Работа по реализации инновационного проекта (программы) «Исток Добра» по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»
Авторы: Маслова Татьяна Владимировна, Каримова Танзиля Наилевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 20.11.2022
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Маслова, Т. В. Работа по реализации инновационного проекта (программы) «Исток Добра» по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» / Т. В. Маслова, Т. Н. Каримова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7787/ (дата обращения: 28.04.2024).
В статье авторы пытаются представить деятельность региональной инновационной площадки по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки».
Ключевые слова: социокультурные истоки,духовно-нравственное воспитание, культуротворческая функция, истоковедение.
В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.
Элементы культуры, накопленные человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей в «Социокультурных истоках» осуществляется в специально организованной педагогом деятельности (система активных занятий, работа по книгам для развития и в альбомах для рисования), в жизни ребенка на уровне культур прошлого-настоящего-будущего [2].
Цель инновационного проекта (программы) «Исток добра» : Создание целостной системы духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в контексте программы «Социокультурные истоки» на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи инновационного проекта :
- Сформировать систему внедрения активных форм обучения, педагогических технологий программы «Социокультурные истоки», способствующих росту духовно — нравственного опыта участников образовательных отношений.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, первоначальные представления о социокультурных духовно-нравственных ценностях.
- Создать развивающую предметно-пространственную среду, методическое и информационное сопровождение образовательного процесса для реализации программы «Социокультурные истоки», с учетом региональных особенностей города и ХМАО-Югры.
- Создать развивающие образовательные маршруты для активного участия детей в образовательном процессе.
- Вовлечь родителей, социальных партнеров в реализацию задач духовно — нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в рамках инновационной деятельности.
- Повысить социальный статус и открытость деятельности дошкольного образовательного учреждения по формированию социокультурных и духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
- Диссеминация опыта деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста через:
— создание банка данных эффективных практик и материалов социокультурного опыта для обобщения и распространения педагогической общественности;
— публикацию материалов в педагогических изданиях федерального, регионального и муниципального уровней;
— участие в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах, семинарах и т. п.) федерального, регионального и муниципального уровней [2].
В рамках реализации инновационного проекта было организовано и проведено, а также принято активное участие в 98 мероприятий различного уровня:
— участие в научно-практических конференциях;
— участие в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном уровне, также в конкурсах и фестивалях различного уровня;
— участие в акциях на различном уровне;
— участие в праздниках благотворительности и милосердия;
— участие во Всероссийских выставках образовательных учреждений.
Педагогический коллектив ДОО нацелен на повышение качества образования, как в работе с детьми, так и в вопросах повышения своей профессиональной компетенции по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, за период реализации инновационного проекта все 49 (100 %) педагогов прошли курсы повышения квалификации по реализации программы «Социокультурные истоки».
Для воспитания духовно-нравственной личности ребенка, работа с родителями является важным, ключевым элементом. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном и социокультурном развитии ребенка играет его семья, мы пришли к пониманию того, что необходимо формировать единую систему ценностей у детей одновременно и в дошкольном учреждении, и в семье [3].
Все занятия с детьми и родителями проводятся в активных формах на основе методологии Истоковедения. Для создания благоприятной для общения, доверительной обстановки педагоги организует работу в ресурсном круге, в паре, четверке, микрогруппе. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Педагог — такой же участник общения, как и родители. Обмениваясь знаниями, опытом, чувствами, родители приходят к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями легче решать проблемы в воспитании детей. Хочется подчеркнуть, что постепенно в результате нашей совместной работы у родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей.
С целью повышения педагогической культуры родителей в рамках реализации инновационного проекта с родителями были проведены следующие мероприятия:
— Социально-педагогические инновационные проекты: «Семейная мастерская», «Семейное чтение», «Семейные походы», «Семейная гостиная», Сердце семьи»», «Русская красавица — Матрешка»;
— Чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания;
— Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания;
— Православные праздники «Под покровом Божией Матери», «Рождество Христово», «Пасха Христова»; «О чем звонят колокола», «Благовест»
— Досуговые мероприятия духовно-нравственного содержания тематические, «День памяти святого» ... Музыкально-спортивный праздник «От русских богатырей до наших дней»
— Оформление выставок детского творчества «Рождество Христово», «Пасха»;
— Мастер-классы: «Солдатский треугольник», Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы;
— Литературная гостиная «И память на войне нам книга оставляет!», конкурс чтецов, посвященный Дню защитника Отечества и 75-летию Великой Победы, конкурс чтецов «О тебе мой край родной»;
— Встреча с ветераном труда «Разговор поколений»;
— Презентации: «Знакомство с масленицей», «Нижневартовск — город детства моего», «Неизвестный солдат»;
— Час мужества «Ура, Победа!»
