Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 01.10.2022

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Помазанова, Е. В. Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов / Е. В. Помазанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7622/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Ключевые слова: ситуационная задача, формирование профессиональных компетенций, практические навыки, межпредметные связи, практико-ориентированное обучение .

Применение ситуационных задач в обучении и формировании профессиональных компетенций имеет не только актуальность, но и доказанную эффективность. Разработка и использование ситуационных заданий в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов [2].

Решение ситуационной задачи, как индивидуально, так и в группе студентов, позволяет преподавателю оценить, насколько развиты профессиональные компетенции у обучающихся, тем самым своевременно смоделировать дальнейшую образовательную траекторию студента.

Ситуационная задача — это задание, которое позволяет студенту постепенно и последовательно применить теоретические знания в практике. В процессе работы с заданием процесс интеграции теоретических знаний в практический навык претерпевает несколько стадий:

— ознакомление с условием задачи;

— понимание, какие средства и методы необходимы для решения;

— применение знаний и навыков;

— анализ и синтез;

— оценка полученных результатов.

Структура построения ситуационной задачи чаще всего носит практико-ориентированный характер и для решения необходимо конкретное предметное знание. Очень часто решение задачи связано с необходимостью использования межпредметных связей. Важно в описании проблемы задания поставить вопрос решения так, чтобы у студента возникло желание предложить свой план.

В применении ситуационной задачи в обучении есть конечные цели:

— для студента — найти решение, исходя из предложенных условий;

— для преподавателя — понимание, на сколько усвоен изученный предмет, как обучающиеся могут применить теоретические знания на практике, могут ли использовать межпредметные связи, в каких областях/разделах преподаваемой дисциплины у студента имеются пробелы в знаниях.

Все разработанные и внедренные в образовательный процесс ситуационные задачи имеют структуру.

Структура ситуационной задачи:

— порядковый номер или название раздела темы;

— описание, которое включает субъективные и объективные данные, необходимые студенту для построения плана решения задачи;

— задание, предусматривающее разработку схемы решения проблемы.

Применение ситуационных задач в обучении способствует повышению уровня самостоятельности со стороны обучающегося, формирует профессиональные компетенции, ориентирует в проблемах современной жизни. Быстрота и правильность решения ситуационной задачи во многом зависит от уровня теоретической подготовки студента по дисциплине и от того, как он владеет межпредметными связями. Метод ситуационных задач, как способ формирования профессиональных компетенций, наиболее часто применим в дисциплинах естественно-научного и социологического цикла.

Описание проблематики ситуационной задачи, как правило, отражает существующие или потенциально возможные ситуации. Сценарий задачи необходимо как можно чаще изменять, чтобы не потерять профессиональный интерес в поиске решения задания, со стороны студентов. В решении задания преподаватель и обучающиеся становятся партнерами, у которых единственная цель — найти верный вариант задачи. Следовательно, изменяется конструктивная модель обучения — преподаватель, который владеет решением, в данной ситуации не источник знаний, а направляющий студентов на поиск верного ответа. Ситуационные задачи могут быть применены в качестве ресурса мотивационной активности обучающихся к познавательной деятельности.

Иногда структура построения ситуационной задачи и предложенный план решения, со стороны студентов, могут стать инструментом в организации социальных проектов и кейсов.

Таким образом, выделяется ряд требований, которые возможно решить с помощью применения ситуационных задач в практическом обучении:

— развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса;

— развитие мотивации к обучению;

— применение межпредметных связей для решения социальных проблем и развития пространственного мышления.

Важным аспектом является то, что внедрение ситуационных задач в практическое обучение позволяет минимизировать время необходимое на рассмотрение различных организационных вопросов и увеличить на отработку практических навыков.

В процессе разработки задачи также необходимо выбрать уровень ее сложности:

— первый (основан на теоретическом предложении решения задачи);

— второй (основан на применении теоретических знаний и практических рекомендаций);

— третий (основан на практическом способе решения задачи — отработка навыков на симуляторах, муляжах, ролевых сценариев, с помощью VR-технологий и т. д.).

Если ситуационная задача носит не индивидуальный характер, а групповой, то она помогает улучшить у студентов свои коммуникационные навыки общения, правила ведения дискуссий, сформировать чувство коллективной ответственности. В процессе поиска решения ситуационной задачи каждый студент активно участвует в обсуждении и анализе проблемы задания [1].

Важной особенностью описания условий задачи является внесение информации, которая, на первый взгляд, носит дополнительный информативный характер, и, по мнению обучающихся, может являться не существенной. Поэтому, преподавателю необходимо научить студентов обращать внимание на все детали условия задания, научить отделять существенное от несущественного, так как часто в этих различиях в методе оценки и подхода и заключается важность.

Следовательно, практико-ориентированное обучение невозможно без внедрения в процесс обучения практических задач. Ситуационные задачи помогают сформировать профессиональную личность, способную работать в проблемных ситуациях и сочетать профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладать соответствующими интеллектуальными способностями и нравственным сознанием, сформированной профессиональной культурой.

Таким образом, ситуационные задания той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания дидактических процессов и организационных форм [3]. Методика ситуационных задач, а также научная и учебно-исследовательская работа студентов и коммуникативная направленность обучения, служат способом формирования профессиональных компетенций, и помогают более активно и успешно решать вопросы подготовки будущих специалистов.

Литература:

  1. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2008.
  2. Быстрова, Н.В., Коняева, Е.А., Цыплакова, С. А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования. Проблемы современного педагогического образования, 2019(63–2), 78–80.
  3. Просветова, А. В. Особенности внедрения инновационных учебно-методических комплексов в образовательном процессе учреждениях СПО Научные исследования в образовании, № 8, 2010, с. 46–49.
Задать вопрос