Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в ДОУ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.11.2022

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Плетнева, Е. Ю. Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в ДОУ / Е. Ю. Плетнева, Э. В. Коновалова, Л. И. Кистина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7760/ (дата обращения: 28.04.2024).



Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.

В. М. Бехтерев

Дошкольное детство — самое лучшее время для приобщения ребёнка к миру музыки, ведь она является одним из ярких средств эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей восприятия и творчества дошкольников, умения чувствовать и понимать прекрасное.

ФГОС ДО раскрывает задачи музыкального воспитания ребенка во всех образовательных областях: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

В системе дошкольного воспитания и образования в соответствии с ФГОС ДО для получения хорошего результата в воспитании и образовании детей важна организация взаимодействия педагогов, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, увеличения моторной плотности образовательной деятельности.

Влияние музыки на организм ребёнка невозможно недооценивать: звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем, а выполнение упражнений с музыкальным сопровождением улучшает лёгочную вентиляцию, увеличивая амплитуду дыхательных движений. Во время движения под музыку у детей улучшается осанка, координация, вырабатывается чёткость ходьбы и лёгкость бега.

Выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений.

В музыкальном воспитании и развитии ведущими являются задачи, направленные на дифференциацию восприятия музыки, её образов и строятся с учётом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников. Выполняя музыкально-ритмические движения под музыку, у детей появляется красота, выразительность, индивидуальность восприятия образа, музыкальность и естественность. Движение под музыку — самый привлекательный вид деятельности для ребёнка, так как является для него игрой, возможностью выразить свои эмоции и реализовать энергию, что благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.

В образовательной области «Физическое развитие» на первый план выступает охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков.

Основные задачи утренней гимнастики и непрерывной образовательной деятельности (НОД) по физической культуре — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач, ведь музыка и движение тесно взаимосвязаны. Целесообразно проведение под музыку основных движений: ходьба, бег, подпрыгивания, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Один и тот же вид движения может носить разный характер: ходьба в начале НОД по физической культуре или утренней гимнастики бодрая и жизнерадостная, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце НОД — ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. Подобрать музыку и двигательные упражнения в соответствии с возрастными возможностями детей и в соответствии с поставленными целями — очень ответственная и непростая задача.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и непрерывную образовательную деятельность по физической культуре, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений: создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение, благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитываем физиологическую нагрузку, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений. Выполнение упражнений с музыкальным сопровождением развивает у детей музыкальность, эмоциональную отзывчивость, слух. Ребёнок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером.

Организация совместной деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в нашем ДОУ состоит из планирования и проведения совместных мероприятий: включаем в работу досуги, развлечения, праздники, квест-игры и интегрированную образовательную деятельность. Вместе выбираем тему, составляем сценарий, включаем в него материал с учётом смены деятельности: это могут быть разученные ранее музыкальные композиции, подвижные игры с речевым и музыкальным сопровождением, эстафеты, аттракционы, игровой массаж, хороводные игры, которые не только доставляют радость детям, но и развивают их физические качества, моторные функции, координацию движений, волевые качества.

Стало доброй традицией проводить зимние спортивные праздники для детей разных возрастных групп; «День Защитника Отечества»; «День семьи»; «День защиты детей»; «Летний спортивный праздник». Многие спортивные мероприятия проходят с участием родителей. Мы стремимся к тому, чтобы репертуар, используемый на музыкальной и физкультурной непрерывной образовательной деятельности был выразительным, привлекательным, развивал творчество и воображение, образность движений, был доступным для детского исполнения. В нашей работе музыка является не просто фоном и удобным ритмом, но и средством приобщения детей к музыкальному искусству, ведь от того, какие впечатления ребёнок получает в дошкольном детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие.

Интегрированная образовательная деятельность способствует совершенствованию двигательных умений, обогащению музыкальными впечатлениями, пробуждает творчество, доставляет радость, содействует общему оздоровлению организма. В результате интеграции деятельности у детей повышается уровень музыкального развития и творческих способностей, наблюдается стабильность эмоционального благополучия, физической работоспособности.

Для повышения педагогического мастерства и двигательной активности педагогов, мы проводим развивающие и тренирующие мастер-классы по обучению танцевальным и спортивным движениям, использованию их в танцах и играх с детьми. Ведь успех музыкально-ритмического развития детей во многом зависит от того, насколько педагог сам способен увлечься процессом выразительного движения под музыку.

Одно из основных условий успешной работы и хорошего результата в воспитании и развитии ребёнка — это слаженность, стремление к единому стилю в работе инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя.

Литература:

  1. О. Н. Арсеньевская «Система музыкально-оздоровительнойработы в детском саду». г. Волгоград, 2019. — с.210
  2. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» (3–7 лет). ФГОС. М., «Мозаика — Синтез», 2014.- с.96
  3. М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей дошкольного возраста». М., «Творческий центр», 2016- с.204.
  4. В. В. Мельникова «Музыкальное сопровождение физкультурных занятий в детском саду». 2014.- с.98
  5. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» Комплексы упражнений для детей 3–7 лет. ФГОС. М., «Мозаика — Синтез», 2014.- с.77
  6. А. И. Буренина Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Издательство: Музыкальная палитра СПб, 2015.- с.220
  7. Музыкальный руководитель иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2022. — с.60
Задать вопрос