— Мероприятия: «Блокадный хлеб», «Обряд чаепития», «Что такое доброта?», «Нижневартовск — город детства моего».
Доля родителей вовлеченных в мероприятия в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» составил 82 %.
Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для развития детей являются составной частью комплекта Программы. Для осуществления воспитательно-образовательной работы все возрастные группы в ДОО в полном объеме обеспечены учебно-методическими комплектами, необходимыми для успешной реализации программы «Социокультурные истоки» [4].
Структурные компоненты содержания социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка по Истокам отражают специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Социокультурная среда должна позволять ребёнку развиваться не только в сотрудничестве с педагогом, но и самостоятельно. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия. Содержательным компонентом социокультультурной предметно-пространственной среды развития являются: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игры и игрушки, изобразительные материалы, детская литература, образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона и т. д.
В дошкольной организации, созданы музейные пространства «Русь мастеровая», «Русский быт», музей «По дороге старины», музей кукол разных эпох, музей «Куклы в военной форме»; собрана картотека репродукции картин известных русских художников классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки». (Например, «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; и др.) Эстетические предметы быта: художественные альбомы с разными видами декоративно-прикладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа.
В 2021 году Издательским домом «Истоки» выпущено научно-методическое пособие «Укрепление основ семьи в контексте программы «Социокультурные истоки» («Семьеведение») для дошкольного образования» (авторы Игорь Алексеевич Кузьмин, Ольга Сергеевна Абрамова), направленное на укрепление основ семьи, сохранение семейных традиций воспитанию у детей любви к своей семье, малой родине и нашему Отечеству. В рамках деятельности региональной инновационной площадки нашим педагогическим коллективом были проанализированы полученные результаты и принято решение продолжить работу по взаимодействию и развитию общения взрослых и детей на основе ценностных ориентиров программы «Социокультурные истоки» по направлению «Семьеведение».
Семьеведение — это одно из основных направлений программы «Социокультурные истоки», возрождающее семейные ценности и отечественные традиции, направленное на формирование личности ребенка как будущего семьянина, члена семьи, общества и государства [3].
За период с января по май 2022 года проведены следующие мероприятия:
— Проанализировано методическое обеспечение и материально-техническая база ДОО для осуществления деятельности по реализации направления «Семьеведение»;
— Сформирована творческая группа «Семьеведение»;
— Справка-анализ материально-технической базы по созданию условий реализации программы «Социокультурные истоки»;
— В разработке находится творческий проект «Семейный очаг».
В результате реорганизации произошло объединение кадровых и материальных ресурсов двух учреждений, расширение спектра образовательных услуг, которые и определили перспективные направления развития инновационного деятельности ДОО:
— Обеспечить развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении в условиях реорганизации, через создание единого воспитательного социокультурного пространства для решения задач духовно-нравственного воспитания детей на основе традиций семьи и детского сада.
— Создать условия для внедрения в ДОО программы «Социокультурные истоки» по направлению «Семьеведение», через курсы повышения квалификации педагогических работников ДОО; систематизацию, обобщение и трансляцию инновационного опыта использования традиций семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников на городском, региональном, всероссийском уровне.
— Продолжить работу по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, единства воспитательных воздействий семьи и ДОО в реорганизованном учреждении, в рамках реализации программы «Социокультурные истоки», через обеспечение учебно-методическими комплектами, необходимыми для успешной реализации программы «Социокультурные истоки» и модернизацию предметно-пространственной среды развития ребенка по Истокам.
— Повышение педагогической компетенции и уровня духовно- нравственной культуры родителей, через приобщение их в образовательный процесс и активное участие в мероприятиях в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» по направлению «Семьеведение».
Таким образом, значимость проекта заключается в том, что он направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, формирование личности ребенка как будущего семьянина, члена семьи, общества и государства является первостепенной задачей российской образовательной системы, в том числе на дошкольном уровне, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который стартовал с 1 января 2021 года.
Литература:
- Рекомендации и комментарии по применению программы «социокультурные истоки» в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. — Составители: Кузьмин И. А., Абрамова О. С., Кудряшева Н. С., Перькова С. В., российская академия естественных наук отделение социокультурных и цивилизационных проблем РАЕН, издательский дом «Истоки», с.38.
2. Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. — М.: Вологда, 2006.
3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1987.