Литературный Хабаровск: учебно-методический комплекс | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аграфенин, Е. В. Литературный Хабаровск: учебно-методический комплекс / Е. В. Аграфенин, Е. М. Климкович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7507/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье представлено описание авторского учебно-методического комплекса, направленного на изучение литературы с включенным региональным компонентом. УМК включает программу предмета «Литература» с включённым региональным компонентом, комплекс оценочных средств, сценарии внеурочных мероприятии, посвящённых писателям и поэтам Хабаровского края, интерактивные плакаты и др.

Ключевые слова: писатели Хабаровска, поэты Хабаровска, региональный компонент, литературное наследие, литературное краеведение.

Изучение литературы родного города играет важную роль в освоении культурного наследия общества, в становлении духовно богатой личности с высокими нравственными принципами и эстетическими потребностями. Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к литературе родного города – части основы русской культуры. Ведь именно это позволит молодым людям осознавать себя носителем и выразителем национального менталитета.

Изучение литературы Хабаровска подразумевает знакомство и детальное рассмотрение художественных и публицистических произведений во всём их тематическом и жанровом разнообразии, проникновение в их глубинный смысл, пробуждение желания к творчеству.

Учебный курс включает использование различных видов деятельности: самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть; различные виды пересказа текста; составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного; подготовка сообщения; монологический ответ; участие в беседе и диалоге; элементы анализа эпизода текста и интерпретация стихотворения; художественный анализ стихотворения; сопоставление героев, сюжетов, идей произведений; выявление авторской позиции; написание сочинений разных видов, письменных ответов на вопрос; работа над особенностями языка художественного произведения; подготовка презентаций с использованием ИКТ. Кроме того, выполнение коллективных и индивидуальных творческих заданий: составление ментальных карт, синквейнов, создание проекта.

Утвержденный перечень тем студенческих проектов включает: «Тема родного города в творчестве поэтов Хабаровска», «Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэтов Хабаровска», «Тема родной природы в творчестве поэтов Хабаровска», «Тема любви в творчестве поэтов Хабаровска», «Философская тема в творчестве поэтов Хабаровска», «Современные тенденции в творчестве поэтов и писателей Хабаровска», «Художественное своеобразие лирики поэтов Хабаровска», «Анализ произведения (по выбору) одного из Хабаровских писателей», «Произведения для детей в творчестве писателей и поэтов Хабаровска».

«Книга – такое же явление жизни, как человек, она – тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком», – писал Максим Горький. Следовательно, изучение литературы родного города поможет лучше представить себе прошлое, его культуру, традиции, моральные устои и принципы и, таким образом, понять настоящее.

Изучение литературного наследия Хабаровска необходимо, чтобы обучающийся интересовался жизнью города, умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его авторе, литературном произведении.

Художественный мир поэтов и писателей Хабаровска раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувства гармонии, красоты, учат понимать и видеть прекрасное. Очень широко представлена тема-посвящение родному городу. Вот, например, стихотворение Юрия Ковалёва «Хабаровску»:

Я люблю этот город.
На тысячи лет породнившись с рекой, тополями, травой,

Он разлапистым тигром ступал по земле,

и смыкалась тайга над его головой.
И когда заполошно горели леса,

и казалось, что все покорились беде,
то, быть может, не звери и птицы –

он сам, задыхаясь от дыма, бросался к воде.

Я люблю этот город.
Он тем и хорош, что в каком бы раю ни блаженствовал ты, но к нему прилетишь,
прибежишь, приползёшь, чтобы снова
влюбиться в родные черты.

Я люблю этот город и в дождь, и в пургу, и в чужие края
убежав от забот, я, наверное, жить без него не смогу, да и
он без меня будет вовсе не тот...

В этом стихотворении, построенном в иносказательном ключе на исторических фактах, содержится не только познавательный аспект, но и большой простор для решения воспитательных целей занятия, в первую очередь, патриотической. Обучающиеся обращают внимание на то, какой искренностью и теплотой проникнут текст, какими ласковыми и душевными словами выразил любовь к своей малой родине поэт.

Тематические направления произведений Хабаровских авторов разнообразны. И многие из них можно включать в параллель при изучении основной программы по литературе.

Например, при изучении творчества Сергея Есенина обязательно стоит познакомить учащихся с творчеством Игоря Царева, Петра Комарова, Михаила Белова. Единство стихотворных идей прослеживается в поэтизации русской природы, развитии темы Родины как выражения любви к России. Художественное своеобразие творчества перечисленных авторов заключается в глубоком лиризме, необычайной образности, зрительности впечатлений, принципах пейзажной живописи.

При изучении тематического блока «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» стоит рассмотреть творчество Ефименко В.М., Богданова Г.В., Тельканова С.А., Наволочкина Н.Д. Провести параллель реалистического и романтического в изображении войны, проблем человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил.

