Методы подготовки к практическим занятиям для студентов юридических вузов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.10.2022

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Шалашов, В. К. Методы подготовки к практическим занятиям для студентов юридических вузов / В. К. Шалашов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7681/ (дата обращения: 28.04.2024).



Цель данной работы — подбор оптимальных средств и способов подготовки к практическому занятию для студентов юридических вузов. Для этого мы решим следующие задачи: 1) выстроим систему методов для подготовки к практическим занятиям; 2) конкретизируем каждый элемент данной системы; 3) сделаем вывод, доказывающий обоснованность данной системы. Мы использовали методы. Методологической основой исследования являются методы: индукции и дедукции; анализа и синтеза; системного похода; диалектический и, содержащийся в нем в снятом виде, метафизический. А также, нами был использован метод-операция «изучение литературы, документов и результатов деятельности». В результате исследования мы пришли к выводу, что использование выше использованных методов в совокупности позволяет качественней подготовиться к практическому занятию студенту юридического факультета.

Ключевые слова: практическое занятие, студенты-юристы, юридическое образование, методы обучения.

В свое время академик С. С. Аверинцев говорил: «Пока мы ставим мосты над реками невежества, они меняют свое русло». Студентам юридических вузов приходится ставить мосты над реками невежества для получения образования, то есть для приближения к образу человека, разбирающегося в своем ремесле. Это предъявляет жесткие требования к студентам на счет умения по использованию методов обучения.

Юрист, кем бы он ни работал — следователем, прокурором, судьей, юрисконсультом, нотариусом — это борец за право, за высокие начала нашей морали, духовные и культурные ценности [1, c. 73]. Для того чтобы являться этим борцом юристу необходимо иметь качественное образование.

Образованный человек обладает определенным уровнем мировоззрения, который формируют определенные знания, умения и навыки. Теоретическими знаниями студент должен овладевать на двух основных формах обучения: лекции и практическом занятии. Если работа на лекции требует подготовки по большей части преподавателя, то работа на практическом занятии требует значительного уровня подготовки студентов.

Именно качественная подготовка к практическим занятиям, позволяющая закрепить материал, пройденный на лекции, и позволяющая углубиться в тематике, становится настоящей проблемой. Классический вариант подготовки к практическому занятию обычно сводится в лучшем случае к трем действиям:

1) механическое заучивание лекционного конспекта;

2) чтение учебника (без проработки);

3) написание ответов к вопросам, данным на практическое занятие (источником обычно служит сайт из интернета).

Естественно, данные действия не могут дать знания (то есть информацию, которую он может обосновать), которыми студент может блеснуть на занятии.

Цель практических занятий заключается в углублении, расширении детализации полученных на лекциях знаний, выработке профессионально значимых умений и навыков. Они проводятся через две-три лекции и логически продолжают учебную работу, начатую на лекции. Практические занятия способствуют развитию профессионального мышления и культуры речи студентов, включая владение юридической терминологией, позволяют проверить усвоенные знания, выступают как средство оперативной обратной связи [2, c. 55]. Для того, чтобы все вышеописанное реализовалось на практике, мы проанализируем три метода обучения при подготовке к практическому занятию: метод подбора источников правовой информации; метод работы с источниками правовой информации и метод интервальных повторений.

Чтобы продуктивно подготовиться к практическому занятию и при этом не тратить лишнее время необходимо определиться какими источниками мы будем пользоваться и для какой цели каждый источник нужен. Обычно в роли источников при подготовке к практическому занятию используют: учебную и учебно-методическую литературу, научную литературу и, сайты Интернета. Ниже в таблице приведен конкретный перечень источников правовой информации.

Таблица 1

Классификация источников правовой информации

Группа источников

Название источника

Предназначение источника

Основные источники

Учебники, учебные и учебно-методические пособия, нормативно-правовые акты

Дают основную общую информацию о теме предстоящего занятия

Дополнительные источники первой группы

Научные статьи и доклады конференций

Дают расширенную информацию об отдельных категориях рассматриваемой темы (функциях, видах, формах и др.)

Дополнительные источники второй группы

Монографии, диссертации и авторефераты диссертаций

Дают дополнительную информацию по вопросам рассматриваемой темы, способствующую углубленному изучению.

Работа с источниками правовой информации — важнейший метод обучения [3, с. 96]. От грамотной работы с источниками правовой информации напрямую зависит усвояемость материала. Желательно использовать всё многообразие приемов и способов обработки информации, которые приведены ниже.

