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля:

— авторитарный;

— авторитетный, или демократический;

— снисходительный [2].

Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — в таких семьях у ребенка практически нет права выбора, за него все решения принимают взрослые, и соблюдение данных решений сопровождается жестким контролем.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым.

Также несмотря на внешнюю заботу, снисходительный стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Авторитетный стиль, характеризующийся, по данным Г. Петти с соавторами (Pettit et al., 2000), высоким уровнем контроля и принятия (проявлением родительской теплоты, внимания, использованием убеждения, обучения социальным навыкам, проявлением интереса к общению ребенка со сверстниками), наиболее эффективен для воспитания детей.

Родители могут хорошо контролировать своих детей, в случае необходимости заставляют их делать то, что нужно, и ожидают от них разумного и зрелого поведения. Придерживающиеся этого стиля взрослые, хотя и налагают определенные ограничения на поведение детей, объясняют им смысл таковых и причины. Соответственно и решения не кажутся несправедливыми, потому дети легко соглашаются с ними [3].

Авторитетные родители выслушивают возражения своих детей и готовы уступить, когда это целесообразно. Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, имеют более положительный Я-образ, увереннее в себе, социально компетентнее, полностью себя контролируют, лучше учатся в школе, более любознательные, дружелюбные, успешно общаются со сверстниками [4].

Воспитание —это не только обеспечение ребенка одеждой, едой, местом для сна, но и понимание его внутренних переживаний, помощь в преодолении трудностей путем дельного совета, завоевание доверия ребенка. Пусть ребенок спросит совета не у такого уличного друга, как он сам, который еще не видел и не знает жизни, а у родителей, у которых большой жизненный опыт. Пусть ребенок знает: в какой бы тяжелой ситуации он ни оказался, у него есть люди, готовые помочь, родители, родственники: только родительская любовь делает ребенка общительным, добрым, открытым. Только это тепло любви воспитывает в ребенке добросовестность и мягкость.

Литература:

  1. «Семейная педагогика», Азаров Ю. П., М.: изд. «Политической литературы», 1987 г.
  2. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. Варга А. Я. -М.: Просвещение, 1985. 180 с.
  3. Психология современной семьи. Ковалев С. В. М.: Просвещение, 1988. -208 с.
  4. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. Мухина В. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456с.
  5. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). Минияров В. М. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  6. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). Шмелев А. Г. — М.: Знание, 1986. — 96с.

Ключевые слова

воспитательный процесс, детско-родительские отношения, ребенок как член семьи, стили общения с растущим человеком
Задать вопрос