В пределах изучения блока «Особенности развития литературы конца 1980–2000-х годов» отдельного внимания заслуживает творчество современных писателей и поэтов города Хабаровска: Анны Золотаревой, Ольги Сусловой, Татьяны Позитив, Марины Савченко, Полины Виговской. Проведение параллелей по ряду общих проблем, образов, мотивов формирует у студентов представление о целостности и взаимосвязанности историко-литературного процесса. Такой подход позволяет увидеть в современной литературе не изолированное явление, существующее независимо от художественных традиций русской литературы, а результат эволюции словесного творчества.

К большому сожалению, на сегодняшний день практически отсутствуют доступные учебно-методические пособия, содержащие в скомпонованном виде информацию о Хабаровских писателях и поэтах, необходимую для использования на занятиях при изучении родной литературы.

Современные педагоги и учащиеся испытывают сложности, связанные с недостатком информации и недостаточным методическим обеспечением в ходе изучения предмета «Родная литература». Это касается и Хабаровской литературы: классической, и, в особенности, современной.

Всё больше возникает потребность в создании таких продуктов, реально необходимых для проведения занятий.

В разработанный авторами учебно-методический комплекс «Литературный Хабаровск» были включены: программа по литературе с региональным компонентом, комплект контрольно-оценочных средств, Положение о проведении ежегодного цикла литературных мероприятий, посвященных Дню рождения Хабаровского края.

Интерактивная часть УМК авторов включает: интерактивные плакаты, содержащие сведения о жизни и творчестве мастеров слова Хабаровска. Особенного внимания заслуживают видеоклипы на стихотворения поэтов Хабаровска, снятые нашими студентами. Тексты, превращенные посредством инсценировки в живое слово, надолго оставит след в сердцах молодых людей, прочувствовавших стихотворения, пропустивших поэтические строки через призму своего юношеского мировосприятия. В клипах прозвучали стихотворения: «Я люблю по городу Хабаровску гулять…» Марины Савченко, «Я молю иногда, иногда обо мне вспоминать» Полины Виговской, «День осенний» Елены Неменко, «Две влюбленные скульптуры» Владимира Ветрова, « Старый город» Михаила Белова, «Ах, туча кучевая…» Игоря Царева, «Листопад» Виктора Суходольского, «Ночь июля» Ирины Фетисовой-Мюллерсон, «Мой город» Петра Комарова, «Строки о маме» Марины Савченко, «Чудо жизни» Владимира Беспалова Барского, «Свой дом» Елены Неменко, «Листает осень первые странички…» Юлии Вебер, «Земли вращенье» Ольги Сусловой и др.

Учебно-методический комплекс, созданный авторами, можно использовать на лекционных занятиях, беседах, диалогах, дискуссиях, обсуждениях, проектировании, конкурсах, практикумах, экскурсиях по литературно-историческим местам, участии в творческих конкурсах и фестивалях.

При продуманном введении региональной литературы в обучение не нарушается целостность восприятия учащимися литературных про­изведений, литературного процесса, успешнее реализуется процесс педагогической поддержки мотивации обучающихся к изучению родной литературы как продолжительного многокомпонентного процесса, включающего не только действия по непосредственно чтению книг, но и накопление набора компетенций, обеспечивающих осмысленность и эмоционально положительную окраску этого процесса; пониманием процесса педагогической поддержки мотивации обучающихся к чтению литературы родного города как процесса, распределенного по всем ступеням образования; признанием роли сетевого партнерства как эффективного инструмента педагогической поддержки мотивации обучающихся к чтению литературы края.

Инновационная система преподавания предмета «Родная литература» позволит предоставлять качественные образовательные услуги. Литературное краеведение не только расширяет кругозор обучающихся, но и развивает, воспитывает их. Видно, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, обостряется внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, вырабатывается активная жизненная позиция, самостоятельное творческое мышление, убеждения, умения и навыки; такие вечные темы, как любовь, дружба, природа, патриотизм раскрываются и понимаются глубже.

Литература:

  1. Голубчик М.М. Развивая творческое сотрудничество // Вестник МГУ. – 1994. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivaya-tvorcheskoe-sotrudnichestvo.
  2. Седова Л.В. Национально-региональный компонент в преподавании литературы в общеобразовательной школе // ИТС. – 2001. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-v-prepodavanii-literatury-v-obscheobrazovatelnoy-shkole.
  3. Ширманкина Р.С. Национально-региональный компонент на уроках родного языка // ИТС. – 2001. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-na-urokah-rodnogo-yazyka.

Ключевые слова

региональный компонент, литературное наследие, писатели Хабаровска, поэты Хабаровска, литературное краеведение
Задать вопрос