Таблица 2

Перечень приемов обработки правовой информации

Вид приема обработки правовой информации

Характеристика вида приема обработки правовой информации

1

конспектирование

краткая запись прочитанного

2

составление плана правового текста

разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую

3

тезисы

краткое изложение основных мыслей прочитанного

4

цитирование

дословная выдержка из текста

5

аннотация

свернутое изложение прочитанного

6

рецензирование

написание краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения

7

составление матрицы правовых идей

сравнение однородных явлений в трудах разных авторов

Подробнее хотелось бы рассказать про конспектирование. Конспектирование — это процесс краткой записи главных мыслей прочитанного или услышанного, отражающий суть темы. Для многократного сжатия объема материала необходимо пользоваться следующими правилами. Во-первых, записывайте цифры знаками и сокращайте слова (например, вместо государство — гос-во, вместо признаки — пр-ки). Во-вторых, некоторые предложения можно записывать в виде схем, таблиц, графиков и рисунков. В-третьих, делите конспект на небольшие смысловые блоки.

Использование данных правил стимулирует мыслительный процесс при работе с конспектом. По мнению автора, лучше всего конспектировать методом Корнелла (или Корнелльским методом). Он разработан в середине XX века профессором Корнелльского университета. Его смысл состоит в том, что нужно писать в определенных частях листа А4. Провести сверху и снизу листа по одной горизонтальной линии и провести одну вертикальную линию (табл. 3).

Таблица 3

Конспектирование Корнелльским методом

Название лекции:

Основные тезисы (названия смысловых блоков)

1.

2.

3.

Заметки основных мыслей

Вывод;

Перед тем как определиться какими способами и приемами мы будем пользоваться необходимо совершить процесс продумывания источника правовой информации (например, книги). Должно поработать мышление и воображение. Именно те мысли, образы и идеи, которые возникнут у нас в голове, помогут нам в дальнейшем процессе обработки правовой информации.

Проф. С. И. Поварнин рассмотрел процесс продумывания книги. Содержание книги — её мысли, сведения и т. п. — может только тогда «отработать» в нашем уме, когда вступит в связь с теми мыслями и сведениями, которые уже имеются у нас. Если предмет, о котором говориться в читаемом, хоть немного знаком нам, мы можем сопоставлять мысли и сведения книги с нашими и сравнивать, оценивать, исправлять свои ошибки, находить недостатки в чужих мыслях, приходить к новым выводам и т. д. Вся эта сложная работа и составляет «продумывание» содержания книги [4, c. 36].

Для эффективного усвоения материала нужен эффективный метод повторения. Это необходимо для усвоения обработанного нами учебного материала.

В 1967тоду американский лингвист Пол Пимслер разработал и предложил эффективный метод повторения. Его суть в том, что необходимо повторить материал до того момента как вы его забудете, и тогда время, через которое вы опять начнете его забывать будет расти по экспоненте. Название данного метода — интервальное повторение.

Основываясь на полученных экспериментальных данных, были сделаны выводы, что для эффективного запоминания на очень долгое время необходимо повторять заученный материал по схеме: 1-ое повторение — сразу по окончании чтения; 2-ое повторение — через 20–30 минут после 1-го повторения; 3-ие повторение — через 1 день после 2-го; 4-ое повторение — через 2–3 недели после третьего; 5-ое повторение — через 2–3 месяца после 4-го повторения. Режим должен подбираться индивидуально методом проб [5, c. 295–296].

Учитывая все вышесказанное, необходимо сделать следующие выводы: 1) для продуктивной подготовки к практическому занятию студент юридического ВУЗа должен использовать эффективные методы обучения; 2) в ходе подготовки необходимо разнообразить методологический арсенал 3) сочетание методов подбора и обработки источников информации (с использованием Корнелльского метода конспектирования) с методом обдумывания позволяют добиться высокой степени усвояемости учебного материала.

Литература:

  1. С. С. Алексеев, В. Ф. Яковлев О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение № 4. 1976 г. С. 73–81.
  2. Сычёва О. В. Основы юридической педагогики: учеб. пособие / О. В. Сычёва; Тул. ин-т (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). — Тула: Тул. ин-т (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2018. — 140 с.
  3. Кропанева Е. М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. — пед. ун-та, 2010. 166 с.
  4. Поварнин С. И. Как читать книги для самообразования / Издательство «Книга». Москва. 1971 г. 61 с.
  5. Еремеева Г. Р. Баранова А. Р. Метод интервальных повторений при изучении иностранного языка // Бюллетень науки и практики. № 7 (июль). 2016 г. С. 294–298.
Задать вопрос