Методическая разработка эколого-краеведческого маршрута | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.10.2022

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Афанасьева, Е. Н. Методическая разработка эколого-краеведческого маршрута / Е. Н. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7706/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: эколого-краеведческий маршрут, Учинское водохранилище, экскурсия, экологическое образование.

Актуальность разработки: Эколого-краеведческий экскурсионный маршрут создаётся детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из наиболее привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Проведение «живых уроков» в естественной природе позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд, формировать метапредметные, коммуникативные, исследовательские компетенции.

Для создания эколого-краеведческой маршрута было выбрано Учинское водохранилище. Данный выбор был сделан не случайно, так как это уникальное гидросооружение имеет много удивительных исторических и природных объектов.

Цель: диссеминация опыта учителя Афанасьевой Е. Н., экологическое обучение и воспитание школьников, привлечение внимания общественности к проблемам сохранения природы Пушкинского края.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

— расширить знания обучающихся о природных особенностях Пушкинского района на примере зоны Учинского водохранилища;

— формировать практические навыки и умения работы на местности, обучая школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта;

— стимулировать навыки самостоятельной и групповой исследовательской работы в активной общественной деятельности;

— выявить лидеров экологической сферы среди учеников и организовать их совместную работу по решению экологических проблем Учинского водохранилища.

Содержание работы. Эколого-краеведческая экскурсия чаще всего проводится в начале весны, когда приходит пора первоцветов. Основные посетители тропы — организованные учебные группы от школьников до педагогов. Время движения по тропе 1,5 часа для школьников среднего звена и до 3 часов для старшеклассников. Рекомендуется проводить занятия на тропе во внеурочное время. Эта деятельность может осуществляться в рамках работы кружков, факультативов. Пропагандируется основной принцип поведения людей в природе «Не навреди!». Предварительно происходит ознакомление участников тропы с правилами поведения в лесу.

Этапы работы

1 этап работы: подготовительный

Деятельность учителя: информирует школьников о создании маршрута, формирует мотивацию, намечает план работы и создает группы учеников. Это экскурсоводы, географы, ботаники, зоологи, экологи, пропагандисты. Педагог совместно с учениками определяет цели и задачи групповых работ. К участию привлекаются учащиеся 7–10 классов. Со старшеклассниками проходит подготовка к проведению экскурсии, разработка маршрута, создание исследовательских проектов.

Учитель проводит консультации по содержанию учебного материала, отслеживает деятельность участников по созданию и проведению эколого-краеведческого экскурсионного маршрута.

На совместном заседании вместе с участниками учитель утверждает тематику групповых проектов и индивидуальные планы участников группы.

Деятельность учащихся: выбирают группу и направление работы, составляют совместно с педагогом план работы над проектами, формулируют цели и задачи проектов, распределяют обязанности, изучают общественное мнение, проводят анкетирование. Обсуждают в группах план работы, который можно корректировать. Определяют сроки для проведения исследования. Осуществляют сбор информации об интересных объектах маршрута. Деятельность учащихся строится на обмене мнениями, и взаимодействии друг с другом.

2 этап работы: поисково-исследовательский

Деятельность учителя: консультирует участников проекта по группам. Оказывает помощь в поиске информации, отвечает на возникшие вопросы. Координирует действия всех участников.

Деятельность учеников: готовят информацию, знакомятся с историческими сведениями, изучают исторические и природные объекты.

Задачи для групп учащихся.

1 группа — экскурсоводы — подготовка материала о истории строительства водохранилища, исследования краеведческих материалов и нахождений ценных исторических объектов и интересных фактов — Екатерининский тракт, бывшие усадьбы и церкви, редуты со времен Великой Отечественной войны.

2 группа — географы — прокладка маршрута и подготовка заданий для школьников по ориентированию и определению азимута.

3 группа — ботаники — изучение растений разных ярусов леса, определение их состояния, необходимости санитарных рубок и других мероприятий по оздоровлению территорий.

4 группа — зоологи — изучение и фотографирование животных, насекомых и птиц, обитающих в лесной зоне и на водоёмах, болотах и в полях.

5 группа — экологи — определение спектра экологических проблем и определение этапов возможной природоохранной деятельности.

6 группа — пропагандисты — проведение внутришкольных конкурсов на лучшие лозунги и плакаты по вопросам охраны природы, размещение лучших работ в качестве информационных стендов на маршруте.

Описание маршрута

C:\Users\user\Desktop\КАРТА.png

Экскурсионный маршрут проложен вдоль побережья водохранилища и в глубине леса.

Остановка № 1. Гидроузел, водоспуск — исток Учи. Рассказ экскурсоводов истории создания водохранилища.

Остановка № 2. В глубине леса — изучение ярусности леса: растительность, определение видов деревьев, кустарников, травянистых форм растений, взятие образцов для гербариев. Определение состояния древесных насаждений.

Вопросы:

— Каковы, по Вашему мнению, причины выявленного состояния древостоя?

— Какие экологические факторы являются определяющими в нарушении равновесия в фитоценозе?

— Какие меры Вы можете предложить для стабилизации данного лесного фитоценоза?

По результатам оценки состояния древесных насаждений была составлена диаграмма (рис. 1).

Рис. 1

Рассказ экскурсоводов о лекарственных растениях и ядовитых растениях.

По ходу маршрута изучение животного мира — «фотоохота», определение птиц по их песням, по следам определение животных, жизнь насекомых (муравейники, насекомые под корой деревьев).

Рассказ экскурсоводов о змеях — часто встречающихся ужах и гадюках (правила поведения и первая помощь при укусе гадюки).

Остановка № 3. На берегу водохранилища. Акция «Чистый берег». Развешивание плакатов и лозунгов, призывающих бережно относится к природе.

Изучение птиц (чомга), состава растительности для определения чистоты вод.

Остановка № 4. Поляна с цветущей печеночницей, редким растением, занесенным в Красную книгу Московской области.

По ходу следования маршрута в лесу — тропа бывшего Екатерининского тракта (показ булыжников бывшей мостовой); выступление экскурсоводов о нахождение разрушенных редутов со времен Великой отечественной войны.

Остановка № 5. Липовая аллея. Исторический памятник бывшей усадьбы села Тишково. Рассказ экскурсоводов.

По ходу движения группой географов выдается ряд заданий для школьников по ориентированию, определению азимута: «Найди клад по карте» — работа с компасом.

Остановка № 6. Некрополь — раскопки, найденные в селе Курово.

Остановка № 7. Памятник погибшим при строительстве водохранилища. Рассказ экскурсоводов.

Литература:

  1. Захлебный А. Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания- М.: Знание, 2011.
  2. Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя — М.: Просвещение,2010.
  3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов — Ростов: Феникс, 2011.
  4. Китайгородский Г. Б. «По нехоженым местам Пушкинского района» -М.: Советский спорт, 1997.-144с.,ил.
  5. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя — М.: Просвещение,2012.
  6. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. Экологическое образование (учебные тропы) — Сб. «общество и природа» МГУ 2013.

Ключевые слова

экскурсия, экологическое образование, эколого-краеведческий маршрут, Учинское водохранилище
Задать вопрос