«TikTok» для «отличников», или как социальные сети помогают устранять пробелы в знаниях обучающихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иоха, Н. С. «TikTok» для «отличников», или как социальные сети помогают устранять пробелы в знаниях обучающихся / Н. С. Иоха. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7513/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрены возможности использования социальных сетей для создания авторского канала преподавателя, который может стать инструментом образовательного процесса и помощником, обучающимся пропустившим занятия и желающим восстановить полученные пробелы в знаниях. Показана возможность применения канала преподавателя в ходе изучения дисциплин экономического цикла.

Ключевые слова: низкая посещаемость, аудиторные занятия, клиповое мышление, образовательный контент, социальные сети «YouTube» и «TikTok».

Каждый педагог, если он, конечно, истинный патриот своего дела, который по-настоящему заботится о том, чтобы его ученики знали, любили и понимали преподаваемый им предмет, постоянно ищет способы самосовершенствования и подачи материала в таком виде, в котором студенты будут охотно его воспринимать и впитывать.

Сегодняшние ученики – это представители нового поколения, родившееся уже с пультом от телевизора в руках и не представляющие свою жизнь без гаджетов. Для них характерно клиповость мышления и следование модным тенденциям. Они не выполняют все задания по очереди - они могут все делать одновременно, получая информацию из разных источников.

Вместе с этим, студенты, будь они представителями поколения «Z, X или Y» всегда пропускали и будут пропускать занятия, и у них всегда найдется множество аргументов, оправдывающих эти действия: работа, личная жизнь, заболел, проспал и т.д. А факт остается фактом - низкая посещаемость аудиторных занятий становится причиной плохой успеваемости обучающихся. Однако, справедливости ради стоит сказать, что болеет современная молодежь, действительно, много.

В этой связи, перед педагогом встает задача: как выстроить учебный процесс таким образом, чтобы те, кто пропустил занятия, могли легко восстановить пробел в полученных знаниях. И не просто по учебникам и электронным статьям в Интернете, а как будто, повернув время вспять, оказаться на пропущенной лекции…

Еще совсем недавно основной площадкой конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся были сайты образовательных учреждений. Сегодня "классические" образовательные сайты уже не пользуются такой популярностью. Все большее распространение получают социальные сети, такие как Facebook, ВКонтакте, Instagram, TikTok, YouTube и т.д.

В ходе мониторинга социальных сетей нами было установлено, что наиболее популярными сегодня среди студентов являются социальные сети «YouTube» и «TikTok (им принадлежат первые строки в рейтинге), из чего можно сделать вывод, что эти социальные сети активно вошли в жизнь современных студентов, а значит, могут стать отличным инструментом для решения педагогических задач в образовательном процессе.

В связи с этим, основная цель нашего проекта заключалась в том, чтобы через использование платформ «YouTube» и «TikTok», разработать авторские каналы преподавателя, предназначенные для размещения видео лекций, созданных педагогом для своих студентов и, тем самым, дать им возможность восполнить пробелы в знаниях.

В процессе работы над проектом была выдвинута и проверялась гипотеза, предполагающая, что созданный авторский образовательный канал преподавателя в социальных сетях «YouTube» и «TikTok» может стать эффективным инструментом в организации учебной деятельности для восстановления пробелов в знаниях обучающихся.

Логика проекта определила его этапы.

Первоначально на основе анкетного опроса мы узнали мнение студентов о том, какое влияние оказывают пропуски занятий на успеваемость обучающихся и сможет ли авторский канал педагога помочь им в восполнении знаний по пропущенным темам.

Опрос обучающихся Хабаровского технологического колледжа

Рис. 1 Опрос обучающихся Хабаровского технологического колледжа

Получив в большинстве случаев положительные ответы, мы проанализировали имеющиеся образовательные ресурсы по экономическим дисциплинам и установили, что наиболее приемлемыми для студентов СПО являются каналы «YouTube» по обществознанию. Здесь можно найти отдельные темы по экономике, но их немного, также на этой платформе есть каналы, которые рассказывают, как грамотно вести личные финансы, как правильно инвестировать свои деньги и уберечься от сомнительных финансовых авантюр. Однако на этих каналах информация не систематизирована, темы раскрыты либо не полностью, либо однобоко.

После этого мы разработали и внедрили в образовательный процесс каналы «Экономика и общество» на платформах «YouTube» и «TikTok», с целью оказания помощи прежде всего тем студентам, которые пропустили занятия по уважительным причинам. Эти каналы и стали продуктом нашего исследования.

На «YouTube» - канале «Экономика и общество» мы ограничили продолжительность видеороликов до 15 минут (помним о клиповости мышления поколения «Z»), чтобы обучающиеся смогли осмыслить полученную информацию и при необходимости вернуться к ней вновь.

В случае, если тема объемная, мы применяем практику создания двух отдельных роликов, содержащих общую информацию по изучаемой теме. На сложных моментах делаем особый акцент, приводим примеры решения задач, рекомендуем список литературы. Через открытые комментарии студенты могут задавать вопросы или высказывать пожелания преподавателю.

Продолжительность ролика в «TikTok» не превышает двух минут. Здесь мы создаем короткие видео, как правило, для закрепления понятийного аппарата. В этом очень хорошо помогает функция «Ремикс», которая позволяет просматривать видео многократно, пока пользователь сети не «смахнёт» его вверх. Это дает возможность студентам лучше и быстрее запоминать понятия, на которые делается акцент в теме ролика.

Graphical user interface, website

Description automatically generated

Рис. 2. Главная страница канала «Экономика и общество» в «TikTok»

Также мы добавляем на видео стикеры или текст, выполняющий функцию субтитров. Это позволяет просматривать видео в тех местах, где по каким-то причинам нельзя включить звук, например, в транспорте.

После публикации видео в «TikTok» мы настраиваем функцию управление комментариями – например, запретить или поставить фильтр, указав стоп-слова, поскольку в отличие от «YouTube» здесь разрешена ненормативная лексика. «TikTok» позволяет отслеживать просмотры, лайки, репосты и комментарий в разделе "Статистика", здесь также есть ссылка на «YouTube», где можно посмотреть материал лекции целиком.

Для оценки эффективности применения созданных каналов мы выбрали несколько способов: через анализ результатов мониторинга освоения обучающимися образовательной программы ОДУ. 03 «Экономика» по итогам промежуточной аттестации; по наличию творческих исследовательских проектных работ, обучающихся по учебной дисциплине «Экономика», осуществляемых под руководством преподавателя; с помощью анкетного опроса среди обучающихся; в ходе опроса в социальных сетях родителей обучающихся, о целесообразности использования данного метода в учебном процессе.

Анализ данных опроса родителей обучающихся

Рис. 3. Анализ данных опроса родителей обучающихся

В заключение, хотелось бы отметить, что положительным моментом применения авторского канала преподавателя в образовательном процессе является его непрерывность, в том числе и в период дистанционного обучения. Информационная поддержка программы дисциплины в социальных сетях позволяет обучающимся, пропустившим занятие, не отставать от образовательного процесса, получать консультацию преподавателя и самостоятельно осваивать материал.

Нельзя, конечно, исключать и возможные риски, связанные с появлением такого формата обучения. На наш взгляд, основная проблема, которая может возникнуть с появлением такого формата как авторский образовательный канал преподавателя заключается в том, а не начнут ли студенты злоупотреблять этим вариантом обучения и в принципе перестанут посещать аудиторные занятия? Здесь мы придерживаемся такой позиции: если студент склонен прогуливать аудиторные занятия, он это рано или поздно начнет делать. Однако для тех ребят, которые пропускают по уважительной причине, этот вариант станет существенной помощью в освоении нового материала.

Литература:

  1. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1055-1057.
  2. Лямин А.В., Хоботова А.Р., Чежин М.С. Использование социальных сетей в образовании – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 67 с.
  3. Мандель Б.М. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий. – URL: http://iedtech.ru/files/journal/2014/1/mandel-truancy.pdf.
  4. Механизмы и возможности использования социальных сетей в образовании / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/470/1514

Ключевые слова

клиповое мышление, образовательный контент, низкая посещаемость, аудиторные занятия, социальные сети «YouTube» и «TikTok»
Задать вопрос